Простых казаков-станичников в основном объединяла благотворительность
Православные братства – общества, состоящие из лиц православного вероисповедания без различия сословий, возникли на фоне духовно-нравственного кризиса в российском обществе в 60-е гг. XIX века. «Основные правила для учреждения Православных братств» были утверждены Святейшим Синодом 8 мая 1864 года.
Православными братствами именовались «общества, состоящие из православных лиц разного звания и состояния для служения нуждам и пользам православной церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для создания и украшения православных храмов, для дел христианской благотворительности, для распространения и утверждения духовного просвещения».
Основными задачами Православных братств являлись:
1. Служение православной церкви, направленное на устранение стоящих перед ней трудностей, и умножение ее блага;
2. Борьба с расколом и сектами посредством апологетической миссионерской работы, а также защита православной церкви от пропаганды иных вероисповеданий;
3. Основание школ с целью православного воспитания;
4. Помощь в строительстве церковных зданий и внутреннем убранстве церквей (например, посредством дарения икон, облачений и т.д.);
5. Благотворительная деятельность;
6. Материальное обеспечение клира.
Созданные в 60-х годах XIX века братства по масштабам своей деятельности делились на несколько категорий: епархиальные, уездные, приходские. Примерно до 1870 года деятельность Православных церковных братств бурно развивалась. Они активно включались в школьное просвещение, занимались украшением храмов, помощью бедным, организацией приютов для стариков и детей, богаделен.
Стеблиевские братчики
Одним из ярких примеров миссионерской и попечительской деятельности исследуемого периода времени является Православное церковное братство станицы Старонижестеблиевской Темрюкского уезда Кубанской области, сформированное при церкви святого мученика Иоанна Воина.
По данным известного исследователя А. В. Селиверстова: «Храм Иоанна Воина в курене Старонижестеблиевском, с 1842 года — станице Старонижестеблиевской, 1814 год – постройка освященного в 1817 году первого деревянного храма, первоначально с двумя отдельными звонницами – на шести дубовых столбах и на двух столбах (для одного большого колокола), покрытых тесом, и построенной в 1855 году колокольней; 1884 год – постройка освященного 27 июля 1885 года второго деревянного храма с престолами иконы Божией Матери Иверская и святого Александра Невского. Внутренние стены второго храма были расписаны в 1887 году».
В справочнике по Ставропольской епархии указано, что в 1875 году на месте станицы Ольгинской образовался хутор Добровольный, население его составили казаки станицы Старонижестеблиевской, добровольно, по предложению общества, выселившихся сюда на запасную общественную землю. В 1905 году хутор был переименован в станицу Ольгинскую. Церковь святого мученика Иоанна Воина была пожертвована обществом станицы Старонижестеблиевской, перенесена, обновлена и освящена в 1888 году, в 1904 году расширена (израсходовано 7009 рублей), в 1905 году обновлен иконостас.
В клировых ведомостях Иоанновоиновской церкви станицы Старонижестеблиевской указано, что церковь посещают прихожане, следующим составом: духовного звания – 13 душ мужского, 18 душ женского пола; казаков – 3736 душ, 3578 женского; крестьян – 283 души мужского, 270 женского пола. Кроме того, в пределах прихода имеют жительство армяно-григориане – 6 душ мужского, 5 женского пола; сектанты адвентисты – 1 душа мужского, 3 женского пола, баптисты – 3 души мужского, 3 женского пола. Всего – 7917 душ.
В приходе церкви имеются школы: одноклассная церковно-приходская на 120 учеников; высшее начальное училище; одноклассные министерские смешанные училища – Центральное, Южное и Северное; женское одноклассное министерское училище. Церковная школа помещается в собственном доме. В ней обучается 61 мальчик и 42 девочки.
При церкви 175 десятин удобной земли. Здания, принадлежащие церкви: деревянное, обложенное кирпичом, под железной крышей, здание для церковно-приходской школы и деревянное здание под железной крышей для помещения церковных сторожей.
Доброхоты
О деятельности Православных братств можно судить по их годовым отчетам. Как правило, в данных отчетах содержится подробное погодовое описание работы, проводившейся этой организацией, списки ее членов, а также финансовая отчетность. Также, имеются иные, сохранившиеся в архивах церковные документы исследуемого периода времени, на основании которых можно проанализировать вклад Православного братства станицы Старонижестеблиевской в вопросы благотворительной деятельности и иных поставленных задач перед обществом.
Подробная информация о благотворительной деятельности Православного братства содержится в «Главной описи» имущества церкви станицы Старонижестеблиевской Темрюкского уезда Кубанской области во имя святого мученика Иоанна Воина с двумя предельными храмами: правый — в честь иконы Иверской Божьей Матери, левый — в честь святого благоверного князя Александра Невского за 1885 год», где указано, что братство станицы Старонижестеблиевской принимало активное участие в помощи организации внутреннего убранства церкви, ремонтных работах, покупке и дарении церковной утвари, икон, заботясь о внешнем и внутреннем благолепии здания.
Благодаря сохранившемуся в «Главной описи» описанию убранства, нам представилась уникальная возможность ознакомиться не только с перечнем приобретенного церковного имущества верующими жертвователями и меценатами, но и с детальным описанием объектов убранства храма. В главе № 3 церковной описи, в разделе: иконостасы и иконы, приведен наглядный пример описания пожертвованных иконостасов.
«В большом деревянном киоте, столярной работы в два яруса, точеной работы в верхних частях, с золочением на трех липовых ветвях, икон именных вокруг соснового дерева окрашенного поверх черною краской. Изображены в средней части: святой мученик Иоанн Воин, от правой стороны святой великомученик Георгий Победоносец, и слева – святой Иоанн Предтеча. В верхнем ярусе, между двумя четырехгранными пилястрами, изображена Святая Троица. Наверху киота – четырехконечный крест, на котором изображено Распятие Иисуса Христа. В тумбах киота на четырех липовых кругах, вокруг сосновых золоченых рам изображен святой мученик Иоанн Воин, вокруг кругов резной работы Херувимы. Весь киот украшен золоченою резьбою и такой же звездами. Выше верхнего яруса написан текст: «Мф.11:28. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Азъ успокою вас». От общины братчиков Старонижестеблиевской станицы, обозначенная ценность, указанная в «Главной описи», стоимость оценена в 500 рублей серебром».
Кроме благодетелей, общины Православного братства станицы, доброхотных дателей и меценатов, в описи обозначены и иные жертвователи. Так, например, имеется факт дарения храму иконы общиной сестер. Приведенная ценность подаренной сестрами иконы в киоте — 150 рублей серебром. В книге подробно описан сюжет самой иконы. «В большом столярной работы киоте за стеклом, по центру изображено Распятие Иисуса Христа, по среди двух разбойников, с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, в верхней части изображен Бог Отец и с противоположных сторон два коленопреклоненных ангела, внизу креста — изображена Адамова голова. Община сестер также подарила церкви святого мученика Иоанна Воина икону Божьей Матери «Достойная есть», стоимостью 250 рублей серебром и икону Успения Пресвятой Богородицы, стоимостью 80 рублей».
Еще одна дарованная храму икона неравнодушными меценатами, находящаяся в резном застекленном киоте – это икона с изображением Тихвинской Божьей Матери. «Вокруг иконы, по углам изображены: святой благоверный князь Александр Невский, святой Георгий Победоносец, святой Мученик Иоанн Воин и святитель Николай. Вверху киота – золоченая резьба и парящий голубь, а по углам два резных золоченых ангела. Внизу иконы выбиты слова: «Образ Тихвинской Богородицы, явилась в 1383 году». От гвардейских казаков 70 рублей серебром».
От доброхотных дателей (так в документе) подарена икона святого великомученика Пантелеимона, с изображением 14 сюжетов его жизнеописания. «Вверху иконы изображена Святая Троица, а по сторонам святой евангелист Матфей и Иоанн Богослов. Оцененная стоимость иконы 150 рублей. Также икона, на которой изображен Бог Отец, благословляющий, с изображением Святого Духа в виде парящего голубя, находящейся в выкрашенной краской раме, стоимость иконы 50 рублей серебром».
«Икона Покрова Пресвятой Богородицы в сосновой раме, длины 15 вершков, а ширины 14 вершков, в серебряно-вызолоченной ризе. От общины артиллеристов, стоимостью 150 рублей».
Церковные знамена
Еще одним элементом дарения благотворителями и меценатами Иоанновоинской церкви, по данным «Главной описи», являются хоругви.
Хоругвь – церковное знамя, представляющее собой икону Христа, Божьей Матери или святого, поднятую на высокое древко. Обычно хоругви хранятся возле правого и левого клиросов и выносятся из храма на крестных ходах. Символически хоругвь обозначает победу Иисуса Христа над смертью и Диаволом. Рассмотрим пример описания некоторых хоругвей, подаренных церкви меценатами, по данным «Главной описи».
«На красном сукне, с изображением святого Архистратига Михаила, архангела Гавриила и святого великомученика Григория Победоносца. С другой стороны изображены: святой благоверный князь Александр Невский и князь Владимир, святитель Тихон, епископ Задонский и святой апостол Андрей Первозванный. На каждой стороне по Серафиму и орудия страданий Иисуса Христа, вокруг украшено бахромою и кистями. Над четырехугольником в зубчатых кругах с одной стороны Спаситель, с другой стороны – Святой Дух. На прапоре из хитона изображены: с одной стороны святой мученик Иоанн Воин, а с другой – святой пророк Илия. От доброхотных дателей». Обозначенная стоимость — 120 рублей серебром.
Еще одна хоругвь – «На таком же сукне, с такой же бахромою и кистями. Изображены: святой мученик Иоанн Воин и святой великомученик Георгий Победоносец, а вверху изображен Спаситель благословляющий, с противоположной стороны Архангел Гавриил и Архангел Михаил, под ними изображен Ветхий и Новый завет, а также десять ангелов. Прапор из хитона, на нем с одной стороны Великомученик святой Георгий Победоносец, с другой стороны Архистратиг Михаил. От казаков Четвертого пешего батальона». Указанная стоимость — 120 рублей.
«Металлическая, в некоторых местах серебрено-вызолоченная с семью таковыми же кистями, с изображением иконы Казанской Божьей Матери, а с другой стороны Воскресения Иисуса Христа, вверху металлический четырехконечный крест, рукоятие деревянное. От казаков Первого пластунского батальона. Стоимость 88 рублей».
Также, элементами дарения церкви являлись лампады и подсвечники. «Богатые серебрено-вызолоченные, на 30 свечей. На цепи в три яруса лампады. От Старонижестеблиевского общества, триста пятьдесят рублей серебром. Еще, на 33 свечи, в три яруса серебряно-вызолоченные. От общины братчиков, стоимостью 250 рублей. Большая, в два яруса на 18 свечей, от купца Дионисия Рубайлова, 45 рублей. Серебряно-вызолоченная, на один стаканчик и на три свечи. Нижняя часть с тремя цепочками. От казака Иуды Перекипного, стоимостью 100 рублей. И другие.
Передавались в дар церкви подсвечник. Трехсвечник посеребренный на 22 свечи. От доброхотных дарителей, 100 рублей. Еще два, желтой меди, стоимостью 35 и 10 рублей, семисвечник, стоимостью 71 рубль, от дарителей. Элементами церковного дарения являлись так же отлитые колокола. Рассмотрим описание подаренных меценатами колоколов Иоанновоинской церкви. «В нем весу 105 пудов от общины братчиков», стоимость 2200 рублей серебром. «В нем 41 пуд и 2 фунта от доброхотных дарителей», 595 рублей серебром. «В 5 пудов 18 фунтов» — 77 рублей, «в 38 фунтов» — 15 рублей, «в 5 пудов и 8 фунтов от доброхотных дателей» — 73 рубля.
В последующей главе церковной «Главной описи» подробно описаны Святые Евангелия, принадлежащие церкви, указана их стоимость и от кого получены в дар. Так, например, Евангелие, напечатанное в Москве в 1847 году с выбитым текстом на обложке «Слава в вышних Богу», оцененной стоимостью 250 рублей серебром, подарено разными благотворителями, еще одно, такой же стоимости, приобретено на благотворительные средства православного станичного общества. Описываются Евангелия, церковные печатные книги, утварь, облачения от доброхотных дателей, от казаков Старонижестеблиевской станицы, от разных благотворителей и др.
От семейства Концевичей
Одну из книг 1833 года «Ирмологий знаменного распева», в кожаном переплете, отпечатанную в Москве, подарил дьячок Иоанновоинской церкви Митрофан Григорьевич Концевич – вероятно, отец знаменитого кубанского композитора, собирателя казачьего фольклора, уроженца станицы Старонижестеблиевской Григория Митрофановича Концевича. Необходимо отметить, что церковная династия Концевичей прослеживается в нескольких поколениях духовенства станичников, например, в полугодовой ведомости, за первую половину 1843 года Черноморского казачьего войска, благочинного священника Диомида Попки «О церковнослужителях с показанием лет и поведения», обозначены следующие служители церкви в станице Старонижестеблиевской при Иоанновоинской церкви: Никита Джигирь 39 лет, «поведения хорошего» и дьячок Евдоким Концевич, 24 лет, «поведения изрядного». А в более ранних документах за 1837 год упоминается стихарный дьячок Евдоким Григорьевич Концевич, а также заштатный дьячок церкви Григорий Ильич Концевич.Интересен подраздел исследуемой описи «Иконостасы и иконы, расположенные в прочих местах храма». Одна из них, икона Покрова Пресвятой Богородицы с подробным описанием, оценена в 125 рублей, подарена казаком Иваном Кулешом, иконы: «Воскрешение праведного Лазаря (10 рублей), преподобного Тита (100 рублей), святого благоверного князя Александра Невского (40 рублей), преподобного Макария Прилукского (2 рубля), святого пророка Илии (6,5 рубля)», и множество других святых икон: от Старонижестеблиевского общества, от общества сестер; индивидуальные дарения церкви: от вдовы казачки Евгении Богдановой, от казаков Таманского полка, от общины братчиков, от урядника Игнатия Манако.
Благоустроители храма
В Ставропольском Государственном архиве на хранении имеется дело Ставропольской духовной консистории «О построении балдахина под престолом церкви станицы Крыловской на средства казака Архипенко в 1000 рублей, о пожертвовании церковных старост и других лиц 02 января 1886 года – 21 сентября 1887 года на 208 листах». В этом деле имеется рапорт, написанный на имя Его Преосвященства, Серафима – Епископа Аксайского, управляющего Ставропольской епархией от Благочинного церквей и духовенства 3 Благочиннического округа Кубанской области священника Матвея Никольского.
В рапорте указанно, что братчиками станицы Старонижестеблиевской пожертвованы в приход Иоанновоинской церкви следующие иконы:
1. Иверской Божьей Матери;
2. Святого великомученика Георгия Победоносца;
3. Святой Троицы;
4. Пресвятой Богородицы;
5. Святителей Христовых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого;
6. Святой Троицы;
7. Архистратига Михаила;
8. Сошествие Спасителя во ад;
9. Господь Благословляющий.
Все вышеуказанные иконы «в приличных золоченых рамах за стеклом и в киотах. Стоимость сих икон предполагается в 1530 рублей. Независимо от сего, также братчики в названную церковь приобрели золотошвейной работы, на малиновом бархате плащаницу и к ней столярной, резной работы в приличном металле вызолоченную гробницу, стоимостью в 860 рублей серебром».
Из рапорта священника:
«Доводим до Вашего Преосвященства просьбу о почтении жертвователей Вашим Архипастырским вниманием, напутствовав на дела на пользу церкви Божией Благословением святейшего Синода с выдачей на сей предмет соответствующей грамоты». Подпись: Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря благопокорный послушник, Благочинный, священник Матвей Никольский 1886 года июля 14 дня».
В ответ на рапорт поступило распоряжение из Ставропольской духовной консистории предоставить поименный список братчиков, с указанием суммы жертвования каждым из них. На что священником Матвеем Никольским был подготовлен следующий рапорт, в котором он указывает, что конкретного поименного списка, с суммой жертвований он предоставить не может, так как все братчики в течение года жертвовали разные суммы, но не менее одного рубля, а более усердствующие и состоятельные вносили в названную кассу и более значительные суммы, и данные суммы составляют единую названную братскую кассу, из которой и расходовались средства по единому соглашению братчиков на приобретение икон, плащаницы, обозначенных в рапорте от 1886 года июля 14 дня. Подпись: Благочинный священник Матвей Никольский 1886 года сентября 12 дня. К рапорту приложен список.
Он состоит из наиболее ревностных участников православного братства станичного общества:
Михайло Пометун
Дорофей Черный
Владимир Черный
Никандр Макарец
Леонтий Зеленский
Касьян Монако
Иван Шестак
Терентий Дьяченко
Клим Ветер
Яков Здоровец
Иван Мовчан
Тимофей Калюжный
Трифон Сокол
Захарий Таран
Семен Скубко
Иуда Перекипный
Авксентий Кошман
Ефим Финько
Константин Горбенко
Карп Олиференко
Мартын Сокол
Семен Литвин
Игнат Троян
Никифор Кирячек
Родион Загорулько
Федор Олехвир
Ерофей Слюсарь
Михайло Чернявский
Степан Чигрин
Василий Пороховник
Евстафий Белоус
Мирон Линник
Николай Луценко
Лукьян Белик
Лаврентий Кожан
Денис Пометун
Василий Пометун
Онисим Гарькуша
Прокофий Короткий
Михайло Тараненко
Иван Лашко
Степан Руденко
Сергей Гарькавий
Евмен Таранеко
Ерофей Кошман
Иван Кулиш
Елисей Мельник
Савва Орлянский
Семен Супрун
Авксентий Дзюба
Борис Перехода
Емельян Нишмок
Григорий Кавун
Севостьян Верещака
Пимен Лесный
Александр Булгак
Ион Троян
Денис Игнатенко
Савва Гарькуша
Андрей Гусаренко
Яков Лещенко
Гаврило Богдан
Павел Шевченко
Никанор Герасименко
Меркурий Супрун
Авксентий Верещака
Митрофан Троян
Ерофей Савицкий
Степан Макарец
Степан Коваленко
Устин Карпенко
Никифор Таранец
Василий Чернобривец
Степан Луценко
Ерофей Ничипоренко
Егор Слива.
Список заверен подписью атамана Таранца Никифора Максимовича и печатью Старонижестеблиевского станичного правления.
Братчики общества ревностно относились не только к вопросам меценатства и благолепия храмов родной станицы. По исследованным документальным материалам Управления атамана Темрюкского отдела Кубанской области «Дело о сборе денег на постройку храма в городе Эриване», установлено, что благотворительная деятельность станичного общества, православного братства выходила далеко за пределы Кубанской области. Православная общественность станицы Старонижестеблиевской оказала посильную финансовую помощь, собрав 36 рублей. Известно, что к 1903 году общая сумма пожертвований составила 104 рубля.
Новый собор в Эривани был возведен в первые годы ХХ столетия и освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Кроме архитектора Михаила Буйнова, в сооружении собора принимал участие архитектор Василий Мирзоев, автор ряда архитектурных объектов в Эривани.
К сожалению, сам собор святителя Николая Чудотворца просуществовал лишь до 1926 года и был разрушен, а на его месте в 1931 году был установлен памятник революционеру Степану Шаумяну.
Открыть архив файловПри подготовке статьи автором использованы источники:
1. Бердников И.С. Церковные братства ввиду современной потребности православной Церкви и общества // Православное обозрение. – 1868. – Кн. 4. – С. 410-433
2. Блохин В.С. Возникновение храмов Русской православной церкви в Эривани в ХIХ – начале ХХ века // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2020 № 2 (67). С. 16-24.
3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 418. Оп.1., Ед. хр. 4792, Л.37.
4. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 1. Д. 171. Л.18
5. ГАСК. Ф. 135. Оп. 44. Д. 267.
6. ГАСК. Ф. 135. Оп. 43. Д. 293.
7. ГАСК. Ф. 135. Оп. 44. Д. 432.
8. ГАСК. Ф. 135. Оп. 73. Д. 892.
9. Жданов Федор Алексеевич. Церкви Старонижестеблиевской / Федор Жданов // Голос правды. – 1993. — №59 (9054).
10. Косенко Александр Николаевич. В станице Старонижестеблиевской один храм разобрали на переправу, а другой смогли восстановить / Александр Косенко // Встанице. – 2022. https://vstanice.ru/articles/v-stanicze-staronizhesteblievskoj.
11. Кудряшова В.В. «Из истории деятельности Православных церковных братств Саратовской губернии в конце – начале ХХ вв.» Материалы международной научно-практической конференции ДЫЛЬНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ «Российская идентичность: состояние и перспективы»: — Саратов: изд-во «Саратовский источник», 2015. – 364 с. ISBN 978-5-91879-508-8. С. 140-142.
12. Михайлов Николай Тихонович. Справочник по Ставропольской епархии / Сост. свящ. Н.Т. Михайлов. — Екатеринодар: тип. Кубан. обл. правл.: 1910. — [2], IV, 3-501 с.; 24 см. — (Ставропольская губерния и Кубанская область (обзор городов, сел, станиц и хуторов)
13. Михайлова Е. Д. Религиозно-просветительская деятельность православных братств в Курской епархии до 1917 года / Е. Д. Михайлова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2014. – No 4. – С. 173–179.
14. Национальный архив Армении (НАА). Ф. 107. Оп. 1. Д. 1213. Л. 4-6
15. НАА.Ф. 94. Оп.3 Д. 707. Л. 4
16. Папков А.А. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г. — СПб. 1893. С. 50.
17. Селиверстов А.В. Все храмы края. Т. l. Краснодар, 2016. С.264
Подпишитесь на рассылку
42 года, жена его Фекла 40 лет, дети их: Иван…
32 года, жена его 31 год, дочь их Наталия 11…
вдова, 51 год.
урядник – с 1892 по 1895 гг.
есаул – с 1836 по 1839 гг.
1911 г.р., проживала по ул. Молодежной, 38.
1906 г.р., проживала по ул. Красноармейской, 212.
1900 г.р., проживала по ул. Шевченко, 29.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…