Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Поход за Балканы: История мужества и самопожертвования черноморских казаков

Осада, маневры, победа: Роль черноморских казаков в Забалканском походе

Фото сгенерировано нейросетью.

Третья часть рассказа о храбром сотнике Суре. Начало здесь, а вторая часть — здесь.

Вернемся к 5-му и 6-му Черноморским полкам. Как помните, мы расстались с ними в начале их похода за Дунай, в который они отправились тремя колоннами. В резервном полку с главной квартирой шли наши казаки. После победы при Кулевче и взятия Силистрии Дибич отказался от наступления на Шумлу. Выделил для ее блокады часть своих войск, а сам с 47-тысячной армией скрытно от турок отправился 5 июля 1829 года в Забалканский поход, который решил исход этой войны. Впервые в истории русско-турецких войн был совершен столь смелый и блистательный маневр, выдвинувший Ивана Ивановича Дибича в число знаменитых русских полководцев.

7-11 июля русские войска, отбросив заградительные турецкие отряды, форсировали речку Камчик (см. рис. 10) и двинулись в восточную часть Балкан. Этот маршрут был выбран не случайно, так как здесь Дибич имел у себя в тылу занятую русскими крепость Варну и всегда мог получить поддержку со стороны Черноморского флота. Более того, для подготовки похода русский морской десант еще в феврале захватил на побережье крепость Сизополь (южнее Бургаса), заранее сделав ее основной базой для возможного снабжения русских войск в юго-восточной Болгарии. Попытки турок отбить Сизополь были отражены (см. рис. 10). К середине июля, в жестокий летний зной, когда казалось, что «плавятся камни», русские солдаты преодолели балканские кручи и, отбросив небольшие турецкие отряды, вышли на равнину.

Рисунок 10: Переход через Балканские горы.

11 июля генерал Рот часть отряда посылает по дороге на Бургас (см. рис. 10), а корпус генерала Ридигера выступает на Алакарию, выдвигая авангард свой по дороге в Румеликиой (см. рис. 13). К этому отряду командируются казаки из Черноморского полка и делают разьезды к Айдосской дороге до Барат-дере.

«От Силистрии с 5 июля при главной квартире при переходе балканских гор к г. Айдосу. Переведен во 2-й корпус, расположенный невдалеке от г. Ахиола. При оном следуя, был командирован от авангарда в отдаленные партии, причем во многих местах склонял мусульманских жителей сдавать оружие и быть преданным России» (из формуляра есаула Ивана Павленко).

Главная квартира армии находилась 11-го числа в Инжакиой-турецком, к ней присоединился 5-й Черноморский полк с графом Тиманом. 12 июля Дибич сходу захватил Бургас — важнейший порт на болгарском побережье. 13 июля колонна Ридигера после боя, продолжавшегося 3 часа, взяла Айдос.

Рисунок 11: Поход за Балканы. На переднем плане черноморский казак. Июль 1829 год
Рисунок 12: Взятие Айдоса. 13 июля 1829 года.

14 июля войска выдвигаются к Карнабату, а 2-й корпус, к которому присоединяется 5-й Черноморский полк, должен оставаться в Румекелии и посылать разъезды в Бенли. 16 июля отряд под начальством генерал-майора Монтрезора, состоящий из двух полков: 5-го Черноморского полка и гусарского — с двумя конными орудиями, занял Руссо-Кастро. Турецкое командование двинуло из Шумлы в тыл войску Дибича крупный отряд Халила-паши к Сливену (см. рис. 13).

Как видим, запереть намертво турецкие войска в Шумле не удалось. Дибич с основными силами двинулся на запад к Сливену. 31 июля в сражении у этого города войско Халила-паши было разгромлено.

«Поход под город Сливно. 31 июля в сражении при сем городе и занятии оного. 1 августа в открытии неприятеля, находящегося в городе Казанлык (см. рис. 12) в значительных силах. По возвращению оттель в Сливно того же числа в разбитии вооруженного конвоя при транспорте на 50 верблюдах и взятии с оного 20 человек в плен. 4 под 5 августа под началом генерал-лейтенант Завадского под город Казан, 5 августа в сражении при сим городе, при занятии оного и движении оттель к Сливно в 10 тысяч отряд под начальством генерал-майора Монтризора. В создании около того разъездов и аванспостов по 21.08» (из формуляра Якова Крыжановского).

После взятия Сливно в тылу у наших войск не осталось крупных турецких сил, и можно было продолжать путь на Константинополь. Но для обеспечения тыла под Сливно был оставлен отряд, в состав которого вошли несколько сотен 6-го Черноморского полка.

«С 21 августа по 1 сентября в отряде, состоявшем из команд Украинского, Азовского и части болгарских волонтеров под командой Войскового Старшины Завгороднего в поиске и покорении неприятеля, 28 скрывавшегося в значительных партиях при дорогах Эсказарской и Казилнитской. 23 и 24 числа августа был в сражениях с неприятелем, где взято до немалого количества турок в плен (из формуляра урядника Якова Крыжановского).

Несмотря на большие потери в русской армии (она сильно сократилась за время похода, прежде всего от жары и болезней), Дибич решил продолжать наступление и двинулся на Адрианополь (ныне Эдирне). Преодолев за неделю 120 км, российское войско 7 августа подошло к стенам Адрианополя. И уже 8 августа деморализованный гарнизон крепости сдался без боя. Так пал последний оплот на пути к турецкой столице. Чтобы отрезать путь отступления турок к Константинополю через Кирклису к Люле-Бургасу, был направлен отряд генерал-лейтенанта барона Будберга, который 7 августа занял Кирклису, а 9-го — Люле Бургас.

«7 августа при занятии Кирклиса в сражении с неприятельской кавалерией и прогнании оной, 9 августа при занятии Люле-Бургаса, 10 при удержании неприятеля, следовавшего в большом количестве конницы и пехоты в намерении овладеть-таки сим городом» (из формуляра командира 5-го конного полка Ивана Павленко).

26 августа передовые русские части были в 60-70 км от Константинополя. Быстрое и неожиданное появление русских войск вблизи турецкой столицы вызвало там шок и панику. Ведь еще ни разу иноземная армия так близко не подходила к Константинополю.

«26 августа при занятии города Чорлу, в содержании демаркационной линии, учрежденной от Черного моря до селения Окоускиой. 29 августа в походе к городу Сараю, где находился в занятии линии, примыкающей правым флангом до города Чорлу, а левым к Черному морю. И был в разведках» (из формуляра Ивана Васильевича Павленко).

Пытаясь предотвратить взятие своей столицы, султан Махмуд II запросил мира, который и был подписан 2 сентября 1829 года в Адрианополе.

Продолжаем знакомиться с формуляром Ивана Павленко.

«2 сентября в партии к местечку Подиму (у Кияшко — Подали — Е.С.), где 4 сентября был при взятии 3-х турецких батарей с осадными орудиями в сильном сражении под пушечными ядерными выстрелами, сей неприятель поражен с большой потерею в их сторону. В каковом деле контужен в руку и ногу левую, с повреждением головы и правого глаза, и за оказанное в сим деле отличие Всемилостливейше пожалован в 15 день декабря Кавалером ордена Св. равноапостольного князя Владимира 4 ст. с бантом».

Рисунок 13: на этой карте показаны места, упоминаемые в тексте. Желтой молнией отмечено приблизительное место героической гибели черноморцев 4 сентября 1829 года.

И.И. Кияшко в своей книге «Именной список ККВ убитым, умершим от ран…» пишет: «4 сентября 1829 года при взятии 3-х неприятельских батарей и при взрыве на них порохового погреба разорваны и убиты в местечке Подали, оно же Инаскиой» — и далее идет перечень 46 фамилий казаков из 5-го и 6-го конных полков, в том числе двоих из Полтавского куреня: Тихона Погибы и Павла Ковтуна.

Из формуляра Павленко можно предположить, что было еще много убитых турок, а также раненых с обеих сторон. Ах, как хочется узнать, что же там все-таки случилось?

На сегодняшний день я не нашла нигде, кроме как у Кияшко и в формуляре Павленко, упоминаний об этой трагедии, но смогла приблизительно определить, где это произошло (см. рис. 13).

Вспомним, Павленко на 1 сентября находился «в городе Сарай и занимал линию от Чорлы до Черного моря и был в разведках» (см. рис. 13). Куда казаки могли поехать? Думаю, по направлению к Константинополю (Стамбулу), такая установка была им дана еще до подписания мира. К турецкой столице вели две удобные дороги, одна из Сарая через Чаталджу и Литрос, а другая из Кара-Бурну на Черном море через Богаскиой. Вот по какой-то из них они и отправились в разведку…

2 сентября в Адрианополе был подписан мирный договор, но вышедшие ранним утром в этот день в поиск казаки, конечно, же не знали об этом. Погибнуть через день после подписания мирного договора… Жестокая судьба. Вечная им память!

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Слюсарь Лаврентий Иванов

    56 лет, жена его Иулиана 56 лет, дети их: Павел…

    Крусь Михаил Фирсов

    27 лет, жена его Мария 24 года, мать его Агафия…

    Махно Прохор Гордеев 36 лет, жена его Евдокия 36 лет, мать его Ефросиния 72 года.
    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Мамай Иван Иванов

    урядник – с 1855 по 1858 гг.

    Мамай Иван

    1820 г.

    Лобко Лаврентий Никифоров

    урядник – 1886 1877 – гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Шорина Анастасия Ивановна

    1911 г.р., проживала по ул. Казачьей, 179.

    Родионова Елизавета Федоровна

    1908 г.р., проживала по ул. Калинина, 30.

    Шалаева Мария Матвеевна

    1906 г.р., проживала по ул. Дзержинского.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк