Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Новые факты об истории создания рисовых систем в Красноармейском районе

Воспоминания академика Бориса Шумакова о Дмитрии Жлобе и становлении рисосеяния на Кубани

Сев риса с самолета. Фото из архива «Плавстроя»

15 июня 1971 года в газете «Голос правды» были опубликованы воспоминания академика ВАСХНИЛ, Героя Социалистического труда Бориса Аполлоновича Шумакова. Ценность этой работы в том, что рассказчик был не просто очевидцем становления отрасли рисосеяния на Кубани, но и активным участником этого дела, будучи главным инженером «Плавстроя». Для тех, кто небезразличен к истории Кубани, подробности пути пройденного Жлобой и его соратниками будут, безусловно, интересны.

«Герой гражданской войны, легендарный комдив Дмитрий Петрович Жлоба проявил великолепные организаторские способности и в годы мирного строительства. Он боролся с беспризор­ностью на Северном Кавказе, со­здавал первые сельскохозяйствен­ные артели, организовывал за­кладку плодовых питомников. Наконец, Д. П. Жлоба возглавил крупнейшее на Кубани мелиора­тивное строительство – «Плавстрой» с задачей осушить более 800 тысяч гектаров плавневых земель в низовьях Кубани и ор­ганизовать зерносовхозы.

Осушение плавней было слож­ной проблемой. Занимая обширную территорию, они сильно различались по природ­ным условиям. Адыгейские и закубанские плавни ежегодно за­тапливались паводковыми водами левых притоков Кубани. Были проработаны возможные схема их осушения, включавшие уст­ройство водохранилищ и сброс­ных каналов.

По просьбе «Зернотреста» мне пришлось выехать в Краснодар, в управление «Плавстроя». Здесь и произошла моя первая встреча с Дмитрием Петровичем Жлобой.

Для ознакомления с организа­цией работ Д. П. Жлоба предложил проехать с ним по всем точкам строительст­ва. На адыгейских плавнях уже велись работы по устройству коллекторов для сброса паводковых вод. Основные работы, преиму­щественно земляные, выполнялись вручную, грабарками. Д П. Жло­бу, механика по профессии и призванию, крайне интересовала возможность механизации этих работ. Он подробно расспраши­вал об увиденных мною в Америке строительных механиз­мах. Как я смог убедиться в дальнейшем, у Д. П. Жлобы де­ло никогда не ограничивалось разговорами. Уже в конце 1929 года по его заявке из Америки поступили три драглайна фирмы «Бьюс-Айрес», несколько тракторов «Катерпиллер» и «Клетрак». Немед­ленно были организованы курсы трактористов и экскаваторщиков и той же зимой машины пустили в дело.

Во время объезда закубанских плавней я предложил за­глянуть на существовавшую тог­да Закубанскую опытно-мелиоративную станцию, где уже в течение ряда лет с моим участи­ем велись опыты по освоению плавневых земель под посевы различных культур, в том числе риса. На опытных делянках удавалось полу­чать высокие урожаи риса при сравнительно малых ороситель­ных нормах. Д. П. Жлобу сразу же заинтересовала возможность практического применения резуль­татов опытов, его увлекла идея использования приазовских плав­ней и прилегающей к ним мест­ности для возделывания риса.

Ранней весной было начато строительство рисового участка на Демином ерике. С Дальнего Востока затребовали для испытания семена риса сорта «кензо» и ряда других сортов. Так было положено начало рисосеянию в низовьях Кубани.

Для развития наметили участки пло­щадью 100-150 гектаров, на ко­торых приступили к разносторон­ним изысканиям. К ним были привле­чены молодые инженеры и сту­денты-выпускники Новочеркас­ском инженерно-мелиоративного института. С их помощью были составлены проекты рисового участка на Демином ерике и первого рисового совхоза на Черкесском лимане.

Обвалование и укрепление бе­регов реки Протоки до станицы Гривенской вызвали недовольство со стороны рыболовецкого насе­ления низовой реки, так как в результате этих работ значитель­ная площадь Приморских лима­нов-нерестилищ полупроходных рыб — оказалась осушенной. По жалобе населения, поданной на имя А. И. Микояна, «Плавстрою» было предложено срочно постро­ить Гривенский шлюз, который позволил бы пропускать воду в систему так называемых Кирпильских лиманов. Стояла зима. Работы нужно было закончить к 1 марта 1930 года.

Зимние условия и отсутствие строительных материалов — песка и гравия — чрезвычайно затруднили строительство. Д. П. Жло­ба лично расставил людей, сле­дил за работами по рытью кот­лована. По его распоряжению прибывшие из Америки гусенич­ные тракторы были использованы для доставки гравия и песка из станицы Варениковской. Насту­пившие морозы оказались на ру­ку. Они позволяли проложить прямую трассу от станицы Варениковской до Гривенского шлюза через заболоченные плавни и тем самым со­кратить расстояние перевозок.

2 марта 1930 года Д. П. Жло­ба рапортовал А. И. Микояну об открытии Гривенского шлюза.

По окончании строительства шлюза и рисового участка Жло­ба отдал приказ, чтобы во время перегона тракторов из Гривенской станицы в адыгейские плав­ни эти трактора с грейдерами и катками на прицепе проложили профилированную дорогу от Гривенской до Краснодара. Так было восстановлено сообщение, прерванное наступившей оттепелью.

Д. П. Жло­ба неоднократно под­нимал вопрос о необходимости составления схемы мелиорации и использования реки Кубани. Та­кая схема была подготовлена к концу 1930 года. После ее составления стало возможным говорить о раз­витии рисосеяния в низовьях Ку­бани в широком масштабе. Это в свою очередь создало предпо­сылки для организации в даль­нейшем научно-исследовательского института риса и постановки всего дела рисосеяния на Кубани на научную основу.

В своей работе Д. П. Жлоба широко использовал советский и зарубежный опыт. Когда при освоении плавневых земель воз­никли трудности в связи с не­предвиденным затоплением еще не засеянных рисом площадей с сильно трещиноватыми почвами, по инициативе начальника «Плавстроя» был применен новый спо­соб посева риса с самолета. Исполь­зуя свои навыки механика, Жлоба сконструировал и изготовил в мастерских «Плавстроя» ряд механизмов для послеуборочной обра­ботки тяжелых почв и дробления образовавшихся во время пахо­ты глыб. Наблюдая значительную пестро­ту в развитии риса на несплани­рованных чеках, он сразу оценил значение планировки и поставил вопрос об отпуске средств на эти цели. С этого времени во всех проектах рисовых систем планировка ста­ла предусматриваться как обяза­тельное мероприятие.

В начальный период эксплуата­ции рисовых систем на Кубани мелиораторы не раз оказывались вынужденными решать сложные проблемы. На второй год возде­лывания риса на плавневых зем­лях была отмечена значительная изреженность всходов, а в неко­торых случаях и полная их ги­бель. Для выяснения причин Д. П. Жлоба привлек круп­нейших специалистов — академика А. А. Шмука, профессора П. А. Витте и других. Они установили причину гибели всходов (недоста­ток кислорода в почве вследствие возобновления болотного процес­са) и в качестве меры борьбы предложили ввес­ти севооборот. В дальнейшем был изменен водный режим при воз­делывании риса и осуществлен переход на так называемое «укороченное» затопление.

Д. П. Жлоба уделяет большое внимание рисо­вым совхозам, добивается отпу­ска средств на их строительство, следит за их оснащением необходимыми механизмами и укомплектованием кадрами.

Опыт строителя позволили Д. П. Жло­бе, значительно расширить деятельность «Плавстроя». Его специалисты давали консультации по организации сырьевой базы консервного заво­да в станице Крымской. При соз­дании Сад-гиганта в Славянском районе силами «Плавстроя» проводились большие работы по оро­шению сада и регулированию уровня грунтовых вод на его территории.

Строительство Манычского речного пути и ряда крупных водохранилищ на реке Маныч мог­ло быть осуществлено в кратчайший срок только благодаря тому, что организацию этих работ Северо-Кавказский крайис­полком поручил Д. П. Жлобе. Веселовская земляная плотина на реке Маныч была построена с использованием машин при участии специалистов «Плавстроя».

Созданные под руководством Дмитрия Петровича Жлобы мелиоративные организации дали толчок развитию гидромелиоративных работ на Север­ном Кавказе водохозяйственного строительства на Кубани, Тереке, Дону».

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Карпенко Тимофей Григорьев

    23 года, жена его Анна 24 года, сын их Максим…

    Третьяк Лаврентий Павлов

    26 лет, жена его Ирина 24 года, дети их: Иван…

    Радченко Наум Григорьев

    39 лет, жена его Параскева 30 лет,

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Лобко Лаврентий Никифоров

    урядник – 1886 1877 – гг.

    Миргородский

    урядник – 1832 г.

    Даниленко

    есаул – с 1836 по 1839 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Буряк Мария Яковлевна

    проживала по ул. Красной, 75.

    Толкач Ксения Егоровна

    1919 г.р., проживала по ул. Мира, 14.

    Климова Пелагея Васильевна

    проживала по ул. Пионерской, 64.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк