Сведения об этом интересном факте нашёл краевед из станицы Ивановской Василий Коваленко
Информация владеет миром
В один из дней в музей станицы Ивановской вошла энергичная пара пансионеров из Краснодара, как они представились, и озадачила необычным вопросом: а что у вас есть по индоевропейскому телеграфу? Все слова понятны, но как связать с Ивановской? Правда, жители выращивают индоуток, но… Рассказали им все о станице, пообещали узнать о ее телеграфных делах и обратились к всеобщей кладовой знаний – интернету и книгам И — о, дивные дела открылись!
В конце XIX века для обширных просторов Британской империи встал вопрос о своевременной реакции на события. Ибо, владеющий информацией – владеет миром. Подтолкнуло к этому, когда в метрополии узнали о восстании сипаев только через месяц и просто запоздали с реакцией.
И вот, к 1870 году, фирма «Сименс» сдала в эксплуатацию трансконтинентальную Индоевропейскую телеграфную линию связи Лондон – Калькутта (Калькутта была в те времена столицей жемчужины империи — Индии). Строительство длилось всего лишь два года, так как началось одновременно на всех участках. Протяженность этого чуда техники была 11 000 км – воздушная трехпроходная линия: 2 провода для телеграфа, один — для нужд страны прохождения. Трасса шла по таким значительным городам, как: Лондон, Берлин, Варшава, Винница, Одесса, Керчь, Темрюк, Екатеринодар, Джубга, Гагры, Тифлис, Эривань, Тегеран, Карачи, Калькутта.
По разным сведениям, от Тамани до Екатеринодара телеграф пролегал по бывшему Таманскому тракту, (похоже, что это был центр трассы), в основном совпадающему с нынешней трассой до станицы Новомышастовской. От Новомышастовской — до Копанского, от Копанского — до Екатеринодара по старой дороге, выходящей на улицу Красных Партизан.
По Екатеринодару линия шла по улице Седина и выходила на Кубань в районе Козетской переправы. Каким образом провод провешивался через реку — пока не выяснено. Далее телеграф шёл вдоль Тахтамукайского шоссе, от Тахтамукая — по ныне несуществующей дороге на Новодмитриевскую. После Новодмитриевской — вдоль шоссе до Григорьевской и на станицу Ставропольскую. Из Ставропольской линия поворачивала вдоль южного склона хребта Пшаф и входила в ущелье реки Шебш, где была тогда основная дорога. Далее провод следовал на Джубгу. От Джубги линия шла практически вдоль нынешней трассы с незначительными отклонениями в районах Туапсе до абхазской границы.
В Российской империи — в Польше и Волынщине — в качестве материала для столбов использовались ели, на юге — ставили тяжелые дубовые столбы. В краевом архиве, в деле войскового лесничества сотника Рубашевского, находится предписание Начальника Кубанского казачьего Войска о дозволении на вырубку дубовых стволов из Красного Леса для обустройства британского телеграфа.
На Кавказе и в Персии столбы были чугунные, отлитые в Англии по патенту «Сименс», и имели соответствующую маркировку у основания. На российском участке каждый столб имел три запатентованных фурнитуры: два — для проводов Индоевропейского телеграфа и один — для внутренней линии. Металлическая фурнитура для крепления была оцинкована.
Фантастика того времени
Торжественное открытие Индоевропейской линии произошло 12 апреля 1870 года, когда из Лондона в Калькутту был передан текст государственного гимна «Боже, храни королеву» вместе с табелем зарплаты телеграфистам. При этом скорость переданного сообщения была просто фантастической для того времени.
Пробный сеанс связи занял 28 минут и вызвал бурю восторгов своей невиданной скоростью. Она заглушила тихий голос яснополянского затворника. 13 апреля в кабинет Толстого буквально вломился с пачкой свежих газет его секретарь Чертков:
— Лев Николаевич, вчера открыли телеграф из Лондона в Калькутту. Теперь за несколько минут человек может передать любую свою мысль на другой конец планеты!
— Николай Николаевич, а есть ли у человечества мысли, которые необходимо передавать с такой скоростью? — иронично спросил ошалевшего от сенсации секретаря великий старец.
Все эти десятилетия линия надёжно и бесперебойно работала. Очевидный перерыв случился лишь в августе 1914 года, когда Великобритания вынуждена была прекратить транзит телеграмм через территорию противника. К тому же, за годы войны линия Индотелеграфа во многих местах была разрушена.
На службе России
На основе участка Кубанской области в 1881 году в Екатеринодаре открылось отделение Русского телеграфного агентства. Его заведующим был назначен сотник Фелицин Евгений Дмитриевич — будущий известный кубанский историк.
На каждой из станций присутствовал контролёр. Контролёры следили за передачей депеш на станциях и за исправностью линии на своём участке. Для охраны и починки коммуникаций нанимались местные жители и монтёры. На равнинных участках линия страдала больше всего: пастухи и станичники случайно и намеренно повреждали провод и керамических изоляторы в форме колокольчика. Снимали, разбивали, изучали внутренности
Много беспокойства и хлопот контролерам Индоевропейского телеграфа доставляли незадачливые станичные жители: по неведению и нерадению они нередко рвали линию фурами, высоко нагруженные сеном, куда, в придачу, казаки втыкали вилы. Уже с декабря 1877 года начали поступать на имя начальника Кубанской области по этому поводу жалобы, донесения и представления. Одно из них в 1887 году контроллер Екатеринодарской линии написал матери с подробностью описью поврежденных проводов, об умышленном разбитии изоляторов, в результате чего связь прервалась на тысячи верст и на ремонт линии потребовалось много часов.
В декабре 1879 года служащие Индотелеграфа жаловались начальнику Кубанской области, что от Чушки до Екатеринодара постоянно повреждается линия пастухами, которые разбивают фарфоровые стаканчики или снимают проволоку. В сонном степном воздуху слышались монотонное «цоб – цобе», потом это прерывались надолго, похоже, мажара с сеном наехала на телеграф. Помогая себе словами: «От же, бисова дротына!», казак выдергивал вилы из сена, и быки тянули воз дальше. А по проводу в это время шла сводка о котировке на лондонской товарной бирже…
Газета «Кубанские областные ведомости» писала в мае 1895 года, что управление по ремонту телеграфной линии сообщает о кражах столбов со штифтами: «Особенно это наблюдается между станицами Ивановской и Новомышастовской, что сказывается крайне вредно не только на интересах индоевропейской телеграфной линии, но и правительственного телеграфа, пользующегося для передачи депеш третьим проводом…».
Назло буржуям
После окончания Первой мировой войны, к концу июля 1923 года, вся линия Индотелеграфа была восстановлена, и 3 августа он вновь приступил к работе. Этому предшествовали жесткие переговоры Общества с правительствами стран по поводу коммерческих скидок и условий обслуживания. Следствием этого, начиная с 23 августа по 11 октября, стали многократные перерывы в работе линии, в частности, вызванные забастовкой советских служащих Индоевропейского телеграфа. Бастовали организованно, при поддержке Советского правительства, по всей протяженности линии. Доподлинно не известно, каков был итог этой забастовки…
В тридцатых годах сообщения передавались уже по воздуху — радиосигналом — и телеграф пришел в упадок, при этом служащих начали подозревать в шпионаже и они, от греха подальше, уехали из страны.
И вот теперь один из внуков-правнуков служителя ивановского участка телеграфа — Константина Браудерара присылает запрос из Швейцарии в Краснодар: а что осталось в Ивановской? В Ивановской смутно помнят эти столбы, да и те ли? Есть слухи, что какой-то связист жил на окраине станицы по улице Черноморской, и у него был странный медный провод со стальной несущей по центру, но там давно живут приезжие, и связи с прошлым станицы у них нет.
Что же дошло к нам из того прошлого, когда ездили волами? В городе Темрюке, на улице Володарского, в конце XIX века находилась станция Индоевропейского телеграфа. Остались и само здание с кирпичным забором, и круглая арка над воротами. Чугунный столб с надписью «Siemens Brothers No8» был обнаружен энтузиастами в станице Северской. Для любопытствующих курортников в Гаграх у чугунного столба поставили макет телетайпа тех времен и пояснительную табличку с емким содержанием.
Примечательно, что через Индоевропейский телеграф передавались сообщения из Америки в Австралию. В то время ещё не был проложен подводный кабель от Америки до Австралии, и телеграммы передавались в Лондон, далее в Бомбей, а из Бомбея – в Японию и Австралию.
Открыть архив файловФакты
— Согласно обнаруженным в Тбилисском архиве данным, в 1880 году по Индоевропейскому телеграфу передали 42 719 сообщений. Эта связь оказала глобальное влияние на экономику и политику для многих стран мира, как и всё дальнейшее развитие мировой телеграфной системы.
— К 100-летию Индо-Европейской телеграфной линии в Индии была выпущена марка.
Подпишитесь на рассылку
35 лет, жена его Агрипина 37 лет, дети их: Тихон…
46 лет, жена его Параскева 36 лет, дети их: Андрей…
53 года, жена его Анна 48 лет, дети их: Алексей…
урядник – 1875 г.
вахмистр – с 1910 по 1916 гг.
с 1816 по 1817 гг.
1908 г.р., проживала по ул. Калинина, 30.
1908 г.р., проживала по ул. Строительной.
1919 г.р., проживала по ул. Интернациональной, 18.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…