О том, как венгр, оказавшись волею судеб в годы гражданской…
О том, как венгр, оказавшись волею судеб в годы гражданской войны в стране Советов, обрел здесь семью и Родину, рассказала марьянский краевед Нина Алексеева.
В моем архиве есть уникальное старое фото. Десять лет назад, собирая материал об истории Марьянской, я записала воспоминания труженицы тыла Раисы Янушевны Роман. Вот что она рассказала: «Мой отец Януш Иштванович Роман, венгр по национальности, в годы гражданской войны попал в плен. Его взял к себе в работники Федот Кузмич Рубайло, хозяин большой двухэтажной мельницы, которая находилась на восточной окраине Марьянской. В 1921 году Януш Иштванович женился на марьянской казачке Татьяне Еремеевне Процай, моей матери. Хозяин Рубайло взял ее в няньки, так как семья у него была большая — шестеро детей. Когда у молодой семьи Роман появились свои первые двое детей, хозяин купил им маленькую хату. После национализации мельницы его работники вошли в объединение рабочих пищевкусовой промышленности Марьянского района (это написано на знамени коллектива мельницы). Отец продолжал работать в ней до 1938 года. К этому времени в семье было уже шестеро детей. Он устроился в марьянскую МТС, где получил трехкомнатную квартиру в общежитии. С первых дней Великой Отечественной войны отец ушел на фронт. Закончил войну в 1945 году в Германии, был награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями. Во время войны, после освобождения станицы в 1943 году, я с 13 лет пошла работать в колхоз на СТФ, где выращивали поросят. Вставали очень рано, в 3:30. Я — на ферму, а мама — в поле. Там женщины, пока была роса, косили косами пшеницу, ставили копны, молотили до 11 ночи. За добросовестный труд и мама, и я награждались отрезами на платья. Однажды на праздник мне вручили премию — золотые сережки! С 1960 года 15 лет работала кухаркой в интернате, а потом до пенсии — на кирпичном заводе. Вот и вся моя жизнь», — закончила свой рассказ Раиса Янушевна.
— А что стало с мельницей? — спросила я.
— В августе 1942 года, перед оккупацией Марьянской, ее подожгли, чтобы не досталась немцам. Горел второй этаж, некоторые станичники спешили набрать горячего зерна, когда в станицу уже заходили немцы.
В конце беседы Раиса Янушевна отдала мне фотографию 20-х — начала 30-х годов, т.к. родных у нее не осталось.

На фото — группа мужчин на фоне знамени. В верхнем ряду второй слева — Януш Иштванович Роман, рабочий марьянской мельницы.
На знамени надписи: сверху: РСФСР. Слева: «Право на труд в 1917 году трудом закрепили окончательно». Справа: «Объединение рабочих пищевкусовой промышленности Марьянского района».
Вот так семейная реликвия сохранила для потомков свою историю.
Нина Алексеева, ст. Марьянская
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
54 года, дети его: Иван 21 год, София 18 лет,…
46 лет, жена его Агрипина 46 лет, дети их: Иван…
49 лет, жена его Зиновия 49 лет, дети их: Владимир…
отставной хорунжий — 1840-1841 гг.
хорунжий – с 2004 по 2017 гг.
проживала по ул. Набережной, 165.
1903 г.р., проживала по ул. Ленина.
проживала по ул. Ленина, 37.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…