Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Как в станице Полтавской в советское время возродилась православная община

Елена Сабур выяснила подробности образования и деятельности Рождества-Богородицкого молитвенного дома

Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Фото Юлии Илларионовой

Недавно на сайте «Встанице» была опубликована моя статья о Михаиле Давидовиче Букаче. В ней мельком упоминалось о доме, в котором он жил. А узнала я о нем, познакомившись с моей четвероюродной сестрой по линии Давида Букача (1857 г.р.) Ириной Александровной Карповой. Ее мама, Антонина Прокофьевна (в девичестве Букач), оставила воспоминания о жизни в Полтавской. В один из приездов в станицу Антонина Прокофьевна показала место, где было подворье её деда Давида Букача. В настоящее время там расположена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Антонина Прокофьевна (1915 г.р.) вспоминала:

«Примерно к 1907 году, а может раньше или позже, у Давида Яковлевича Букача и его жены Ульяны Ефимовны был уже новый дом из красного кирпича, крытый цинком (в доме – полы, окна двойные, двери капитальные, отопление дровами, печь типа камина. Такую печь мы называли ГРУБА, и их было две). К дому была пристроена кухня из самана с русской печью (пол – земля). Появились и хозяйственные строения: амбар для зерна, сарай, а под ним погреб (подвал). Чуть дальше сарай для полОвы (корм для лошадей). Еще был сарай о трех стенах для укрытия от дождя и снега сельскохозяйственного инвентаря: арбы, плуга, борогребки, косилки, упряжи для лошадей и т.д.». 

Меня очень заинтересовала история появления на этом подворье церкви, поискала сведения в интернете, ничего дельного не нашла, и отложила поиск «на потом». Но вот сразу после выхода статьи мне посчастливилось найти документы, приоткрывающие завесу истории появления на подворье Давида Яковлевича Букача, моего двоюродного прадеда, храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Небольшой экскурс в историю

Первым храмом в куренном селение Полтавском в 1796 году стала церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память Его обрезания (Обрезанский храм). Последнее упоминание о нем встретилось в исповедной росписи по куреню Полтавскому за 1831 год.
В 1833 году был построен кирпичный храм Рождества Пресвятой Богородицы, разрушенный в 1932 году.
В 1903 году в станице Полтавской возвели новый кирпичный Николаевский храм, также разрушенный в первые десятилетия после революции 1917 года.
В 1933 году станицу Полтавскую переименовали в Красноармейскую, а в 1994 году вернули станице ее прежнее название – Полтавская.
На момент начала Великой Отечественной войны в станице Красноармейской (Полтавской) не было ни одного храма или молитвенного дома.
Осенью 1942 года, во время оккупации станицы немецко-фашистскими войсками, усердием православных людей в Красноармейской, в здании бывшей больничной прачечной, вновь начались богослужения.

Послевоенное лихолетье

После освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, организованная в Красноармейской община верующих обратилась с заявлением в местные органы власти.

«Исполкому Красноармейского Райсовета депутатов трудящихся от религиозной общины верующих Рождество-Богородицкого прихода станицы Красноармейской.

Мы, нижеподписавшиеся, совершеннолетние и не лишенные по суду избирательных прав, граждане, проживающие в станице Красноармейской, желая добровольного объединения для совершения религиозных обрядов по православному вероисповеданию, ходатайствуем о регистрации религиозной общины прихода Рождества-Богородицкого молитвенного дома в станице Красноармейской и о передаче нам в бессрочное и бесплатное пользование молитвенного здания, находящейся при нем сторожки и культового имущества.

Подписи учредителей общины: Каленниченко Евфим Иванович (1880), Капустин Тимофей Федорович (1881), Власков Аким Авраамович (1880), Злобин Власий Михайлович (1878), Калядин Яков Парфентьвич (1880), Вострокнутов Михаил Николаевич (1887), Евко Иван Леонтьевич (1870), Шиян Кирилл Андреевич (1852), Рябов Максим Иванович (1883), Тонких Федор Евсеевич (1885), Ковальчук Марина Петровна (1887), Посмитня Надежда Павловна (1887), Галушка Федор Евстафьевич (1884), Шумкина Елизавета Григорьевна (1883), Кондрашевская Екатерина Иосифовна (1882), Рясикова Анна Трофимовна (1890), Проказа Ирина Севостьянова (1910), Михеева Мария Максимовна (1896), Ковалева Евдокия Антоновна (1914), Михайлов Иларион Клементьевич (1872).

Собственноручные подписи учредителей общины Красноармейской райисполком удостоверил и просьбу просителей о здании удовлетворил. Просимое здание ранее принадлежало коммунальному хозяйству и перешло в распоряжение Красноармейского стансовета и района, по решению которого передано в бессрочное и бесплатное пользование общине верующих. Подпись секретаря Райсовета неразборчива.

Форма, приложенная к заявлению

«Наименование церкви: Молитвенный дом во имя Рождества Богородицы. С какого времени открыта: с 19 мая 1943 года.
Во время немецкой оккупации служила с 19 декабря 1942 года по 19 января 1943 года. В здании больничной прачечной, постройка каменная.
Настоятель: Священник Сипетов Петр Гаврилович
Псаломщик Шапинский Иван Романович
Назначены Краснодарским Епископом Фотием

Зарегистрирована община Райисполкомом 01.01.1944 (православное религиозное общество в ст. Красноармейской официально зарегистрировано 22 декабря 1944 года уполномоченным Совета по делам русской православной церкви Краснодарского края на основании постановления СНК СССР от 7 октября 1943 года).

Скорее всего, с размещением молитвенного дома в здании больничной прачечной возникли проблемы, так как в деле появился интересный документ.

Договор

«26 июля 1946 года станица Красноармейская Краснодарского края.
Мы, нижеподписавшиеся, Молитвенный дом, представитель Сипетов Петр Гаврилович, Коляда Яков Парфенович, проживающие в ст. Красноармейской и, с другой стороны, Управляющий Комунхоза при станичном совете т. Лагутин Анисий Иванович заключили настоящий договор о нижеследующем:
Комунхоз при станичном правлении произвел обмен домов с Сипетовым и Колядой от Молитвенного дома на здание, занимаемое в настоящее время под церковь, а ранее это помещение принадлежало больнице-прачечной, находящееся по улице Просвещения №72 и дом, сдаваемый от Молитвенного дома по улице Просвещения №55 комунхозу.
Выше означенное здание было куплено Молитвенным домом за наличные средства у хозяина Костюкова Игната Кирилловича по улице Просвещения №55.
Переданное помещение под молитвенный дом обязуются содержать в исправности и производить соответствующий ремонт по улице Просвещения №72.
Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из коих один хранится в Красноармейском стансовете, а второй выдан на руки молитвенному дому при Красноармейской.
Больнице предоставлен дом по улице Гражданской №33, состоит на учете Комунхоза, согласно решению Исполкома Совета от 26.06.1946».

Настоящий договор 26.07.1946 года подписали: председатель стансовета – Кушнир, секретарь – Фомин.

И можно было бы успокоиться. Комунхоз снял с баланса дом по ул. Просвещения №72 и передал его Молитвенному дому, взял на баланс дом №55, а больнице предоставил дом по улице Гражданской №33.

Но в 1947 году в дело вступает райбольница, которая требует вернуть принадлежащее ей ранее здание под прачечную по адресу ул. Просвещения №72. И началась долгая переписка между обществом верующих, заведующим районной больницы, председателем Красноармейского райисполкома и уполномоченным совета по делам русской православной церкви при совете министров СССР по Краснодарскому краю.

«Заведующему Краснодарским Крайздравотделом тов. Шевченко.

Копия: Краснодарскому Крайкому ВКПб тов. Ращупкиной, Крайисполкому тов. Панковой.

После оккупации станицы Красноармейской немецкими оккупантами и освобождения от них Красноармейским Сельским Советом был произведен обмен здания прачечной районной больницы, разрушенной немцами, на здание местной церкви.

В первом разместилась церковь, а второе было заселено жильцами. Обмен был оформлен решением Местного Сельского Совета, без какого-либо соглашения с органами здравоохранения, которым принадлежало это здание, специально построенное под прачечную и имевшее сушильное помещение для белья. С тех пор и поныне здание больничной прачечной занимается церковью, в то время как работа больницы систематически срывается из-за отсутствия надлежащего помещения для прачечной и сушилки, что особенно отражается на работе больницы при работе ее в зимних условиях.

На протяжении ряда лет вопрос о возвращении здания прачечной районной больнице неоднократно ставился последней на разрешение Райисполкома и Сельсовета и всегда разрешался в пользу больницы.

Однако, несмотря на наличие решения РИКа об отмене решения Сельсовета по вопросу обмена зданиями между последним и церковью, последнее до настоящего времени не выполнена, и работа прачечной больницы происходит в совершенно неудовлетворительных условиях, о чем красноречиво свидетельствуют акты Госсанинспекции, выступления местной печати и жалобы больных на плохое обеспечение бельем отделений больницы, особенно в зимнее время.

Следует отметить, что при повторных постановках вопроса о возвращении здания райбольнице, вопрос постоянно упирался в то, что руководящие работники никак не могли решить вопрос о том, кто же в конце концов должен непосредственно обеспечить выполнения решения Райисполкома и Сельского Совета – Местный Совет оказался бессильным в выполнении своего собственного решения, Народный Суд отказался от рассмотрения этого вопроса, на том основании, что церковь не может рассматриваться стороной в судебном процессе. В результате вопрос остается открытым, а решение РИК не выполненным.

Указанные обстоятельства вынудили больницу просить Крайздравотдел поставить вопрос о возврате здания прачечной больнице перед Крайисполкомом, и это обстоятельство не сдвинуло вопроса с исходного положения – здание не возвращено своему законному хозяину, несмотря на наличие специального постановления Правительства о возвращении лечебным и детским учреждениям их зданий, принадлежащих им до оккупации.

В настоящее время, в виду расширения больницы, дальнейшая работа ее практически становится невозможной без наличия оборудованной прачечной с сушилкой для белья, а поэтому настоятельно прошу Вас  возбудить ходатайство перед Крайисполкомом о возврате здания прачечной райбольнице в ближайшее время.

Главный врач Красноармейской райбольницы: подпись Федоров 29.03.1952 год».

Закончилась вся эта переписка согласием общины верующих освободить здание бывшей прачечной, но при условии предоставления сельсоветом здания для церкви.

В 1952 году новым священником церкви был назначен Строков Валентин Дмитриевич (1918 г.р.).

24 апреля 1953 года заключается следующий договор. Именно эту дату можно считать временем перенесения храма на его нынешнее место.

«Мы, нижеподписавшиеся Строков Валентин Дмитриевич, живущий в ст. Красноармейской по улице Интернациональной 112 с одной стороны и Туркова Нина Павловна, живущая в ст. Красноармейской по улице Красной 127 с другой, заключили настоящий договор о нижеследующем:

Строков Валентин Дмитриевич меняет (по доверенности от членов церковного Совета) домовладение, состоящего из жилого саманного крытого черепицей дома, площадью 9х6 кв. метров и сарая крытого черепицей 4х6 кв. метров, находящегося в ст. Красноармейской, Краснодарского края, Красноармейского района, по ул. Просвещения №55, на две трети части (от целого дома), принадлежащего гр. Турковой Нине Павловне, находящегося в ст. Красноармейской по улице Красной №127, состоящее из кирпичного крытого цинковым железом доме, расположенного на приусадебном участке мерою 0,35 га, принадлежащем Турковой Н.П. на праве личной собственности.

Договор сей был заверен нотариально и вступил в действие.

В деле встретился еще один интересный документ, к сожалению, без даты, но это примерно середина 70-х годов: «Инвентарная опись культового и иного имущества, находящегося в пользовании верующих Свято Рождества Богородицкого молитвенного дома ст. Красноармейской Красноармейского района Краснодарского края.

«Молитвенный дом, ул. Красная 153, кирпичный крытый железом оцинкованным, длина 125 м, ширина 9.7м, высота 3.9м, стоимость 4000 руб., собственный общины верующих имеется договор от 24.04.1953 за №738. Хранится в архивах молитвенного дома.

Пристройка к молитвенному дому из 2-х комнат. Одну комнату занимает сторожиха, вторую занимает священник. Саманная, длина 5м, ширина 9.7 м, высота 2,5 м, стоимость 1000 руб.

Сарай, саманный, крытый толью. Длина 5 м, ширина 3.4 м, высота 2м. 150 руб.

Участок 0.2 га, имеется справка на надел земли 0.2 га за №04118».

В этой описи номер дома указан 153, но идет ссылка на договор от 24 апреля 1953 года, в котором номер дома — 127, скорее всего, произошла перенумерация домов в станице Красноармейской.

Вторая часть истории православного сообщества в станице Полтавской.

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Кумпан Лазарь Сергеев

    37 лет, жена его Дария 39 лет, дети их: Стефан…

    Нефед Авдей Сидоров

    56 лет, жена его Вера 35 лет, сын их Андрей…

    Король Пантелеймон Никонов

    41 год, жена его Мария 40 лет, дети их: Иван…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Журба Игнат Федоров

    урядник – с 1844 по 1854 гг.

    Новак

    урядник – 1874 г.

    Олеференко Прокофий — с 1818 по 1819 гг.
    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Авдеева Мария Семеновна

    1921 г.р., проживала по ул. Шевченко, 91.

    Сыровая Анна Павловна

    1908 г.р., проживала по ул. Ленина, 213/3.

    Малышева Анастасия Лукьяновна

    1916 г.р., проживала по ул. Красной, 70/1.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк