За годы войны советский офицер прошёл боевой путь от Дальнего Востока до Чехословакии
О подвигах отважного артиллериста Ивана Прохоровича Макарова рассказал «Голос правды» в номере газеты от 21 февраля 1988 года.
От сохи — к орудию
Никогда и в голову не приходило, вспоминал Иван Макаров, что крестьянскому сыну придется связать свою судьбу с армией надолго. В 1934 году призвали на военную службу. С той поры прошло немало времени, но память сохранила воспоминания о том трудном, но интересном периоде жизни. Это были годы учебы, становления. Да, полную тревог и радостей жизнь прожил И. П. Макаров. Многое напоминает о былых сражениях. После окончания артиллерийского училища попал на Дальний Восток. Там в это время развивались события на озере Хасан. Только участвовать в боевых операциях не пришлось. Рассредоточились по дивизионам, но приказа вступить в бой не последовало. Японская армия была уже разгромлена.
Шли годы. Время стремительно летело. В будничной армейской жизни его не замечали. Известие о вероломном нападении фашизма на нашу страну мгновенно дошло до Дальнего Востока. Страна превратилась в огромный военный лагерь. Все было мобилизовано на защиту Отечества. Молодого офицера И. П. Макарова в составе 26 стрелковой дивизии направили на Северо-Западный фронт.
Участник боев вспоминал: бои вели в районе Ямника, Белого Бора, Пестовского, Демьянска, озера Селигер. Землянки и траншеи были редким явлением на этом направлении фронта. Помнит: куда ни глянешь — кругом болотные топи, бурая торфяная вода, зыбкая хлюпающая почва. Тут не отроешь сухого окопа. Воевать там пришлось недолго. Враг рвался к сердцу нашей Родины — Москве.
Смертельные битвы
Ивана Прохоровича, как и многих других, перебросили на оборону столицы. Южный сектор, район коксогазового завода. Обстановка менялась мгновенно. Не успели, как следует, пристреляться, снова передислокация. Сдерживали противника на подступах к Туле. Раскатисто гремели орудия, эхо разносило этот гром далеко. Три месяца кромешного ада. В июле 1942 года поступил приказ о переброске войск под Сталинград. Там было еще жарче. Город во мраке. Страшно вспоминать о разрушениях и гибели тысяч людей. Батарея, которой командовал, работала днем и ночью.
Затишье наступило 2 февраля 1943 года. На второй день поступила команда вывести войска из боевых порядков, чтобы, сформировать, отдохнуть, укомплектоваться техникой, пополнить боеприпасы, обмыть окопную грязь. За оборону Волжской твердыни награжден орденом Отечественной войны II степени. Отдыхать пришлось недолго. Через несколько дней перебросили на Украину, в район Корсунь-Шевченко, где была сосредоточена крупная группировка противника.
Трудно перечесть, сколько было боев. Не раз находился в нескольких шагах от верной гибели. Смерть миновала, хотя постоянно находился в самом пекле. Немало прошагав, начальник артиллерии 403 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона войну закончил в Чехословакии. Девятого мая были в окрестностях Праги.
— Небо горело от трассирующих пуль и ракет, — вспоминал ветеран. — Радости и ликованию не было конца. Чехи исключительно хорошо, по-братски относились к нашим солдатам. За взятие города Орадно я награжден орденом Красного Знамени. В Карпатах в разобранном виде артиллерию перетаскивали через горы, затем собирали и вступали в бой. Вели артиллерийскую подготовку. За взятие городов Банка-Быстрица и Руженбирок награжден орденом Александра Невского. После войны службу в Вооруженных Силах продолжал. Демобилизовался по выслуге лет. За безупречную службу награжден высокой наградой: орденом Красной Звезды.
Во имя мира
Солдатская закалка пригодилась на партийной и советской работе. Уйдя в отставку, продолжал трудиться. Вначале инструктором Новопокровского райкома партии, а позднее в Красноармейском райисполкоме.
Минули десятилетия, но с какой восторженной теплотой встречают бывшего фронтовика в местах боев. Читаем выписку из решения исполкома Мироновского городского Совета Киевской области:
«По случаю 50-летия образования СССР и 30-летия образования 54 укрепрайона, который в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в жестоких боях освободил наш город от немецко-фашистских оккупантов и, принимая во внимание личное участие в битвах за освобождение города, присвоить звание Почетного гражданина города Мироновка майору запаса Макарову Ивану Прохоровичу».
Портреты прославленного воина хранятся в музее истории Корсунь-Шевченковской битвы.
А вот выдержка из приглашения от 7 мая 1985 года:
«Савранский райком Компартии Украины, исполком райсовета народных депутатов, совет ветеранов войны и совет районного музея приглашают Вас, активного участника Великой Отечественной войны, на празднование 40-летия Победы над гитлеровским фашизмом. Савранщина помнит и свято чтит Ваши заслуги, перед Родиной».
Несмотря на преклонный возраст, писал «Голос правды», И. П. Макаров был по горло загружен общественной работой, встречался с учащимися. У председателя секции районного Совета ветеранов по работе с молодежью находилось время встретиться и с воинами-интернационалистами, он был частым гостем в райвоенкомате.
Материал для публикации подготовил в 1988 году корреспондент газеты «Голос правды» Михаил Агарков.
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
20 лет, брат его Антон 18 лет.
сыновья: Гавриил 22 года, Стефан 17 лет, Иван 15 лет,…
21 год, жена его Параскева 20 лет.
урядник – 1886 1877 – гг.
1885 г.
вахмистр – с 1898 по 1902 гг.
проживала по ул. Жлобы, 58.
проживала по ул. Киевской, 10.
проживала по ул. Жлобы, 100.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…