Маленькими историями о большой стройке Байкало-Амурской магистрали поделился с «ГП» наш земляк
Трудно переоценить участие комсомольцев в строительстве БАМа: они были в авангарде грандиозного дела. Но, справедливости ради, надо сказать и о другом — треть Байкало-Амурской магистрали прошли военнослужащие двух бригад ЖДВ. В большинстве своем солдаты были комсомольцами, поэтому никаких противоречий здесь нет: БАМ — это детище молодых. Один из них — полтавчанин Владимир Войтович.
Наедине с тайгой
В армию Владимира Войтовича призвали уже бывалым молодым человеком: после института он успел поработать по распределению, жениться и стать отцом. Естественно, что с таким багажом новобранца тут же выделили и назначили ответственным за хозяйственную часть автобата. Он был «расквартирован» в амурской тайге, до ближайшего поселка Февральский — около 20 километров.
Поэтому от того, как будут за «забором» решаться вопросы жизнеобеспечения, зависело все — и настрой солдат, и выполнение поставленных перед ними задач.
Из рассказа ветерана-бамовца выяснилось много любопытного. Так, например, материалы для насыпи железной дороги солдаты завозили не только отечественными «МАЗами», но и немецкими трехосными «Магирусами». Здесь Войтович впервые узнал о существовании сверхпрочных сверл и «Болгарки». В 1976 году это было настоящим техническим достижением.
И мОлодцы, и молодцЫ
Мало кто из попавших в железнодорожные войска был хорошо подготовлен в профессиональном смысле. Что взять с 18-19-летних юнцов?!.. Однако командиры, да и сама обстановка, ускоряли процесс приобретения навыков.
Щебенку и прочий сыпучий стройматериал возили с карьеров. Получалось так, что сначала отсыпалась автодорога, и уже по ней везли грузы на участок строительства рельсового пути. Вроде бы задача нехитрая, а между тем тайга упорно сопротивлялась транспортному сообщению. Если кому-то «повезло» увязнуть в болотистой местности — вытащить машину стоило громадных усилий.
— В нашей воинской части четверых солдат наградили медалями, — рассказывает Владимир Войтович. — Это были водители тягачей «МАЗов», преодолевшие 300 километров по таежной дороге, чтобы доставить до места 18-тонный трансформатор.
Неожиданный удар
Лето 1976-го выдалось жарким, в горах начали таять снежные вершины. Плюс к этому зарядили дожди. Так образовалась «волна» и широким фронтом пошла по тайге. Повезло водителям, на момент удара стихии оказавшимся на взгорке. Другим пришлось спасаться на крышах автомобилей. Были смельчаки, которые, завидев приближавшийся вал, пытались проскочить, но, потеряв дорогу, съезжали на обочину, заваливаясь на бок. Поставить на колеса технику стоило потом большого труда.
Погоня
По понятиям тех лет, кормили солдат хорошо. Была северная надбавка: — кубик сливочного масла давали не один раз в день, а два. На завтрак — кофе. С овощами было сложней: — все сушенное, порошкообразное. Картофельное пюре получалось таким клейким, что резиной тянулось вслед за ложкой. Солдаты предпочитали делиться этим блюдом с поросятами. В воинской части находился хоздвор, где держали 60 хрюшек. То было хорошее подспорье для молодых, здоровых и много работавших людей.
Однажды ночью свиньи взломали деревянные ворота и веселой гурьбой скрылись в тайге. Автобат подняли по тревоге, отобрали десяток самых быстроногих и отправили в погоню. Хрюшки, хоть и были домашними, но в дикой природе, да еще в летнюю пору, чувствовали себя неплохо. Нагнать их получилось только через сутки. Столько же потребовалось, чтобы вернуть…
Факты
— Первые участки БАМа были построены еще в 30-х годах заключенными. Среди известных личностей — философ и богослов Павел Флоренский и писательница Анастасия Цветаева (сестра знаменитой поэтессы).
— В 70-е годы прошлого века на комсомольской ударной стройке потрудился и будущий первый президент независимого Азербайджана Гейдар Алиев.
— Железная магистраль протяженностью 4,3 тыс. км пересекает 11 крупных рек. Общее количество построенных мостов — 2230.
— По оценке Министерства природных ресурсов России, суммарная стоимость всех природных запасов в районе БАМа составляет более чем 600 млрд долларов (к вопросу о том, нужно ли было строить БАМ).
Армейские забавы
Если стройотрядовцев на БАМе баловали концертами популярных групп, то в войсках все было прозаичней. В автобате, где служил Войтович, строго в соответствии с армейским распорядком и дисциплиной. Хотя понятие «самоволка» в таежных условиях было смешным, но это ничего не меняло. Развлекались солдаты согласно предлагаемым обстоятельствам. Как-то раз на территорию части заскочила косуля. Это событие радостно всех переполошило и наполнило детским задором. Гостью попытались поймать и так заморили, что животное упало возле вагончика командира части. В глазах читалось: «Шли бы вы, ребята, лесом!..» Косулю погладили, угостили хлебом и отпустили на свободу.
В другой раз грелись у костра. Забавы ради один солдатик прибил шинель своего соседа к пеньку. И как закричит: «Стой, кто идет?!» Что было дальше — догадаться нетрудно… Были шалости — чего уж греха таить! — и посерьезней. В чане, где запаривали комбикорм хрюшкам, бамовцы затеяли готовить бражку к Новому году. Но командиры оказались еще теми «чекистами» и пресекли операцию «Тайга» на корню. Потом, наверное, жалели: на праздники ударили такие морозы, что согрев изнутри был бы не лишним.
Сильное оружие
Крещенские морозы на Амуре случались особенно трескучими. Столбик термометра опускался в зиму 1977 года ниже 50 градусов. У Владимира Войтовича даже линза очков не выдержала — рассыпалась на части. В эти дни работы на трассе приостанавливались в пользу заготовки дров. Считалось, что здесь холод — делу не помеха: ведь можно было побежать к костру и согреть ноги. Так до сих пор и неясно, почему солдаты-бамовцы оставались зимой в сапогах. Утеплителем служили портянки и… газеты. Обернутые поверх портянок бумажные листы становились дополнительной защитой от холода. Владимир Войтович, вспоминая ратную службу, так и сказал: «Оказалось, что печать не только сильное идеологическое оружие, но и в быту полезное».
Кстати
А очки Войтовичу купили новые. Понятно, что не в аптеке за углом. Их заказали по «военным каналам» в городке Свободном. Из таежной глуши он казался столицей. Тогда никто и предположить не мог, что благодаря бамовцам эти места обживут и по соседству построят военный космодром с одноименным названием «Свободный». Так и стали очки реликвией, памятью о днях давно минувших.
Открыть архив файловМатериал по теме
Список участников строительствам БАМа из Красноармейского района.
Подпишитесь на рассылку
49 лет, жена его Зиновия 49 лет, дети их: Владимир…
42 года, жена его Ольга 43 года, дети их: Павел…
вдова, 51 год.
урядник – 1895 1896 – гг.
вахмистр – 1906 г.
есаул – с 1880 по 1882 гг.
1906 г.р., проживала по ул. Урицкого.
1907 г.р., проживала по ул. Набережной.
проживала по ул. Красноармейской.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…