Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Нашелся еще один свидетель выселения жителей станицы Полтавской

О тяготах, которые выпали на долю высланных полтавчан, рассказала Пелагея Попова

Накануне выселения. Выдача хлеба (сухого пайка) колхозникам./ Фото из Славянского историко-краеведческого музея

Пелагея Михайловна Попова (в девичестве Орел) пережила выселение станицы Полтавской в раннем детстве, когда память, как сито. Получается, что с одной стороны ее нельзя зачесть в свидетели тех страшных событий, с другой — голод, холод, муки и тяготы, коснувшиеся семьи, не могли не затронуть и эту кроху. Сегодня нашей рассказчице 95 лет, она проживает в домишке, повернутом к улице боком. Создается впечатление, что и это скромное жилище солидарно с хозяйкой, с ее обидой, которую она пронесла через всю жизнь.

Экспроприация

О выселении Пелагея Михайловна рассказывает со слов матери. Выходит так, что семья Орел против советской власти не шла, да и богатой не была. Поженившись, супруги получили от родителей телочку, жеребенка и наказ: «Старайтесь, и будет вам корова с конем…»

Первым под каток репрессий попал глава семьи. За ним пришли накануне выселения рано утром и так скоро вытолкали в двери, что Михаил Антонович только и успел, что кое-как одеться. Через какое-то время жене, Евдокии Федоровне, передали записку. Красными чернилами на обрывке газеты ее муж написал, что находится в лагере под Темрюком, что его и таких же, как он, казаков, гоняют на стройку. Кормят так, что даже не работая, можно протянуть ноги. Выменять хлеба не на что. Самое ценное что есть — суконные штаны. Но не будешь же ходить без порток. Просил беречь девочек, Полю и Ганну. Ну и себя беречь. «Дай бог, свидимся…»

Следующим разом «вершители судеб» пришли с обыском. Перетрясли хату, истыкали двор шомполами, даже по огороду бродили, целясь металлическим стержнем под корень то вишни, то яблоньки. Кончилось тем, что унесли комод со всем содержимым. А еще, со словами «экспроприация», сдернули со стены домотканую дерюжку и точно такую же достали из люльки, где спала маленькая, Ганна. Оказавшись голенькой на досках, ребенок заплакал…

Уже в дверях один из активистов увидел в печи чугунок с варевом и вернулся. Взять руками не получилось — горячо. А ухвата поблизости не оказалось. Чертыхнувшись, он сказал хозяйке, чтоб не радовалась: они еще вернутся.

Горшок с «золотом»

И правда, вернулись. Будто бы в издевку, привезли обратно развалившийся на части комод и опять учинили обыск. Но ничего интересного не нашли, в том числе и припрятанный накануне горшок.

Разговоры о выселении становились похожими на правду, и тогда Евдокия Федоровна запаслась последним, что было. В углу огорода рос сахарный тростник. Женщина по-быстрому перетолкла его в корыте, отжала сок. Потом выварила и получила нечто сладкое, похожее по консистенции на студень. Горшок с «медком» и был взят в дорогу.

А еще бог послал горемыкам добрую душу — сестру Михаила Антоновича, Мотю, которая к тому времени была замужем за комсомольским активистом. Естественно, под выселение она не попала и, жалея родню, отдала кожух, стеганое одеяло, подушку и еще что-то из мелких вещей.

В пути

Везли станичников в товарных вагонах, которые называли скотовозами. Пол был застлан соломой, стояла печка-буржуйка, дрова при ней и большой чан с водой. Раз в день давали по кусочку хлеба, не держа разницы — старик это, женщина или ребеночек. Хлеб — что тебе глина, можно было бы чертиков лепить. Но где там! Даже такой был на вес золота. Евдокия Федоровна делала хлебное крошево, добавляла «медку» и заливала кипятком. Вот на этом и жили.

Чем дальше уносил поезд людей вглубь страны, тем становилось холоднее. Начало декабря, это уже для Ростова зима-зима, а если севернее брать — тем более.

От холода и голода стали умирать уже в дороге. На остановках никто из администраций покойниками не хотел заниматься, команда была — выбрасывать трупы на ходу. Дрались, рвали на себе волосы, выли. А потом — да: за руки, за ноги и под откос, в снежный покров.

А вот сошедших с ума, все-таки с поезда ссаживали.

Дом — таежная опушка

В пути Евдокия Федоровна молилась за Мотю. Если бы не сестрица мужа, сгинули бы они все еще в товарняке. А на станции в Пермском городе Чусовой эти молитвы были куда как горячее. Морозище. Снега по пояс. Конвой подгоняет: «Шевелись!..»

Здесь спецпереселенцев ждали. Целый табор лошадей, запряженных в дровни, и добродушные, с окладистыми бородами, дядьки. Вот эта картинка и отпечаталась в памяти трехлетней Полины. А тут еще мать!.. Спрятав под кожух, так прижала к груди девочек — хоть кричи. А возница, знай, приговаривает: «Ничавой, ничавой, скоро дома будите…»

Домом оказалась таежная опушка в двадцати километрах от ближайшего поселения. Здесь кубанцев ждали палатки. Отчего так назвали каркас из веток и елового лапника — неизвестно. Наверное, так было легче для сердца: палатка, все-таки, почти что домик. А может, оттого так звался шалашик, что его скаты из веток забили снегом, и стало казаться, что здесь можно хотя бы ночь провести.

Печь должна была топиться по-черному. Вверху палатки зияла дыра. Когда дрова разгорелись и от печки пошло тепло, снег начал таять, и на головы нечастных людей потекли ручьи.

Как можно было здесь выжить, конкретно для Евдокии Федоровны и ее маленьких девочек — так и осталось загадкой. Вот и сегодня Пелагея Михайловна, встречая этот вопрос, часто-часто крестится и что-то шепчет. Понятно что. Молитву Спасителю. Только его волей они все трое уцелели в ту зиму.

Что было дальше? Об этом уже вспоминает сама Пелагея Михайловна. Это уже ее память, ее незаживающая сердечная рана.

Верхний Шайтан

Мало-помалу поселение обустраивалось. Стали рубить бараки, первыми заселять семьи с детьми. Выдавали хлеб по карточкам. Полагались и другие продукты, но деликатесы, то же постное масло, смалец, попадали им через раз. Воровали во все времена: одни жили, другие тужили. Евдокия Федоровна работала на лесозаготовках, дети были «при тетках», то есть в импровизированных детсадах. Кто-то из пожилых женщин брался приглядывать за малышней. Потом срубили настоящие дома: для детсада и школы.

Поселок назвали Верхний Шайтан. «Как же еще? — говорили спецпереселенцы. Шайтан — он хоть на Кубани, хоть в Перми на одно рыло».

Пелагея Михайловна вспоминает:

— Все детство в голове сидела мысль: «Поесть бы!..» Чувство пустоты в животе не покидало ни днем, ни ночью. Как мама валила лес?.. Где брала силы?.. Одному богу про то знать».

За малиной

Особенно тяжело приходилось к весне, когда цинга кралась по деснам. И тогда Евдокия Федоровна отправляла дочек за зеленью. Собирали первые листочки подорожника, лебеды, еще каких-то местных трав, и обязательно рвали клейкие листочки липы. Все это мама перетирала, превращая в кашицу, присаливала, и, слепив комочки, жарила на сковороде. Получалось то, что мы называем «оладушки»…

Запасались грибами и ягодами. На вырубках много было малины, которая давала силы организму, а если простуда — еще и лечила. Пошлет Евдокия Федоровна девочек на сбор и накажет им: чтоб больше в лукошко бросали, а не в рот. Ну да, конечно… Наедятся Поля с Галей (Ганной ее в Перми не стали звать) и валятся под кустик спать. Посмотрит мать, сколько ягод принесли, и давай кричать: «Опять спали?..» А потом тихонечко сидит в уголке и плачет.

Валенки, сапоги и зеленое пальто

Беда была с одеждой и обувью. В школу обе девочки ходили в лаптях. Чтобы хоть как-то согреться, из тряпок шили носки, наталкивали в них сено, туда же всовывали ноги, и уже потом в ход шли лапти.

Когда Поле и Гале сшили платья из матрасной ткани (ее легче было достать), нашлись насмешники. Стали обзывать арестантами. Мама утешила, пообещав исправить и это недоразумение. Она выварила дубовую кору и в эту жидкость погрузила «арестантские» платья. Вышло — лучше не придумать. Рассчитывали, что ткань окрасится в черное, а на самом деле в материю въелся темно-зеленый цвет. То-то радости было!..

Дальше — больше. Поднакопив денежек, Евдокия Федоровна поехала в город и купила одну пару калош. На вторую — не хватило. Размышляя, как же теперь быть, женщина набрела на мусорку и вдруг увидела ношеные, но еще крепкие, калоши. Были они на одну ногу, то есть, обе правые, но это же — ерунда. Дома решили так: один день в новых калошиках ходит Полина, на другой Галя. И — наоборот…

А потом Евдокии Федоровне счастье выпало. Послали ее на сплав — отталкивать на течение застрявшие бревна. В первый же день женщина заметила на проплывающей лесине что-то зеленое, вот и рукава узнались. Неужели пальто!.. И она бросилась в реку. Сплавщики подумали, что Авдотья решила топиться, кричат, бегут с баграми. А оказалось совсем другое — подфартило ей одежку снять и выплыть обратно. Это пальто полтавчанка носила лет десять, да еще Поля пару лет…

Когда немножко разбогатели, у девочек к зиме появилась обнова — валенки. Себе Евдокия Федоровна купила сапоги. Дочки давай спрашивать: почему так, ведь холода заходят. Мать отвечала: «Валенки только до весны, а сапоги можно носить круглый год».

Богатеи

Переселившись в бараки, кубанцы стали утеплять бревенчатое жилище. В стыки бревен набивали глину, мешанную с сухой травой, считай, что соломой, «мазали», как говорили на Кубани. Потом выглаживали стены, а появлялась возможность — и белили. Мало-помалу известие о светлых комнатках с ровненькими стенами разнеслось по всей округе, и женщин стали приглашать пермяки, чтобы и им так же сделали. В редкие выходные ходили на заработки аж в Чусовой.

К сведению: когда «Голос правды» предпринял одну, а потом и вторую поездку в Пермский край, где погибали и выживали высланные полтавчане, нам тоже рассказывали о мастерицах «мазать». Говорили, что по сию пору стоят дома с гладкими стенами. Сегодня они еще и в обоях.

Евдокия Федоровна тоже ходила на «шабашки». С вырученных рублей купила две козочки.

Прошло время, и в доме появилось молоко. Сказать, что это было счастьем, все равно, что ничего не сказать. Зажили так зажили. Правда, была и изнанка этой радости. Поле и Гале надлежало заготавливать сено. А в Перми расклад такой: девять месяцев зима, три — лето. В тайге с травою не густо, да и бросить на сушку нарванное — не бросишь. Пойдет дождь — считай, что пропало. Поэтому носили траву домой и уже там расстилали во дворе.

По ту сторону колючей проволоки

А потом началась война. Жизнь снова скукожилась: опять хлеба только «на два раза откусить», опять картошка — главная еда и, слава богу, молоко.

В 1943-м, недалеко от Верхнего Шайтана, появился лагерь для военнопленных немцев. Скоро выяснилось: фрицев кормили неплохо. И свидетельством тому — начавшиеся обмены. За колючую проволоку местные жители несли молоко, получая за каждый литр четыреста грамм хлеба. Полтавчане повеселели: жить можно. Но когда о выгодном обмене разлетелась весть, и молока стали нести больше, ушлая немчура понизила ставки — двести грамм и точка. «Вот, гады!.. — перешептывались Полина с Галей. — Не добили вас под Сталинградом!..»

Босоножки с юга

После седьмого класса Поля пошла в почтальоны. В тех местах работу называли волчьей, потому что нужно было идти в ближайший поселок на станцию, чтобы получить почту, а потом разнести ее по двум населенным пунктам, стоящим друг от друга в восьми километрах.

За день девушка столько наматывала этих км, что ноги становились деревянными. Даже, казалось, слышно было, как они ноют по ночам. Так продолжалось около года, и, наконец-то, ноги потребовали передышку: стали сильно болеть. По случаю Полина рассказала об этом приветливой учительнице, которой носила газеты, и та пообещала привезти с юга, куда скоро отправляется, лекарственный корень. К моменту ее возвращения почтальон уже ходила с трудом и очень обрадовалась, что учительница сдержала слово. Более того! Привезла она ей еще и босоножки со шнуровкой, такие красивые, что у девушки от счастья закапало из глаз. Правда, тут же выяснилось: это не подарок, за обувь нужно заплатить ровно столько, сколько почтальон получала в зарплату. Она к матери — «можно?»

Ну что могла сказать мать дочери, у которой отнимались ноги?! Конечно, можно!!!

Помог настой Адамового корня или боженька, которому горячо молилась девушка, но после месяца лежки в кровати пришло выздоровление. На почту Поля не вернулась. Пошла работать на железную дорогу…

Последнее «прости»

В 1954 году (после смерти Сталина) спецпереселенцам разрешили возвращаться в родные края. Можно только представить себе, сколько радости вызвало это известие. Но далеко не все смогли в одночасье собрать чемодан и рвануть домой. Вот и нашим полтавчанам ехать было не за что, поэтому они выдохнули из себя накопившуюся боль и стали жить дальше.

Только в 1969 году семья, пополнившаяся двумя мальчиками, рожденными Полей, засобиралась на Кубань. Первое, что сделала Полина, это повезла всех в Анапу, на море. Изнуренная бесконечной борьбой за выживание, Евдокия Федоровна сидела на бережку и, отдавши ноги набегающим волнам, смотрела в бесконечную даль. О чем думала она? Может, пролистывала свою непростую судьбину, как страницы книги? Наверное, все так и было, потому что дальнейшее действо глубоко запало всем в душу. Женщина достала сверточек. В нем оказался уже истлевший, рассыпавшийся на части кусок газеты. Да-да, это было письмо от мужа, ее Михаила. Подержав какое-то время бумажный прах в руке, она сдула его в море.

P.S. 

На пермском отделении железной дороги, а потом и на Северо-Кавказской, Пелагея Михайловна отработала 37 лет. В Полтавской, на малой родине, вновь судьба ее не баловала. Случилось так, что двоих внучек, уже в преклонных годах, она вырастила сама. Опасаясь, что опекунство по причине возраста на нее не оформят, никакой социальной помощи женщина не получала.

До 92 лет ездила на велосипеде и держала козу. Была и остается самой активной прихожанкой храма Покрова Пресвятой Богородицы в станице Полтавской.

Для сведения

Поселок, основанный при заселении спецпереселенцами, назвали Верхний Шайтан. Это не случайно и не из желания досадить чужакам. Согласно легенде, как раз в здешних местах Ермак впервые применил пушки против татар и местных князьков. Услышав гром, те запаниковали и с криками «Шайтан! Шайтан!», побросав оружие, разбежались. С тех пор и повелось: утес Шайтан, речка Шайтанка. Вот и с поселком долго не мудрили, назвали так же, что и было воспринято кубанцами очень буквально: все верно, здесь шайтан верховодит.
Поселок просуществовал до 1972 года. Последней жительницей была М.С.Лихачева (вероятнее всего, полтавчанка). Она одна прожила в Верхнем Шайтане два года, «постаравшись» умереть зимой, чтобы холод держал тело в заморозке до прихода случайных людей. Так и вышло.

Удивительно, но факт

…Не так давно в домике Пелагеи Михайловны случился пожар. В ее отсутствие что-то заискрило, огонь пошел делать свое черное дело, но, обойдя угол с образами, погас. Обнаружив закопченные стены, дотла выгоревшие занавески и нетронутый пламенем угол комнаты (на восточной стороне дома, там, где солнце встает) Пелагея Михайловна опустилась на колени и с упоением стала читать «Отче наш».
Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Горобей Никита Григорьев

    52 года, жена его Надежда 42 года, дети их: Николай…

    Белый Игнат Архипов

    22 года, братья его: Антон 20 лет, Федор 13 лет,…

    Верещака Яков Данилов

    29 лет, жена его Марина 26 лет, дочь их Анна…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Таран Федор

    с 1803 по 1809 гг.

    Пикало Дмитрий

    1821 г.

    Буряк Емельян

    вахмистр – 1906 г.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Козликина Варвара Андреевна

    1911 г.р., проживала по ул. К.Маркса.

    Балагаева Елена Михайловна

    1908 г.р., проживала по ул. Коммунистической.

    Алефирова Анна Лукьяновна

    1908 г.р., проживала по ул. Ленина, 124.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк