В первой половине 90-х годов Валентин Фомич разыскал живших в…
В первой половине 90-х годов Валентин Фомич разыскал живших в его поселке Ахтырском ветеранов 4-го Гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса для встреч со школьниками. В СПТУ корреспонденты поинтересовались и у него, уже седоусого, на каком фронте воевал. Сидоренко замешкался с ответом, а потом сказал, что при немцах был юным партизаном. И это, пожалуй, правда. Вот что он вспоминает.
Спасали бойцов
Жившая в центре оккупированной станицы Красноармейской наша сдружившаяся компания из четырех пацанов помогала, как могла, своим воевавшим отцам и братьям. У Вани Посмитного (9 лет) на фронте был отец (домой не вернулся, прогиб). У Коли Чалова (10 лет) воевали брат и сестра. Мой старший брат, одиннадцатилетний Степа, и я, 7 лет, не дождались с войны отца.
Прошедшие уже Украину и Крым оккупанты награбили немало. У каждого под кроватью был чемодан, наполненный многим, в том числе консервами и конфетами. Днем, когда немцы были чем-то заняты, мы добывали себе и семьям пропитание, стараясь брать из чемоданов так, чтобы было не заметно.
Для трудной и грязной работы немцы приводили из концлагеря, находившегося у железнодорожной станции Полтавская, наших военнопленных. Так, в станичной чайной (теперь это офис сельпо) немцы устроили конюшню и лошадей обслуживали двое наших пленных. Босые, в одном грязном белье, они тайком подкармливались овсом.
В феврале 1943 года этих двух, сбежавших от немцев бойцов, мы обнаружили в бассейне около чайной. Они тихонько расспросили, не ищут ли сбежавших. Но немцам было уже не до них. А мы незаметно носили нашим бойцам несколько дней еду и курево. В одну из ночей они выбрались из бассейна и до прихода наших скрывались в сарае у Посмитных, дом которых стоял на отшибе у речки. И уже летом, в советской армейской форме, эти два солдата приходили к Посмитным благодарить за помощь. Хотели видеть и нас, но мы где-то бегали.
Вред на благо
После окружения в Сталинграде немцы стали хмурыми, злыми, а мы воспрянули духом, осмелели. Не считаясь с запретами старших, все свободное время проводили на улице. Немцев в станице стало меньше, рушился знаменитый немецкий порядок и слежка. И наша ватага решилась на новые действия.
Напротив нашего с братом дома по улице Красной, 72 (сохранился и сейчас), в здании бывшего райвоенкомата, где ныне располагается магазин Агрокомплекса, находился немецкий штаб. Со всех сторон туда сходились толстые, многожильные, в резиновой изоляции телефонные кабели. Их прокладывали прямо по земле снегу, лужам. У Степы под пальто был спрятан топор, а я, как самый малый и не вызывающий подозрения, стоял на углу бывшей военкоматовской конюшни (не сохранилась). Мне хорошо был виден перекресток улиц Красной и Ленина, и, когда никого не было видно, я кивал головой, а Степа рубил как можно больше кабелей. Потом наша ватага быстро уходила прочь. Куски этого кабеля, после прихода наших, мы использовали для устройства качелей и привязи телят.
Тактика выжженной земли
Уходящие немцы стремились нанести станице Красноармейской и ее жителям максимальный ущерб, методично взрывая и сжигая самые значимые здания. Были взорваны школы №№ 1,3,5,7, правления колхозов, больничный городок, весь железнодорожный путь от станции Ангелинская до р. Протоки вместе с находящимися на пути вагонами. Горело здание райисполкома и железнодорожный вокзал. Все это мы видели своими глазами.
Мы заметили дым из окна военкомата и забежали туда. В самой большой комнате горел пол, облитый бензином. В центре пламени лежал пушечный снаряд. Длинными палками нам удалось выкатить его из огня, он был очень горячим.
Степа обмотал его тряпками и на вытянутых руках вынес во двор, затем осторожно сбросил в колодец. Взрыва не было, и сейчас этот снаряд лежит под землей в засыпанном колодце под асфальтом двора. А мы еще больше часа затаптывали горящий пол, заливали огонь водой из канавы. С приходом наших войск прежний военком капитан Дадакин занял сохраненное нами здание.
Дорогой сердцу образ
Наш папа, Фома Маркович Сидоренко, депутат райсовета, директор Красноармейского детдома, погиб на пятый день Сталинградского наступления, когда мы еще были в оккупации. Его могилу – братское захоронение в станице Еланской на севере Ростовской области мы с братом отыскали только в 1969 году. С той поры, летом, вот уже более 50 лет, бываем там в День Победы. Ушла из жизни наша мама Галина Платоновна, нет папиных сестер Анны и Нины, нет и Степана Фомича. Но мы – дети, внуки, правнуки и праправнуки Фомы Марковича приезжаем поклониться ему и его боевым товарищам. Так было и 9 мая 2022 года.
Валентин Фомич Сидоренко, 86 лет, уроженец ст. Полтавской, Почетный гражданин поселка Ахтырского.
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
26 лет, жена его Ефросиния 28 лет, дети их: Иван…
27 лет, жена его Агафья 24 года, дети их: Иван…
43 года, жена его Онисия 38 лет, дети их: Федор…
урядник – 1888,1889 гг.
с 1794 по 1799 гг.
урядник – с 1855 по 1858 гг.
проживала по ул. Казачьей, 83.
1907 г.р., проживала по ул. Л.Толстого, 205.
проживала по ул. Энгельса.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…