Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Как жила Староджерелиевская в начале Великой Отечественной войны и после неё

Станицу оккупировали в августе 1942 года, а освобождена она была в феврале 1943-го

Воспоминания, записанные со слов свёкра Ивана Ефимовича Списа, прислала в редакцию учитель СОШ №11 станицы Староджерелиевской Татьяна Спис. Яркие, эмоциональные и подробные, они помогают представить, как жили в те трудные годы, как выстояли и победили.

«…Нас в семье было трое. В 1941-м старшей сестре испол­нилось 12, брату — 6, мне — 4 го­дика. Отца сразу призвали на фронт. Можно только предста­вить, как было страшно и труд­но маме.

Первыми в станицу зашли румыны (летом 1942 года – прим. автора). По лицам станични­ков мы, дети, понимали: их на­до бояться. Румыны разгоражи­вали заборы, освобождая место для немецких машин и танков. Наш двор был буквально напич­кан техникой.

Враги поселились в хате. Мать заставляли готовить еду, печь хлеб. Немцы строго следи­ли, чтоб нам ни крошки не пере­пало. Жадные были.

Чтобы меньше привлекать внимание оккупантов, мама пе­ревязывала нам голову и горло тряпками: немцы боялись скар­латины, вшей, даже одежду свою они не стирали — жгли.

Помню бумажный дождь. Это были листовки, сброшенные с фашистского самолёта. Хорошо запомнился телефонист, кото­рый сносно говорил по-русски. Однажды какой-то фриц наста­вил на меня автомат, что-то тре­буя. Телефонист вмешался и увёл этого сумасшедшего. На­верное, у него тоже были де­ти. А ещё немцы ели шоколад­ные конфеты, а обёртки броса­ли нам. Как пахли эти бумажки!..

Была у нас корова. Когда при­казали её сдать, мать сказала: «Ну, дети, прощайтесь с корми­лицей!.. Погоним на весовую». А на весовой немец в очках вдруг махнул рукой и не стал забирать корову. Полицай очень удивлялся. Мы — тоже. Потом всё прояс­нилось. Прибыли на постой дру­гие фрицы и стали запивать хлеб молоком от нашей кормилицы.

Но вот корова доиться пере­стала. Маме не поверили. Сол­даты пошли сами доить. Спра­шивали про кур. Тоже говорим: нету. Под утро на чердаке заку­карекал петухи выдал всех. Нем­цы кур забрали…

Румыны варили мамалыгу в чугунках. Выворачивали куша­нье на широкую доску и резали на куски нитью. Мы только об­лизывались.

Февраль 1943-го хорошо за­помнился. Залпы орудий. Па­ника. Мы бежали раздетыми по улице, не обращая внимания на стужу. Собрались в саманной ха­те у Марии Горошиной. Крас­ная Армия наступала со сторо­ны Новониколаевской. Как сей­час помню: возле хаты — четыре лошади впряжённые, одна — уби­тая. И немец стонет в шарабане.

Когда Староджерелиевскую освободили, ночью кто-то по­стучался в наше окошко. На столе горела свечка из гильзы. Всполохи огня выхватили лицо. Отец!.. Он принёс нам три ква­шеных яблока. Ничего в жизни вкуснее не едал!..

Отец лежал на кровати, а я ползал по нему, как муравей. Было приятно, когда он гладил меня по голове. Больше я его не видел. Позже придёт бумага: «…участвовал в боях за Керчь, пропал без вести». Горе матери нельзя передать. Она всё при­читала: чувствовал, знал, что не свидимся. А как ему не хотелось покидать семью!

В 1946-м я пошёл в школу. Нам с братом пошили постолы — резиновые галоши. Одни на дво­их. До обеда брат обутый, после — я. Запомнились первые штаны, купленные на вечернем базаре в Славянске на деньги, которые выручили, продав кабаки.

В голодном 1947-м ели кор­ни рогоза. Его копали в плавнях, сушили, собирали крахмал и де­лали коржики. Сковородку сма­зывали солидолом. Корка на кор­жиках получалась синяя, а сами они пахли керосином. Так за счёт рогоза и выжили.

Первая моя учительница, Ирина Семёновна Решитько, очень сильно голодала. При­дёт, бывало, к нам домой, а ма­ма её угощает хлебцем, испе­чённым из паники (семена сор­няков). Помню, на уроке читали стихи про край родной. И там бы­ли такие строчки: «Полны хлеба амбары и клети». От этих слов учительница упала в обморок.

Бумаги не было. Писали ме­лом на чёрной кальке, стирали сухой тряпкой. Чернила делали из варёной луковой шелухи или разведённой сажи. Перья наматывапи на палочки.

В школу ходил я в рваной фу­файке. Девчонки смеялись: «У Списа мясо вылазит». И выдер­гивали вату. Я нашёл выход из положения — вывернул фуфай­ку наизнанку.

В комсомол нас принимали в ст. Красноармейской, куда мы ходили пешком. И никто за труд это не считал. Патриотиз­мом были охвачены все, от ма­ла до велика.

На летних каникулах работа­ли. Возили на быках зерно с по­ля на ток. Помогали собирать хлопок, который в то время про­бовали выращивать на Кубани. Кухарки делали «затирку», под­кармливали нас. Устав, мы спа­ли вповалку прямо на земле. Дружно пели: «Широка страна моя родная».

А как мы любили Новый год! Ждали подарков. Взрослые ис­хитрялись радовать детей. За счастье и богатство были ябло­ки, конфетки, пряники. Игруш­ки на ёлку делали из бумаги, из глины. В ход шло всё пёстрое.

В раннем детстве я сделал вывод: люди — разные, и война здесь не причём. Моя тётка Хивря детей не имела, но жадная бы­ла. А у другой, тёти Ариши — семе­ро по лавкам. Придём мы с бра­том в гости, она хоть чем-то, но угостит. Пусть это будет яблоко или сухарики.

Работы я никогда не боял­ся. Трудился много. Награждён медалью «За доблестный труд». Я — счастливый человек. Есть сын. Двое внуков, трое правну­ков. Они не знают, что такое го­лод и война. Что ещё для сча­стья нужно?!»

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Перетицкий Моисей Пакратов

    42 года, жена его Васса 40 лет.

    Верещака Яков Данилов

    29 лет, жена его Марина 26 лет, дочь их Анна…

    Мороз

    сыновья: Гавриил 22 года, Стефан 17 лет, Иван 15 лет,…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Новак

    урядник – 1874 г.

    Сухий Степан Гаврилович

    урядник – 1916 г.

    Козачевский Даниил

    казак – с 1842 по 1844 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Харитонова Ольга Матвеевна

    проживала по ул. Д.Бедного.

    Шестак Анастасия Григорьевна

    1914 г.р., проживала по ул. Красной, 88.

    Добровольская Мария Константиновна

    проживала по ул. Народной.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк