Один заход аэроплана позволял сеять около 150 килограмм семян
О том, как авиация стала частью рисосеяния, рассказал в своей книге «Родом из СССР» краевед Алексей Ларкин.
Зерно… с неба!
24 мая 1931 года, покружившись с могучим ревом над хуторами, на Черкесский лиман села стальная птица… И аэроплан стал сеять рис, в минуту по гектару! Работа велась под руководством американца профессора Стерлемана и его механика-инструктора Гордона.
Но изучение использования авиации в сельском хозяйстве началось намного раньше. Еще в 1930 году „Плавстроем» в совхоз „Полтавский» направили группу специалистов во главе с М.Д. Гришко, в распоряжение которой были выделены опытный летчик и бортмеханик, грузовая автомашина, самолет, оборудованный бункером для семян, и палатка.
Кроме этого, ближайшими колхозами в распоряжение группы выделили сигнальщиков, выставлявших флаги на очередные направления полета самолета-посевщика, и грузчиков, наполнявших бункер самолета семенами.
Попытка за попыткой
Длительное время специалисты проводили эксперименты по нахождению оптимальных расстояний между полосами полета, высотой полета, степенью открытия заслонки бункера, которые обеспечили бы наиболее равномерный разброс семян по площади и оптимальную загущенность посевов.
Опыты в основном производились в предрассветные и вечерние часы, когда стихал ветер. Разбросанные по зяби с самолета семена ярового ячменя, овса и яровой пшеницы заделывались в почву боронами. Только после получения положительных результатов „Плавстрой» перешел на посев риса по залитым водой чекам» – писал Владимир Ставский.
Аэроплан был небольшой. На один посев он забирал только 150 кило семян. Потом приходилось вновь садиться за семенами. Птицу-аэроплан хорошо видели с хуторов, рассматривали станичники, собирались кучи народа, чтобы посмотреть на диковинку.
Первые результаты посева с аэроплана порадовали. Поэтому этой машине стали доверять больше зерна, то есть засевать уже хозяйственные гектары. Профессор-американец удивлялся, как русские быстро осваивают технику, таких темпов и масштабов работ у себя он не видел! Но кубанские просторы велики по территории и самолет с такими площадями посевов не справлялся, приходилось засевать и вручную — бригадами из не окрепших еще колхозов Ивановского стансовета. А после разбрасывания семян их заделывали в почву боронами.
Открыть архив файловПри подготовке статьи автором использованы источники:
Материалы Славянского историко-краеведческого музея, фонд 6, оп.17, д.3.
Центр документации новейшей истории Краснодарского края, ф.1863, оп.1., д.72, л.162-163, д.88, л.85, ф.1391, д.24-25.
Газета «Молот» от 29 августа и 3 ноября 1934 г.
Газета «Правда» от 14 ноября 1934 г. и 14 ноября 1937 г.
Газета «Сталинец» Ивановского РК ВКП(б) от 1 мая 1937 г.
Газета «Красное знамя» от 8 июля 1937 г.
Газета «Большевик» от 7 декабря 1940 г.
Газета «Стахановец» от 12 мая 1937 г.
Подпишитесь на рассылку
46 лет, жена его Агрипина 46 лет, дети их: Иван…
35 лет, жена его Анна 36 лет, дети их: Ефросиния…
есаул – с 1880 по 1882 гг.
урядник – с 1844 по 1854 гг.
с 1794 по 1799 гг.
проживала по ул. Коммунистической.
1911 г.р., проживала по ул. К.Маркса, 127.
1910 г.р., проживала по ул. Экскаваторной, 53.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…