О погосте, который появился еще до переселения черноморских казаков, писал в 1993 году краевед Федор Жданов
Находилось первое православное кладбище на берегах Ангелинского ерика. Речь идет не о том погосте, который расположен по ул. Красной на восточной окраине станицы Старонижестеблиевской. Мне приходилось беседовать об истории станицы с пожилыми станичниками, и они часто вспоминали о том, что на месте бывшего сырзавода, а точнее в пределах квартала, на котором он располагался, когда-то было кладбище, и что даже в наши дни там при земляных работах обнаруживали останки давно похороненных здесь людей.
Тайна старого погоста
Она как бы двойная: во-первых, это тайна тех людей, которые там похоронены, во-вторых, тайна исчезновения самого кладбища. Как могло кладбище, существовавшее более ста лет, а, может быть, и целые двести лет, вдруг исчезнуть?!
На мой вопрос старожилам: когда и что последнее вы помните о существовании кладбища, следовал ответ, что оно было вплоть до конца 20-х годов, когда начали строить сырзавод. Станичники говорили о том, что захоронения на нем тогда уже не велись, что посреди кладбища (в центре бывшего заводского двора), среди еле заметных надмогильных холмиков и нескольких памятников из песчаника, которые за давностью лет потеряли прежнюю форму, стоял огромный, выше человеческого роста, деревянный крест. Возможно, это был не простой надмогильный крест, а символический, поклонный.
Каждый год, по предположению, на Троицу, жители станицы вместе со священником собирались у этого креста на молебен. После него люди расходились по домам, к своим родственникам, где и поминали усопших. Таким домом был и дом Чигрина Кузьмы Давыдовича по нынешней улице Крестьянской, на первом квартале к югу от нынешней улицы Первомайской.
К приходу людей здесь уже стояли накрытые по казачьим обычаям столы. Поприветствовав гостеприимных хозяев, посетители усаживались за столом, тихо говорили: «Вична йим памъять», съедали по нескольку ложек сладкой кутьи, выпивали рюмочку горькой, закусывали, а потом, осенив себя крестом, уступали место другим.
Можно предполагать, что на упомянутом кладбище были похоронены родственники многих станичников, которые и приходили сюда, чтобы поклониться могилам своих предков.
По следам суворовских чудо-богатырей
Я спрашивал у пожилых станичников о том, не помнят ли они, чтобы кто-нибудь в то давнее время интересовался тем, кто похоронен на этом кладбище. Обычно старожилы говорили, что интересовались. А одна старушка ответила так: «Ага, воны казалы, шо тут поховани служили люды, и русськи, и нэрусськи, та й козакы»,
Такой ответ уносит нас к тому далекому времени, когда в 1794 году прибыл сюда на поселение первый отряд казаков-черноморцев, о котором мне рассказывал старик Гаговский. Он говорил, что казаки заметили какое-то кладбище, поклонились могилам покойных. А потом на вопрос одного из казаков: «хто воны, бидолагы?», атаман коротко ответил: «Кажуть, мы йдэмо суворовськым шляхом».
Можно предполагать, что кладбище здесь уже было и до прихода на поселение черноморцев и что здесь могли быть и могилы суворовских солдат из корпуса донских казаков, на которых напали подговоренные турками ногайцы и, понятно, могилы самих ногайцев, павшихздесь в том сражении.
Кто же мог быть здесь еще похоронен? В этом помогут нам архивные документы. Нынешнее существующее на востоке станицы старое кладбищепо документам 1888-1897 гг. было открыто для захоронений в 1861 году. Следовательно, те, кто умер до этого года, были похоронены именно на этом древнем кладбище. Чей же прах хранит его земля? Прежде всего, тех, кто были первыми поселенцами, основавшими в 1794 году поселение, получившее название Нижестеблиевский курень. Самым молодым из них тогда ведь едва исполнилось 20 лет. Назовем некоторых: прапорщик Михаил Терновский, куренной атаман Павел Луценко, полковой хорунжий, армии прапорщик Антон Волошин, сотник Григорий Белый, полковой есаул Аким Кравченко, казаки: Василий Заико, Иван Щербина, Кондрат, Никита и Алексей Чернявские, Андрей и Григорий Нечипоренко, Данило и Моисей Шевченко, Степан Шестак и многие другие.
Из года в год, особенно в первом десятилетии XIX века, ухудшались отношения казаков с горцами, что привело к печальным событиям на Ольгинском кордоне в 1810 году, где обычно нижестеблиевских казаков находилось значительно больше, чем на других кордонах. Это было то жестокое время, о котором так вспоминали старые казаки: «Бувало так, шо козак на кони прыво- зыв убытого на кордони своего товарыша, батько — сына, а то и сын батька до ридного куриня, щоб поховаты его биля риднойи хаты».
Память спать не должна
В 1815-1817 гг. Нижестеблиевский курень разделился на два самостоятельных куренных селения — Старонижестеблиевское и Новонижестеблиевское (ныне Гривенская). С 1842 года они стали называться станицами. На кладбище появились новые захоронения, теперь уже старонижестеблиевцев. Тогда умерли: Михаил Лукьянович Невидимый, Максим Яковлевич Осадчий, Михаил Трофимович Олейник, Василий Афанасьевич Чорный, Федор Иванович Таран, Корней Анистратович Гринь, Иван Васильевич Волошин, Иван Пантелеймонович Никипольский, Василий Корнеевич Тур, Карп Исаевич Нечипоренко, Иван Данилович Недранец и многие другие.
Вот архивный документ еще одного жителя станицы, похороненного на этом кладбище:
«Семейный список сотника Чигрина, учинено апреля 26 дня 1835 года. Умерший сотник Чигрин Григорий. Жена Феодосия, 40 лет, дети: Андрей 17 лет, Павел — 16 лет, Герасим — 7 лет, Ульяна — 8 лет. Присвоены звания Григорию Чигрину: хорунжий — 1815 год, март, 25, сотника — 1818 год, июль, 16».
Здесь упоминается имя сына Григория — Герасима. Это тот самый Чигрин Герасим, памятник которому варварски разрушен и находится на нынешнем старом кладбище. На лицевой стороне части обелиска значится: «Войсковой старшина Чигрин Герасим Григорьевич».
На обратной стороне: «Родился 3 марта 1828 года. Скончался 5 июня 1907 года». Как видите, ровесник Л.Н.Толстого и, возможно, тоже участник русско-турецкой войны 1855-57 гг. Кто приведет в порядок этот памятник истории? Кто восстановит порушенную память сына России, который вдруг может оказаться предком Героя Советского Союза Чигрина Григория Матвеевича, повторившего ратный подвиг своего деда или прадеда?
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
29 лет, жена его Ефросиния 30 лет, дети их: Стефан…
39 лет, жена его Параскева 30 лет,
47 лет, жена его Акилина 50 лет, дети их: Игнат…
урядник – с 1858 по 1861 гг.
1885 г.
отставной хорунжий — 1840-1841 гг.
проживала по ул. Просвещения, 25.
1913 г.р., проживала по ул. Интернациональной.
проживала по ул. Энгельса.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…