Воспоминания академика Бориса Шумакова о Дмитрии Жлобе и становлении рисосеяния на Кубани
15 июня 1971 года в газете «Голос правды» были опубликованы воспоминания академика ВАСХНИЛ, Героя Социалистического труда Бориса Аполлоновича Шумакова. Ценность этой работы в том, что рассказчик был не просто очевидцем становления отрасли рисосеяния на Кубани, но и активным участником этого дела, будучи главным инженером «Плавстроя». Для тех, кто небезразличен к истории Кубани, подробности пути пройденного Жлобой и его соратниками будут, безусловно, интересны.
«Герой гражданской войны, легендарный комдив Дмитрий Петрович Жлоба проявил великолепные организаторские способности и в годы мирного строительства. Он боролся с беспризорностью на Северном Кавказе, создавал первые сельскохозяйственные артели, организовывал закладку плодовых питомников. Наконец, Д. П. Жлоба возглавил крупнейшее на Кубани мелиоративное строительство – «Плавстрой» с задачей осушить более 800 тысяч гектаров плавневых земель в низовьях Кубани и организовать зерносовхозы.
Осушение плавней было сложной проблемой. Занимая обширную территорию, они сильно различались по природным условиям. Адыгейские и закубанские плавни ежегодно затапливались паводковыми водами левых притоков Кубани. Были проработаны возможные схема их осушения, включавшие устройство водохранилищ и сбросных каналов.
По просьбе «Зернотреста» мне пришлось выехать в Краснодар, в управление «Плавстроя». Здесь и произошла моя первая встреча с Дмитрием Петровичем Жлобой.
Для ознакомления с организацией работ Д. П. Жлоба предложил проехать с ним по всем точкам строительства. На адыгейских плавнях уже велись работы по устройству коллекторов для сброса паводковых вод. Основные работы, преимущественно земляные, выполнялись вручную, грабарками. Д П. Жлобу, механика по профессии и призванию, крайне интересовала возможность механизации этих работ. Он подробно расспрашивал об увиденных мною в Америке строительных механизмах. Как я смог убедиться в дальнейшем, у Д. П. Жлобы дело никогда не ограничивалось разговорами. Уже в конце 1929 года по его заявке из Америки поступили три драглайна фирмы «Бьюс-Айрес», несколько тракторов «Катерпиллер» и «Клетрак». Немедленно были организованы курсы трактористов и экскаваторщиков и той же зимой машины пустили в дело.
Во время объезда закубанских плавней я предложил заглянуть на существовавшую тогда Закубанскую опытно-мелиоративную станцию, где уже в течение ряда лет с моим участием велись опыты по освоению плавневых земель под посевы различных культур, в том числе риса. На опытных делянках удавалось получать высокие урожаи риса при сравнительно малых оросительных нормах. Д. П. Жлобу сразу же заинтересовала возможность практического применения результатов опытов, его увлекла идея использования приазовских плавней и прилегающей к ним местности для возделывания риса.
Ранней весной было начато строительство рисового участка на Демином ерике. С Дальнего Востока затребовали для испытания семена риса сорта «кензо» и ряда других сортов. Так было положено начало рисосеянию в низовьях Кубани.
Для развития наметили участки площадью 100-150 гектаров, на которых приступили к разносторонним изысканиям. К ним были привлечены молодые инженеры и студенты-выпускники Новочеркасском инженерно-мелиоративного института. С их помощью были составлены проекты рисового участка на Демином ерике и первого рисового совхоза на Черкесском лимане.
Обвалование и укрепление берегов реки Протоки до станицы Гривенской вызвали недовольство со стороны рыболовецкого населения низовой реки, так как в результате этих работ значительная площадь Приморских лиманов-нерестилищ полупроходных рыб — оказалась осушенной. По жалобе населения, поданной на имя А. И. Микояна, «Плавстрою» было предложено срочно построить Гривенский шлюз, который позволил бы пропускать воду в систему так называемых Кирпильских лиманов. Стояла зима. Работы нужно было закончить к 1 марта 1930 года.
Зимние условия и отсутствие строительных материалов — песка и гравия — чрезвычайно затруднили строительство. Д. П. Жлоба лично расставил людей, следил за работами по рытью котлована. По его распоряжению прибывшие из Америки гусеничные тракторы были использованы для доставки гравия и песка из станицы Варениковской. Наступившие морозы оказались на руку. Они позволяли проложить прямую трассу от станицы Варениковской до Гривенского шлюза через заболоченные плавни и тем самым сократить расстояние перевозок.
2 марта 1930 года Д. П. Жлоба рапортовал А. И. Микояну об открытии Гривенского шлюза.
По окончании строительства шлюза и рисового участка Жлоба отдал приказ, чтобы во время перегона тракторов из Гривенской станицы в адыгейские плавни эти трактора с грейдерами и катками на прицепе проложили профилированную дорогу от Гривенской до Краснодара. Так было восстановлено сообщение, прерванное наступившей оттепелью.
Д. П. Жлоба неоднократно поднимал вопрос о необходимости составления схемы мелиорации и использования реки Кубани. Такая схема была подготовлена к концу 1930 года. После ее составления стало возможным говорить о развитии рисосеяния в низовьях Кубани в широком масштабе. Это в свою очередь создало предпосылки для организации в дальнейшем научно-исследовательского института риса и постановки всего дела рисосеяния на Кубани на научную основу.
В своей работе Д. П. Жлоба широко использовал советский и зарубежный опыт. Когда при освоении плавневых земель возникли трудности в связи с непредвиденным затоплением еще не засеянных рисом площадей с сильно трещиноватыми почвами, по инициативе начальника «Плавстроя» был применен новый способ посева риса с самолета. Используя свои навыки механика, Жлоба сконструировал и изготовил в мастерских «Плавстроя» ряд механизмов для послеуборочной обработки тяжелых почв и дробления образовавшихся во время пахоты глыб. Наблюдая значительную пестроту в развитии риса на неспланированных чеках, он сразу оценил значение планировки и поставил вопрос об отпуске средств на эти цели. С этого времени во всех проектах рисовых систем планировка стала предусматриваться как обязательное мероприятие.
В начальный период эксплуатации рисовых систем на Кубани мелиораторы не раз оказывались вынужденными решать сложные проблемы. На второй год возделывания риса на плавневых землях была отмечена значительная изреженность всходов, а в некоторых случаях и полная их гибель. Для выяснения причин Д. П. Жлоба привлек крупнейших специалистов — академика А. А. Шмука, профессора П. А. Витте и других. Они установили причину гибели всходов (недостаток кислорода в почве вследствие возобновления болотного процесса) и в качестве меры борьбы предложили ввести севооборот. В дальнейшем был изменен водный режим при возделывании риса и осуществлен переход на так называемое «укороченное» затопление.
Д. П. Жлоба уделяет большое внимание рисовым совхозам, добивается отпуска средств на их строительство, следит за их оснащением необходимыми механизмами и укомплектованием кадрами.
Опыт строителя позволили Д. П. Жлобе, значительно расширить деятельность «Плавстроя». Его специалисты давали консультации по организации сырьевой базы консервного завода в станице Крымской. При создании Сад-гиганта в Славянском районе силами «Плавстроя» проводились большие работы по орошению сада и регулированию уровня грунтовых вод на его территории.
Строительство Манычского речного пути и ряда крупных водохранилищ на реке Маныч могло быть осуществлено в кратчайший срок только благодаря тому, что организацию этих работ Северо-Кавказский крайисполком поручил Д. П. Жлобе. Веселовская земляная плотина на реке Маныч была построена с использованием машин при участии специалистов «Плавстроя».
Созданные под руководством Дмитрия Петровича Жлобы мелиоративные организации дали толчок развитию гидромелиоративных работ на Северном Кавказе водохозяйственного строительства на Кубани, Тереке, Дону».
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
23 года, жена его Анна 24 года, сын их Максим…
26 лет, жена его Ирина 24 года, дети их: Иван…
39 лет, жена его Параскева 30 лет,
урядник – 1886 1877 – гг.
урядник – 1832 г.
есаул – с 1836 по 1839 гг.
проживала по ул. Красной, 75.
1919 г.р., проживала по ул. Мира, 14.
проживала по ул. Пионерской, 64.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…