Герой Социалистического Труда, ст. Полтавская.
Родился в 1931 году в Автономной Татарской Социалистической Советской Республике, ныне — Республика Татарстан, в семье колхозника.
Трудовую деятельность начал рабочим на железной дороге, после окончания школы авиамехаников продолжил работать по специальности механика-дефектоскописта, готовил самолеты к полетам.
В 1954 году окончил Бугурусланское летное училище Гражданского воздушного флота, начал летную работу на самолете По-2, обрабатывал с воздуха колхозные поля, работал с лесоустроителями, топографами, геологами-съемщиками, буровиками.
После обучения в 1958 году Л. Н. Ахметвалеев был переведен в Улан-Удэнское авиапредприятие, в числе первых вертолетчиков прибыл в Бурятию. Со временем стал высококлассным специалистом, которому поручались особо сложные полеты. К середине 1970-х годов он характеризовался как один из лучших и опытных вертолетчиков страны с налетом более 10 тысяч часов. Возил буровые штанги и другой негабаритный груз (для чего приходилось летать с раскрытыми задними створками), устанавливал опоры высоковольтных линий, спасал колхозное имущество во время неожиданных наводнений, зачастую при этом фиксируя вертолет в положении «на подвесе». Когда многодневные проливные дожди подняли уровень многих рек Центральной Бурятии, тысячные отары колхозных овец в долине реки Удэ оказались под угрозой затопления. Вертолет приходилось сажать на крохотные островки сухой земли, экипаж совместно с чабанами грузили скот (более 60 голов за рейс) и в последнюю минуту вывозили животных.
Командир вертолета Ми-8 Восточно-Сибирского управления Гражданской авиации Ахметвалеев неоднократно летал с разведчиками нефти и на гравиметрическую съемку с воздуха в Тюменской и Иркутской областях, перегонял вертолетную технику в Чехословакию, ГДР и Польшу.
Леонид Нургалович с самого начала привлечения вертолетной группы работал на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Он первым в стране применил вертолет для раскатки высоковольтных проводов, когда барабан весом около 3 тонн устанавливался в Ми-8 и в полете растягивал нить провода длинной 2,5 километра. На всю операцию уходило 11 минут. С учетом бездорожья на трассе от Магистрального до Северобайкальска и Нижнеангарска, от прокладки 7 таких ниток экономический эффект получался огромным. За каких — нибудь одиннадцать минут выполнялась работа, которую на земле делали за день.
Вылетал в командировку в Монголию, когда вышла из берегов река Тола, затопив обширные пространства, небольшие поселения и равнинные пастбища в районе Улан-Батора. Ми-4, управляемый Ахметвалеевым, зависал так, что шасси чуть не касались крыш домов, забирал одновременно человек по десять и летел до ближайшего безопасного места. Доставлял продукты, медикаменты, теплую одежду и палатки спасенным. Во вторую свою командировку в Монголию его экипаж помогал местным специалистам проводить геологические работы в Южной Монголии, в невероятно сложных климатических условиях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств по перевозке пассажиров, применению авиации в народном хозяйстве и освоение новой авиационной техники Ахметвалееву Леониду Нургаловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Впоследствии работал пилотом-инструктором и командиром звена вертолетов Ми-8. В 1984 году управлял вертолетом, осуществившим транспортировку в Северобайкальск гидросамолета АНТ-4, потерпевшего в декабре 1940 года аварию на Шаман-горе (ныне — Хилокский район Забайкальского края).
В 1989 году пилот со своей семьей перебрался на Кубань, в станицу Красноармейскую. Здесь Герой Соцтруда занимался огородничеством, радуясь за сыновей: Вадим и Владимир пошли по его стопам, оба управляли винтокрылыми машинами. Но потом радость сменилась рвущей сердце тревогой. Во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне младший сын Владимир служил командиром одного из военно-транспортных вертолетов МИ-26. Умер 27 июля 2006 года. Похоронен на новом кладбище станицы Полтавской.
Награды: Золотая медаль «Серп и Молот» (10.03.1981), орден Ленина (10.03.1981), орден Трудового Красного Знамени, медаль «За трудовую доблесть», медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (6 апреля 1970), медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», а также нагрудные знаки «Отличник Аэрофлота» и «За безаварийность».
Имя Леонида Нургаловича Ахметвалеева увековечено на Мемориальной доске с именами Героев Социалистического Труда Кубани и Адыгеи в Краснодаре, в музее станицы Полтавской. Один из горных пиков в районе Чары на севере Читинской области назван в его честь вершиной Ахмета (так называли его в народе).
Подпишитесь на рассылку
41 год, жена его Наталия 44 года, дети их: Даниил…
29 лет, жена его Ефросиния 30 лет, дети их: Стефан…
49 лет, жена его Мелания 50 лет, дети их: Павел…
вахмистр – с 1910 по 1916 гг.
казак – с 1842 по 1844 гг.
проживала по ул. Шевченко, 51.
1919 г.р., проживала по ул. Интернациональной, 18.
1912 г.р., проживала по ул. Красноармейской, 78.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…