Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Мать расстреляли, отец погиб в Брестской крепости в июне 1941-го

Истории и факты о замученных и выживших в фашистской оккупации станицы Красноармейской

В руках Людмилы Величко довоенный снимок родителей. Красивые счастливые лица Нины Кратко из станицы Красноармейской и ее жениха Вани Величко… Ее расстреляют фашисты в оккупацию, он — до последнего вздоха будет биться с врагом как защитник Брестской крепости./ Фото Сергея Базалука.

Кто ищет, тот всегда найдет, — это про Валентина Ивановича Потапенко, нашего славного ветерана вооруженных сил и неутомимого собирателя имен защитников Отечества. Казалось бы, в Книгах Памяти уже все есть, ни добавить, ни убавить. И вдруг — новые подробности об оккупации станицы Красноармейской, ее жителях, героях и мучениках…

Палачи

Валентин Иванович рассказал о событиях, произошедших в 1943 году. Его мама — Александра Евдокимовна Потапенко — и еще две станичницы пытались выкупить санитарного врача Надежду Ладыгину. По всей видимости, ее заподозрили в связях с партизанами и вместе с 10-ти месячной дочерью Зиной заперли в подвале дома, где находилась комендатура. Деньги коменданту по имени Густав относила Александра Евдокимовна. Это были советские рубли, которыми немцы не пренебрегали. Вот и Густав, цокая языком, поспешил спрятать сверточек в ящик стола. А потом велел приходить завтра, мол, все будет «гут».

И… обманул. Всю ночь фашисты издевались над пленниками. При вскрытии общей могилы (после освобождения станицы), среди десятков убитых мирных станичников найдут врача и ее ребеночка. Выяснится, что у Надежды Ладыгиной поломаны ребра, что ей и девочке наносили увечья — жгли лица (скорей всего паяльной лампой). И уже потом, на глазах у матери, застрелили крошечную Зиночку. В упор, в затылок.

В акте краевой комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков от 19 сентября 1943 года указано, что на месте трагедии было найдено 84 тела. Имена 28 погибших удалось установить. Среди расстрелянных было 11 детей возрастом от 3 месяцев до 10 лет.
Источник: ГАКК, книга актов Краснодарской краевой комиссии по разделу злодеяний захватчиков №92 от 20 сентября 1943 года.

В ужасе от зверств фашистов Александра Евдокимовна Потапенко молчала несколько дней.

Жена офицера

Эта история в некоторой степени повторяет еще одну, тоже связанную с оккупацией станицы Красноармейской. Точно так же немцы пришли за Ниной Величко (в девичестве Кратко). До войны она работала бухгалтером и была секретарем станичной комсомольской организации. Оставалась комсомольским вожаком и при немцах. А еще Нина была женой Ивана Величко — офицера Красной Армии…

Как и в случае с Ладыгиной, у Величко была дочка-грудничок Люда. Сестра Нины Ольга буквально за минуту до прихода немцев успела забрать девочку и тем спасла ей жизнь. В застенках комендатуры, все у того же Густава, 22-летняя комсомолка Нина оказалась одна, без ребенка. А дальше она приняла те же самые муки, что и Надежда Ладыгина.

Здесь будет война

Пути Господни неисповедимы. Так и в случае с розыскной работой. Вдруг выяснилось: одноклассница Потапенко Валентина Сергеевна Украинская (Маловек в девичестве) — племянница замученной Нины Величко. Так и стал распутываться клубочек давно минувших дней. Нашлась даже довоенная фотография, на которой изображены счастливые влюбленные Иван и Нина.

Нина Кратко и Иван Величко. Фото из архива семьи Величко.

Когда они поженились, молоденький лейтенант увез жену по месту службы — в Брестскую крепость. Незадолго до июня 1941 года Иван попросит, а потом прикажет жене ехать домой, в Красноармейскую, и рожать там. А здесь… «А здесь будет война». Как мы знаем, советский разведчик Рихард Зорге с точностью до дня и даже часа предупредил о нападении фашистской Германии на СССР. А по факту, про неизбежность войны понимали многие военные, и, наверное, в первую очередь, — защитники Брестской крепости. Понимал это и Иван Величко.

Отец и дочь

Уже отбивая штурмовые атаки немцев, лейтенант Величко каким-то образом смог отправить жене в Красноармейскую весточку — любительскую фотографию с подписью на обратной стороне.

Та самая фотография. Архив семьи Величко.

Вот что написал офицер перед тем, как погибнуть смертью героя (иных в крепости не было, прим. автора):

«На долгую и вечную память дочичке и его мамочке Нине от папы. Расти моя доцинька! Вырастишь большая, возмешь, возмешь мой образ, который покажет мой внешний вид, хотя тебе не придется увидать меня, а мне тебя. Расти и крепни, и будь здоров.

10.07.1941 год. Ваня (папа)».

Удивительно то, что Иван Величко обратился к дочери, которая была еще в утробе матери. Как это возможно?!

Всевышний защитил

Мы нашли Людмилу Ивановну Величко (ныне, по мужу, Ермилову). На сегодняшний день ей 83 года, проживает женщина в станице Старонижестеблиевской. Вот что она рассказала:

— Да, меня спасла тетя Оля. А другая тетя — Саша — вырастила как родную дочь. Я ее называла мамой и всю жизнь благодарила Всевышнего, что он защитил меня от сиротства.

Две мамы: та, что справа — родная, та, что слева — вырастила Люду и воспитала./ Фото из архива семьи Величко.

И еще совпадение! Людмила Ивановна окончила финансовый техникум, то есть пошла по стопам покойной матери. Работала экономистом в Красноармейском РайФО, а потом в Крыму, куда переехала с мужем по месту его военной службы.

В дальнейшем линия судьбы была сложной и горестной: сначала она ждала мужа, выполнявшего интернациональный долг в Каире, потом погиб единственный сын — он тоже был военнослужащим. Оба они упокоились на кладбище станицы Старонижестеблиевской. Каждый год Людмилу Ивановну навещают внуки и правнуки, они — мурманчане. Едут к теплым морям Краснодарского края и обязательно бывают в Старонижестеблиевской. А в повседневной жизни Людмила Ивановна под присмотром социальных работников, но все равно, по большому счету, она — одинокий человек. Если бы не умные кошки, в известном смысле заменившие семью, ей было бы совсем тягостно.

Последнее прости

А совсем недавно, во время разговора с Валентином Ивановичем, стал известен судьбоносный факт из биографии еще одного маленького жителя оккупированной Красноармейской — Виктора Тимофеевича Терникова. В хате Терниковых квартировал немец. Когда воинские части Красной Армии пошли в наступление, и сдача фашистами станицы была фактически предрешена, квартирант засобирался бежать. И вдруг впал в состояние истерики. Кричал, показывал фотокарточку семьи и снова кричал. Потом выхватил из рук матери маленького Витю. Конечно, женщина подумала о самом плохом и кинулась отнимать ребенка. Тут квартирант немного успокоился и, как мог, объяснился. В Германии у него пять «киндеров»: скорей всего, к ним он не вернется. Слишком далеко зашли немецкие солдаты вглубь России, и теперь дорога обратно будет долгой. Сто раз убьют его за все, что натворили фашисты…

Плача, немец вернул мальчонку матери, а потом еще совал ей в руку шоколадку, причитая: «Прости, мамка!..»

Где найти то сердце, которое простило бы зверства представителей арийской расы? Наверное, этот тот случай, когда заповедь Всевышнего можно опустить. Нацистам всех мастей нет и не будет прощения. Ну, может быть, за исключением покаявшихся, например, оккупанта и отца пятерых детей.

Побег

Удивительное дело! Когда материал уже готовился к печати, появились подробности событий 1943 года, связанные с расстрелом жителей Красноармейской. Об этом автору статьи рассказала полтавчанка Татьяна Алексеевна Житникова. Она — племянница Клавдии Кубрак, которая попала в немилость к фашистам и шла на смерть вместе с подругой (внимание!) Надеждой Ладыгиной. Уже на краю станицы Клавдия предложила Наде бежать: мол, нас, так или иначе, убьют, а то еще и поиздеваются напоследок. По щеке Ладыгиной скатились горячие слезы. Она крепче прижала к груди бездыханное тельце и ответила. «Куда уж более!..»

Уговоры ни к чему не привели, и тогда Клавдия со словами «Господи, спаси и сохрани!» рванула в сторону камышей. Момент был выбран удачно: где-то истошно залаяла собака, и немцы отвлеклись. Но уже скоро затрещали автоматные очереди. Кубрак догадалась бежать зигзагами. Это ее спасло или Божий Промысел — факт тот, что ни одна пуля не попала в цель.

Очень хочется на этом поистине чудесном спасении поставить точку. Но нет, у рассказанной истории есть продолжение. Уже после войны Софья Кубрак (мама Татьяны Алексеевны Житниковой), ее двоюродная сестра Клава Кубрак и мама Клавы собрались в Краснодар. Вышли еще по-темному, чтобы оказавшись на большаке, подсесть на попутный транспорт и быть в краевом центре пораньше.

В районе «Танка» из камышей вышли трое. Алая зорька подсветила угрюмые лица и Кубраки поняли: добра не жди — это бандиты. У станичниц забрали все ценное: деньги, сережки (из ушей Клавы), продукты, что были взяты в дорогу. Потом один из разбойников ухмыльнулся и буднично, с нотками сожаления, сказал, что свидетелей они не оставляют. И тут же выстрелил из пистолета в грудь Клаве, потом ее маме. Третья жертва — Софья Кубрак — в ужасе ахнула, машинально отстраняясь. Это и спасло ей жизнь: пуля вошла не в грудь, а в живот…

На счастье Софьи, вскоре на телеге подъехал колхозник и, найдя девушку живой, поспешил отвезти в больницу. Маму Татьяны Житниковой удалось спасти.

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Галыч Савва Федоров

    45 лет, жена его Варвара 47 лет, дети их: Филипп…

    Орлянский Григорий Артемов

    42 года, жена его Мария 41 год, дети их: Константин…

    Крусь Михаил Фирсов

    27 лет, жена его Мария 24 года, мать его Агафия…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Магала Василий

    урядник – 1895 1896 – гг.

    Гаркуша П.

    1872 г.

    Новак Кондр.

    урядник – с 1882 по 1885 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Мигулина Анна Сергеевна

    1912 г.р., проживала по ул. Л.Толстого, 1/6.

    Конеева Любовь Егоровна

    1909 г.р., проживала по ул. К.Маркса.

    Бурдина Наталия Матвеевна

    проживала по ул. Пионерской, 23.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк