Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Через Красноармейский район в XIX веке проходила Индо-Европейская телеграфная линия

Сведения об этом интересном факте нашёл краевед из станицы Ивановской Василий Коваленко

Фото из открытых источников, предоставлено Василием Коваленко

Информация владеет миром

В один из дней в музей станицы Ивановской вошла энергичная пара пансионеров из Краснодара, как они представились, и озадачила необычным вопросом: а что у вас есть по индоевропейскому телеграфу? Все слова понятны, но как связать с Ивановской? Правда, жители выращивают индоуток, но… Рассказали им все о станице, пообещали узнать о ее телеграфных делах и обратились к всеобщей кладовой знаний – интернету и книгам И — о, дивные дела открылись!

В конце XIX века для обширных просторов Британской империи встал вопрос о своевременной реакции на события. Ибо, владеющий информацией – владеет миром. Подтолкнуло к этому, когда в метрополии узнали о восстании сипаев только через месяц и просто запоздали с реакцией.

И вот, к 1870 году, фирма «Сименс» сдала в эксплуатацию трансконтинентальную Индоевропейскую телеграфную линию связи Лондон – Калькутта (Калькутта была в те времена столицей жемчужины империи — Индии). Строительство длилось всего лишь два года, так как началось одновременно на всех участках. Протяженность этого чуда техники была 11 000 км – воздушная трехпроходная линия: 2 провода для телеграфа, один — для нужд страны прохождения. Трасса шла по таким значительным городам, как: Лондон, Берлин, Варшава, Винница, Одесса, Керчь, Темрюк, Екатеринодар, Джубга, Гагры, Тифлис, Эривань, Тегеран, Карачи, Калькутта.

По разным сведениям, от Тамани до Екатеринодара телеграф пролегал по бывшему Таманскому тракту, (похоже, что это был центр трассы), в основном совпадающему с нынешней трассой до станицы Новомышастовской. От Новомышастовской — до Копанского, от Копанского — до Екатеринодара по старой дороге, выходящей на улицу Красных Партизан.

По Екатеринодару линия шла по улице Седина и выходила на Кубань в районе Козетской переправы. Каким образом провод провешивался через реку — пока не выяснено. Далее телеграф шёл вдоль Тахтамукайского шоссе, от Тахтамукая — по ныне несуществующей дороге на Новодмитриевскую. После Новодмитриевской — вдоль шоссе до Григорьевской и на станицу Ставропольскую. Из Ставропольской линия поворачивала вдоль южного склона хребта Пшаф и входила в ущелье реки Шебш, где была тогда основная дорога. Далее провод следовал на Джубгу. От Джубги линия шла практически вдоль нынешней трассы с незначительными отклонениями в районах Туапсе до абхазской границы.

В Российской империи — в Польше и Волынщине — в качестве материала для столбов использовались ели, на юге — ставили тяжелые дубовые столбы. В краевом архиве, в деле войскового лесничества сотника Рубашевского, находится предписание Начальника Кубанского казачьего Войска о дозволении на вырубку дубовых стволов из Красного Леса для обустройства британского телеграфа.

На Кавказе и в Персии столбы были чугунные, отлитые в Англии по патенту «Сименс», и имели соответствующую маркировку у основания. На российском участке каждый столб имел три запатентованных фурнитуры: два — для проводов Индоевропейского телеграфа и один — для внутренней линии. Металлическая фурнитура для крепления была оцинкована.

Фантастика того времени

Торжественное открытие Индоевропейской линии произошло 12 апреля 1870 года, когда из Лондона в Калькутту был передан текст государственного гимна «Боже, храни королеву» вместе с табелем зарплаты телеграфистам. При этом скорость переданного сообщения была просто фантастической для того времени.

Пробный сеанс связи занял 28 минут и вызвал бурю восторгов своей невиданной скоростью. Она заглушила тихий голос яснополянского затворника. 13 апреля в кабинет Толстого буквально вломился с пачкой свежих газет его секретарь Чертков:

— Лев Николаевич, вчера открыли телеграф из Лондона в Калькутту. Теперь за несколько минут человек может передать любую свою мысль на другой конец планеты!

— Николай Николаевич, а есть ли у человечества мысли, которые необходимо передавать с такой скоростью? — иронично спросил ошалевшего от сенсации секретаря великий старец.

Все эти десятилетия линия надёжно и бесперебойно работала. Очевидный перерыв случился лишь в августе 1914 года, когда Великобритания вынуждена была прекратить транзит телеграмм через территорию противника. К тому же, за годы войны линия Индотелеграфа во многих местах была разрушена.        

На службе России

На основе участка Кубанской области в 1881 году в Екатеринодаре открылось отделение Русского телеграфного агентства. Его заведующим был назначен сотник Фелицин Евгений Дмитриевич — будущий известный кубанский историк.

На каждой из станций присутствовал контролёр. Контролёры следили за передачей депеш на станциях и за исправностью линии на своём участке. Для охраны и починки коммуникаций нанимались местные жители и монтёры. На равнинных участках линия страдала больше всего: пастухи и станичники случайно и намеренно повреждали провод и керамических изоляторы в форме колокольчика. Снимали, разбивали, изучали внутренности

Много беспокойства и хлопот контролерам Индоевропейского телеграфа доставляли незадачливые станичные жители: по неведению и нерадению они нередко рвали линию фурами, высоко нагруженные сеном, куда, в придачу, казаки втыкали вилы. Уже с декабря 1877 года начали поступать на имя начальника Кубанской области по этому поводу жалобы, донесения и представления. Одно из них в 1887 году контроллер Екатеринодарской линии написал матери с подробностью описью поврежденных проводов, об умышленном разбитии изоляторов, в результате чего связь прервалась на тысячи верст и на ремонт линии потребовалось много часов.

В декабре 1879 года служащие Индотелеграфа жаловались начальнику Кубанской области, что от Чушки до Екатеринодара постоянно повреждается линия пастухами, которые разбивают фарфоровые стаканчики или снимают проволоку. В сонном степном воздуху слышались монотонное «цоб – цобе», потом это прерывались надолго, похоже, мажара с сеном наехала на телеграф. Помогая себе словами: «От же, бисова дротына!», казак выдергивал вилы из сена, и быки тянули воз дальше. А по проводу в это время шла сводка о котировке на лондонской товарной бирже…

Газета «Кубанские областные ведомости» писала в мае 1895 года, что управление по ремонту телеграфной линии сообщает о кражах столбов со штифтами: «Особенно это наблюдается между станицами Ивановской и Новомышастовской, что сказывается крайне вредно не только на интересах индоевропейской телеграфной линии, но и правительственного телеграфа, пользующегося для передачи депеш третьим проводом…».

Назло буржуям

После окончания Первой мировой войны, к концу июля 1923 года, вся линия Индотелеграфа была восстановлена, и 3 августа он вновь приступил к работе. Этому предшествовали жесткие переговоры Общества с правительствами стран по поводу коммерческих скидок и условий обслуживания. Следствием этого, начиная с 23 августа по 11 октября, стали многократные перерывы в работе линии, в частности, вызванные забастовкой советских служащих Индоевропейского телеграфа. Бастовали организованно, при поддержке Советского правительства, по всей протяженности линии. Доподлинно не известно, каков был итог этой забастовки…

В тридцатых годах сообщения передавались уже по воздуху — радиосигналом — и телеграф пришел в упадок, при этом служащих начали подозревать в шпионаже и они, от греха подальше, уехали из страны.

И вот теперь один из внуков-правнуков служителя ивановского участка телеграфа — Константина Браудерара присылает запрос из Швейцарии в Краснодар: а что осталось в Ивановской? В Ивановской смутно помнят эти столбы, да и те ли? Есть слухи, что какой-то связист жил на окраине станицы по улице Черноморской, и у него был странный медный провод со стальной несущей по центру, но там давно живут приезжие, и связи с прошлым станицы у них нет.

Что же дошло к нам из того прошлого, когда ездили волами? В городе Темрюке, на улице Володарского, в конце XIX века находилась станция Индоевропейского телеграфа. Остались и само здание с кирпичным забором, и круглая арка над воротами. Чугунный столб с надписью «Siemens Brothers No8» был обнаружен энтузиастами в станице Северской. Для любопытствующих курортников в Гаграх у чугунного столба поставили макет телетайпа тех времен и пояснительную табличку с емким содержанием.

Примечательно, что через Индоевропейский телеграф передавались сообщения из Америки в Австралию. В то время ещё не был проложен подводный кабель от Америки до Австралии, и телеграммы передавались в Лондон, далее в Бомбей, а из Бомбея – в Японию и Австралию.

Факты

— Согласно обнаруженным в Тбилисском архиве данным, в 1880 году по Индоевропейскому телеграфу передали 42 719 сообщений. Эта связь оказала глобальное влияние на экономику и политику для многих стран мира, как и всё дальнейшее развитие мировой телеграфной системы.
— К 100-летию Индо-Европейской телеграфной линии в Индии была выпущена марка.
Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Курило Матвей Иванов

    35 лет, жена его Агрипина 37 лет, дети их: Тихон…

    Зеленский Николай Игнатов

    46 лет, жена его Параскева 36 лет, дети их: Андрей…

    Люшня Логвин Афанасиев

    53 года, жена его Анна 48 лет, дети их: Алексей…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Решитько Денис

    урядник – 1875 г.

    Букло Емельян

    вахмистр – с 1910 по 1916 гг.

    Олеференко Игнат

    с 1816 по 1817 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Родионова Елизавета Федоровна

    1908 г.р., проживала по ул. Калинина, 30.

    Медведева Евдокия Трофимовна

    1908 г.р., проживала по ул. Строительной.

    Волкова Раиса Семеновна

    1919 г.р., проживала по ул. Интернациональной, 18.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк