Сайт об истории и людях
Красноармейского района

От ТОЗов к колхозам: как ломали хозяйства и судьбы в Новомышастовской

Коллективизация, раскулачивание и выселение зажиточных казаков на Урал в воспоминаниях и документах 1929-1932 годов

О том, как в станице Новомышастовской проводилась коллективизация хозяйств и выселение на Урал зажиточных казаков с семьями, рассказывает в своей книге «Крутой поворот» Алексей Ларкин.

ТОЗы — предшественникики колхозов

Первый пятилетний план 1928-1932 годов поставил страну на индустриальные рельсы и сплошную коллективизацию. Вначале планировалось ее плавное проведение на основе создания товариществ по совместной обработке почвы (ТОЗ), которые, окрепнув, на добровольной основе стали бы объединяться в более крупные коллективные хозяйства — колхозы.

На 1 декабря 1929 года в станице Новомышастовской было пять коллективных хозяйств, объединивших 274 двора. В ТОЗах было 4 трактора, которыми вспахано 710 гектаров под озимые культуры. Также эти хозяйства имели 26 триеров для очистки зерна. Но в целом, в станице Новомышастовской не спешили идти в колхоз.

27 декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов Сталин отметил первые успехи в колхозном строительстве и призвал повести решительное наступление на кулачество, сломить его сопротивление, ликвидировать его как класс и заменить его производство организацией колхозов и совхозов. Слова Сталина сразу трансформировались в соответствующие директивы. Уже не стояла задача постепенной коллективизации через объединения ТОЗов, а речь шла о колхозах-гигантах, объединявших все хозяйства сельских советов.

«… можно ли пустить кулака в колхоз? Конечно, нельзя его пускать в колхоз. Нельзя, так как он является заклятым врагом колхозного движения», — из речи Сталина.

Репрессии, выселение…

После этих резких слов в декабре 1929 года для устрашения станичников, отказывающихся идти в колхозы, высылаются определенные в первую категорию кулаков, то есть социально опасных, Тимофей Миргородский, 1886 года рождения, с женой Анной Сидоровной, которая была на два года моложе его, и сыном Николаем Тимофеевичем Миргородским. Здесь, в спецпоселении, в поселке Чусовском Пермской области, сын Николай женится и у них с женой рождается два сына: Петр в 1936 году и Николай в 1939 году. Только в июне 1944 года семья была освобождена и переехала в родную станицу.

Такие репрессивные меры проводились везде. В архивах ГУВД Краснодарского края нашлась такая запись:

«В предстоящей репрессии кулаков в ночь с 5-е на 6-е февраля по Новомышастовской числилась только семья Жук, против гораздо большего списка по другим станицам Краснодарского района, и более жестких обысков.

На следующий день, 6-го февраля, кулацкие семьи Кубанского округа были погружены в вагоны для отправки за Урал. Среди них была и семья крепкого хозяина, единственного из станицы Новомышастовской, Василия Макаровича Жук, 1907 года рождения, с женой Марией Макаровной. С ними были его отец Макар Иванович, 1869 года рождения, с женой-ровесницей Скелетеей Мефодьевной, их незамужняя дочь Мария, сестра Василия; Федор Макарович, 1917 года рождения, брат Василия, и четырехлетний сын Василия Андрей. Их конечным пунктом была Молотовская область (впоследствии Пермский край). Там у Василия родилось еще два сына-близнеца».

Тем не менее руководство окружкома осталось неудовлетворенным итогами акции и 8 февраля 1930 года, по итогам первого этапа выселения, уходят на места три совершенно секретные директивы. Вот содержание первой:

«Всем стансоветам Кубанского округа!

Копия станячейкам, РК и РИКам.

Отмечается, что во многих местах обыски и описи имущества у кулацких хозяйств, оперированных с 5-го на 6-е февраля, были произведены недостаточно тщательно, подчас поспешно.

Имело место оставление в хозяйстве такого имущества, которое подлежало безоговорочной конфискации. В отдельных случаях у кулацких хозяйств оставлялись сберегательные книжки, облигации, ценности и т. п.

Для устранения означенных недочетов предлагается в 48-часовой срок с получением настоящей директивы произвести дополнительные обыски и повторную опись имущества с тем, чтобы было довыявлено, конфисковано и изъято все имущество, подлежащее под конфискацию, но которое не оказалось включенным в первую опись, как вследствие его укрытия, так и невнимательного учета и описи.

Необходимо эту работу произвести, как и в первый раз, широко используя местный актив, уже участвовавший в изъятии кулаков.

Повторяем — надо добиться максимума тщательности обыска, не допускать поспешности, предварительно еще раз проинструктировав всех лиц, направляемых на обыски и опись.

Проводите эту работу одновременно с конфискацией имущества у кулацких хозяйств, которые в списки оперированных не попали в ночь с 5-го на 6-е февраля, о чем одновременно с этой директивой дается особое указание.

О результатах дополнительного обыска и описи сообщайте специальной сводкой в Райисполком, на который возлагается обязанность дать общий суммированный доклад с цифровыми данными в округ не позднее 15-го февраля.

Отв. секретарь Кубокружкома ВКП(б) Новиков.

Пред. Кубокрисполкома Дорошев.

8 февраля 1930 год».

В другой директиве даются разъяснения:

«При обыске, составлении описей и конфискации надлежит точно руководствоваться следующим списком имущества, которое конфискации не подлежит:

А) из средств производства: 1 лошадь или пара волов на хозяйство, плуг или борона;

Б) из продовольствия: не более 2 пудов всех продуктов питания на каждого члена семьи;

В) денежные средства: не более 500 рублей на семью, включая сюда как наличные деньги и облигации, обнаруженные при обыске, так и хранящиеся в сберкассе;

Г) из всего прочего имущества: одежда и белье, вещи домашнего обихода (посуда, самовар, швейная машинка, кухонный инвентарь и т.п.) и домашняя обстановка (стол, стулья или табуреты по числу членов семьи, кровать, скамьи, сундуки), а также простейший инструмент, необходимый в домашнем хозяйстве (пила, топор, вилы, лопата, молоток, стамеска и прочие), домашняя птица.

Все остальное имущество без исключения, в том числе посевы и все жилые и хозяйственные постройки, подлежат конфискации. При невозможности после конфискации всего имущества временного размещения кулацких семей в другом месте стансоветы могут временно оставлять их в конфискуемых домах, сводя несколько семей в одном доме. Все конфискуемое у этих дополнительных кулацких хозяйств имущество должно быть изъято, взято на учет, сохранено, а затем реализовано в соответствии с инструкцией Окрисполкома о конфискации и реализации кулацкого имущества от 1 февраля 1930 года и дополнительных указаний и разъяснений наших по этому вопросу от 7 февраля 1930 года. О всей проделанной работе стансоветы своевременно в установленном порядке информируют Райисполком, на ответственности которого лежит общее руководство всей операцией и контроль за действиями стансоветов.

Секретарь Кубокружкома Новиков.

Председатель Кубокрисполкома Дорошев.

8 февраля 1930 года».

31 мая 1930 года в демонстративном порядке конфисковано имущество у кулака Петра Ефимовича Лося, 1903 года рождения. Он и его семья были уважаемыми людьми, и соседи пытались призвать милиционеров к совести, но это только усугубило ситуацию и они повторили судьбу семьи Жук, оказавшись в соседней Свердловской области.

Первые колхозы

После этих мер народ начинает понимать, что у них нет никакой другой альтернативы кроме, как вступить в колхоз. Многие из них к тому же не имели никаких средств производства, и колхоз им представлялся как хоть какой-то источник благополучия.

Хотя, не очень сладко было и колхозникам. От их большого количества и путаницы в нарядах получился откровенный бардак. К примеру, озимые сеяли еще сами хозяева и, конечно, продолжали за ними ухаживать. Видя, что зреет хороший урожай, а в колхозе нет к этому должного внимания, люди начали в массовом порядке выходить из колхоза. На 20 апреля 1930 года из колхоза вышло 356 человек, или 11% от всех вступивших.

Коллективизация шла не очень гладко. Не так, как задумывалось. Так, газета «Красная знамя» от 22 января 1931 года констатировала охват коллективизацией Краснодарского района 55,5% хозяйств, а в станице Новомышастовской этот показатель составил 42%.

К середине марта 1932 г. в Новомышастовском сельсовете стало шесть колхозов. Пять из них в станице: «Диктатура пролетариата», имени газеты «Правда», «III Интернационал», «Эликтрификация» и «Червонный велетень» («Красный богатырь») и один в хуторе Прикубанском — «Свитова революция» («Мировая революция»)

Небольшая площадь рисовых систем появилась в 1933 г., и это было началом большого пути в рисосеянии.

Источник: А.Ларкин «Крутой поворот. История станицы Новомышастовской. Книга вторая»

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Крутофал Игнат Семенов

    38 лет, жена его Анастасия 56 лет, дети их: Стефан…

    Ульянка Семен Демидов

    61 год, жена его Дария 61 год, дети их: Григорий…

    Борисенко Леонтий Антонов

    51 год, жена его Анастасия 53 года, дети их: Дмитрий…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Магала Василий

    вахмистр – с 1898 по 1902 гг.

    Удовенко

    войсковой старшина — c 1902 по 1905 гг.

    Козачевский Даниил

    казак – с 1842 по 1844 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Завгорулько Евдокия Федоровна

    проживала по ул. Спокойной, 21.

    Харченко Елена Игнатьевна

    1912 г.р., проживала по ул. Красноармейской, 65.

    Приходько Ирина Еремеевна

    1913 г.р., проживала по ул. Красной. 189.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк