Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Шакрак: восточная сказка, спрятанная в кубанской степи

Краевед Алексей Ларкин собрал сведения о древнем городе, который находился на территории станицы Ивановской

«Шумит восточный базар! Скрип повозок, рев верблюдов, ослов, ржание коней, людской гомон, крики зазывал-купцов, причитание нищего дервиша, звон монет отсчитываемых за купленный товар. А запах! Дорогих пряностей из Аравии и Индокитая, готовящегося плова. Лавки оружейников, менялы, разложившие стопками монеты разных стран и достоинств. Вот чинно восседает каллиграф и составляет послания, прошения, да и просто любовные письма.

С минарета стоящей рядом мечети заунывно кричит муэдзин. И во всем этом царит восточная идиллия, размеренность и спокойствие…»

Такие описания восточных городов встречаются в сказках Шахерезады. Но эта сказка жила не за морями, а на территории Кубани.

Следы исчезнувшего города

Когда жителя станицы Ивановской Красноармейского района Александра Тиханова спрашивают о роде занятий, он отвечает: «Торгую! Дас-с!.. А чем еще заниматься на земле, где исстари торговали? Ведь здесь стоял монгольский город Шакрак!..» Но ивановец скромничает. В прошлом агроном, все свободное время он посвящает изучению истории. Особенно здешних мест.

— Еще в 90-х бригадир одного из колхозов рассказал мне о том, что у него «паны в бригаде жили», — вспоминает Александр Аркадьевич. — Плуги на колхозных землях выворачивали остатки «хутора»: то сверхпрочный квадратный кирпич, то черепки, то железяки…

Чутье ему подсказывало: нет, это не хутор, а древний город. Тогда ивановец приобрел бэушный металлоискатель и стал искать.

И нашел! Медные, бронзовые и серебряные монеты эпохи средних веков, многочисленные осколки керамики, осколок чугуна (скорее всего — это частичка котла, в котором готовили уже тогда популярный восточный плов).

Все свидетельства древней цивилизации он сначала хранил в домашней сокровищнице. Потом ящик с монетами, образцами керамики передал на изучение известному московскому археологу Игорю Волкову. Через время ученый заинтересовался археологическими находками Тиханова и приехал в Ивановскую с научной экспедицией.

«Вот он, Шакрак!»

— О том, что в древности был такой город — Шакрак, я узнал, когда с арабского переводил поэта АбулаФеду, —

рассказывает кандидат исторических наук, профессор археологии Игорь Волков. —  Все побережье Азовского моря исходил, никакой из памятников на город «не тянул». А когда увидел монеты из Ивановской, понял: «Вот он, Шакрак!» Монеты отчеканены от имени золотоордынских ханов. Надпись, к примеру, выглядит так: «Хан справедливый, такой-то…» . На лицевой — имя хана, на оборотной – место чеканки и год выпуска.  У нас на сегодня есть десятки типов монет. Принадлежат они к первому десятилетию 14 века. Именно тогда — с конца XIII века и до 1364 года, существовал золотоордынский Шакрак, который упоминался и путешественниками-арабами.

К ноябрю 2009-го археологи, которым помогали местные жители-добровольцы, студенты раскопали… остатки мусульманской мечети. Развалины самого первого в Золотой Орде святого места стали сенсацией. Здание было украшено ярко-синей многогранной мозаикой, которую прежде находили только в Западном Иране. Археологи сделали вывод – на этом месте был, по всей видимости, административный центр города. Земли бывшего колхоза, хранившие в себе тайны древности, назвали «Ангелинский ерик».

Какой же он был, Шакрак? Жилые дома пока не раскопали, да и от построек мало что осталось — казаки, которые осваивали эти земли, разобрали дома по кирпичам и использовали их для строительства собственного жилья. Но, несмотря на это, руководитель раскопок может рассказать о том, как приблизительно выглядел город.

— Микрорельеф, холмики, водоемы читаются на местности, — говорит Игорь Волков. — Кирпичная архитектура, особая планировка, которая была у мусульманских городов, дымоходы, к примеру, находились под лежанкой. На каждый блок домов создавался общественный водоем. Оттуда жители брали воду.

Имел свою «Рублевку»

По направлению к Славянску-на-Кубани археологи нашли маленький «осколочек» Золотой Орды. Дача или пригород своего рода. «Рублевка», по выражению Александра Тиханова. Здесь, а также около станицы Полтавской, нашли два мавзолея —  захоронения монголо- татарской знати, первых лиц Шакрака. Там же «читается» и древняя дорога. Это поселение назвали Ивановская-1. О том, что это «продолжение» Шакрака, говорят и куски средневековых амфор, те же остатки шакракского кирпича. По мнению специалистов, уровень находок на Тамани на порядок уступает сегодняшним экспонатам древнего Шакрака.

Но сенсационные находки впереди. В этом руководитель экспедиции уверен.

А пока работы приостановлены, «черные» копатели воронами кружат по околицам Ивановской. Одни представляются археологами, даже «корочками» трясут, другие — землеустроителями…

Раскопки планируют продолжить летом нынешнего года. Профессор Волков надеется раскопать до конца мечеть и составить ее план. Суждено ли исполниться задуманному, пока неизвестно. Вопрос упирается в финансирование.

Сейчас памятник истории и археологии общероссийского значения отделили в охраняемую зону. А вокруг, как и прежде, сеют и пашут ивановцы.

кстати

По свидетельству Волкова, территория Золотой Орды простиралась от Дуная до Иртыша. На ней располагалось несколько десятков городов. Крупнейшие из них —  Сарай, Новый Сарай, Харезм (в Туркмении) и Крым, Маджар (Буденновск),  Азак (ныне Азов), Таманское городище (Тамань).Шакрак был крупным торговым центром

на пути из Тамани в Азов.

Шакрак – средневековый город на территории Краснодарского края Ордынского периода с населением порядка 10-12 тысяч жителей и занимавшим территорию чуть меньше 300 гектаров. Время  существования крупнейшего Золотоордынского города – XIII — XIX века. Один из 150 известных городов Золотой Орды.

    Располагался город на берегу Кубани. Точнее и вернее, у одного из ее рукавов. Рядом с современной станицей Ивановской Красноармейского района  Краснодарского края.

    Город рсполагался в непосредственной близости от генуэзской торговой фактории купцов Ло-Копа (Копария) находившейся на территории современного города Славянск-на-Кубани.

    Население города по разным оценкам составляла порядка 10-12 тысяч жителей. В городе имелись первая, построенная в Золотой Орде мечеть, торговые площади, административные здания, ремесленные кварталы. Следы древности указывают наличие металлургии.

    Город был уничтожен и сожжен в 1364 году, в период междоусобных войн в Золотой Орде.  Этот период назывался временем великой смуты («ВеликаяЗамятня»). Только в период с 1359 по 1380 годы в Ордынском Ханстве сменилось 25 правителей. Появились многочисленные самозванцы и претенденты на трон. Городище «Ангелинский Ерик» — ордынский город Шакрак?

В 1937 году начинающий кубанский археолог Никита Анфимов, можно сказать, что совершенно случайно, обнаружил и обследовал «средневековое поселение», расположенное в двух километрах от станицы Ивановской Красноармейского района Краснодарского края. Он назвал его «Ангелинское селище» и дал ему очень широкую датировку — X-XV вв.

Прошло много лет и в 2008-2009 годах сотрудники «Южнороссийской комплексной экспедиции» под руководством московского археолога Игоря Волкова, провели здесь охранно-спасательные раскопки, которые позволили обозначить «городище Ангелинский ерик» площадью в 80-140 гектаров как «самое крупное известное на текущий момент золотоордынское городище бассейна реки Кубани, сопоставимое по площади сэмирскими городами Золотой Орды».

Для тех времен это был большой торговый город, в котором проживали 10-15 тысяч человек. Обилие монетных находок и найденной керамики не оставило сомнений, что здесь была развита торговля и различные ремесла, кроме того на городище были обнаружены следы металлургического производства.

Кстати немного о найденных монетах. Они были отчеканены от имени золотоордынских ханов. Надпись, к примеру, выглядит так: «Хан справедливый, такой-то…». На лицевой — имя хана, на оборотной – место чеканки и год выпуска.

Город был расположен на границе дельты Кубани, у ответвления крайней правой протоки – Ангелинского ерика. К этому месту от Тамани вел самый удобный путь по правому берегу Кубани, а далее к северу шла самая короткая дорога по степи (в обход плавней) в город Азак. Место для города было выбрано в резкой излучине ерика, который защищал его с трех сторон от степи.

По мнению Игоря Волкова высока вероятность того, что именно этот археологический памятник представляет собою ордынский город Шакрак, упомянутый в географическом сочинении эмира города Хама Абу-л-Фида «Упорядоченье стран» («Таквим ал-булдан») (1321 год): «Рядом с этим проливом на восточном берегу — город, называемый Таман. Он — граница царства Берке, а владыка его в наше время зовется Узбек. Послы его прибывали в Египет во многие времена. Затем, если обходить упомянутый залив упомянутой Тамани, следует расширение на восток, север и запад. И становится [море] подобным пруду. И останавливается идущий по его восточному берегу у города, называемого Шакрак, а от Шакрака заканчивается движение на восток, и поворачивает на север, и следует на север вплоть до города Азака. Он [Азак] — порт, в который стремятся купцы [разных] стран, там устье реки Тан».

«Размер городища «Ангелинский Ерик» и его расположение между Таманью и Азаком соответствует описанию арабского географа», а «пересмотр версии возможен в том случае, если на маршруте будет найден сопоставимый по размерам золотоордынский город».

Так что же нашли археологи на этом городище?

В ходе охранно-спасательных работ были «проведены раскопки на площади 40 квадратных метров. Был избран холм, на котором были выявлены остатки соборной мечети: кирпичные базы внешней галереи и внутренней колоннады молитвенного зала, завалы кирпичных стен.

Сам портал не попал в пределы раскопа, но были найдены остатки мозаичного декора, сложенного из фигурных поливных плиток синего, бирюзового, белого и желтоватого цветов. То есть здание мечети было украшено цветной мозаикой, которую прежде находили только в Западном Иране. Внешняя стена здания толщиной в пять кирпичей на глиняном растворе была почти полностью выбрана в XIX веке местным населением на хозяйственные нужды…

Размеры холма позволяют сказать, что общая площадь мечети составляла не менее 400 квадратных метров, эти габариты очень близки к размеру мечети Узбека в Старом Крыму.

О наличии у постройки деревянного перекрытия свидетельствуют многочисленные древесные угли и почти семь десятков найденных во внутренней части мечети кованых железных гвоздей. Полагающийся соборной мечети священный колодец попал в раскоп только краем, имеющееся пятно свидетельствует о том, что его диаметр должен составлять около 4 метров Сохранность слоя такова, что при раскопках колонный молитвенный зал может быть реконструирован (как и остатки фундамента минарета). Портал и михраб, возможно, уже уничтожены полностью».

Какой же он был, Шакрак? Жилые дома пока не раскопали, но, несмотря на это, Игорь Волков может рассказать о том, как приблизительно выглядел город.

— Микрорельеф, холмики, водоемы читаются на местности, — говорит он. — Кирпичная архитектура, особая планировка, которая была у мусульманских городов, дымоходы, к примеру, находились под лежанкой. На каждый блок домов создавался общественный водоем. Оттуда жители брали воду.

По направлению к соседнему Славянску-на-Кубани археологи нашли еще один «осколок» Золотой Орды. Дача или пригород своего рода. Здесь, а также около станицы Полтавской, нашли два мавзолея — захоронения монголо-татарской знати, первых лиц Шакрака. Там же «читается» и древняя дорога. Это поселение назвали Ивановская-1. О том, что это «продолжение» Шакрака, говорят куски средневековых амфор, а также остатки кирпича, абсолютно идентичного найденным на Шакраке.

Ну а что случилось с самим городом? Когда и как он прекратил свое существование? По мнению историков, он был основан в конце XIII века, а погиб в 1360-х годах (были найден следы большого пожара) во время многолетней гражданской войны в Золотой Орде, которая была известна в русских летописях как «Великая замятня».

С большой долей вероятности, город Шакрак, стоявший на краю степи, пострадал во время эпидемии «Черной смерти» в 1346-49 гг. А «Великаязамятня» в Орде уже добила его окончательно.

Александр Водолазский

«Узел счастья» с монет Шакрака и изображение крепостной стены города попали в символику Ивановского сельского поселения.

Александр Водолазский

🕰 Интересует история района? Подписывайтесь на канал «Встанице» в Telegram — каждый день новые материалы, снимки и редкие свидетельства прошлого: https://t.me/+rzyRY5NPJo43MDRi

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Рева Илларион Артемов

    29 лет, жена его Ефросиния 30 лет, дети их: Стефан…

    Топчий Герасим Григорьев

    27 лет, жена его Агафья 24 года, дети их: Иван…

    Крикливый Иван Григорьев

    37 лет, жена его Фекла 37 лет, дети их: Иван…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Олефиренко Петр Семенович

    вахмистр – 1916 г.

    Каракай Яков

    с 1794 по 1799 гг.

    Ратушный Авксентий Самойлов

    урядник – с 1890 по 1892 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Сыровая Анна Павловна

    1908 г.р., проживала по ул. Ленина, 213/3.

    Климова Пелагея Васильевна

    проживала по ул. Пионерской, 64.

    Ковтун В.Г.

    проживала по ул. Энгельса.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк