Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Спустя много лет о трудностях строительства нынешнего полтавского Рождество-Богородицкого храма рассказывал архимандрит Флавиан

В то время он был настоятелем прихода и с большой теплотой вспоминал полтавчан

Первая часть истории православного сообщества в станице Полтавской.

Вторая часть истории православного сообщества в станице Полтавской.

В 2020 году, к 45-летию священнической хиротонии настоятеля Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине города Сочи архимандрита Флавиана (Осколкова), был снят фильм, в котором он поделился своими воспоминаниями о событиях в Красноармейской.

«Когда я в 1984 году попал в станицу Красноармейскую, то там был только небольшой молитвенный дом, но прекрасные люди. Я до сих пор с глубоким уважением и любовью вспоминаю их. У меня возник вопрос, маленький молитвенный дом, очень неудобный, а я как-то после академии, аспирантуры, имею высшее духовное образование, надо бы себя проявить: сделать жилье и для себя, для священника, и в тоже время сделать удобства для людей, для молитвы. Мы поговорили с районным архитектором о нашем желании сделать реконструкцию молитвенных зданий. Архитектор согласился. В то время обязанности как бы надзирания над приходами исполнял секретарь райисполкома, на этой должности в те годы была женщина очень-очень обаятельная и хорошо относящаяся к церкви, к нашему приходу, она тоже дала добро на реконструкцию. И вот мы с архитектором стали думать, как эту реконструкцию осуществить. Ну я, конечно, с позиции своих интересов предложил обложить существующее молитвенное здание огромной толстой стеной, высотой метров 10, сделать огромные купола и таким образом выйти из положения, как бы построить новый храм под видом реконструкции.

Для того, чтобы строительство дешевле было, мы попросили начальника милиции выделить нам заключенных из КПЗ (камерапредварительного заключения – Е.С.) для рытья траншей и засыпания в них бутового камня. И вот мне дали человек 5-6. Старшим у них был коренастый плотный человек невысокого роста. Я до сих пор вспоминаю со смехом один случай. Я давал указания ему, как засыпать бутовый камень в траншеи, он внимательно слушал меня, заглядывая мне прямо в рот, а после сказал: «Цель ясна, задачи намечены, вперед товарищи!»

Когда построились уже примерно до крыши, видимо весть дошла до партии, до края, и как раз был праздник, готовились к службе Ильи-пророка. Я находился наверху, стройку контролировал от начала до конца лично сам, все стыки, армированные пояса и т.п.

И вот, когда я был наверху, приехала целая комиссия во главе с уполномоченным по делам религии по Краснодарскому краю, представителями крайкома партии. Стали спрашивать меня: «Вы настоятель?» Да. «У вас есть разрешение на это строительство?»  Есть. «Слазьте к нам и показывайте документы». Я слез. «А какие у вас документы?» Только проекты и чертежи. «Это не разрешение. Кто вам разрешил?» У нас была специальная комиссия при архитектуре, которая устно разрешила нам реконструкцию. «Это строительство у вас. Мы арестовываем эту стройку, и более ничего не продолжать до выяснения».

Строительство храма отцом Флавианом в станице Красноармейской вылилось в большой скандал. Со своих должностей полетели многие районные чиновники: не усмотрели, а то и поддержали скандальное строительство. Дело принимало крутой оборот. Тогдашний первый секретарь крайисполкома обратился в комиссию по делам религии, с требованием лишить о. Флавиана священства.

Выход был один, ехать в Москву. Там батюшка обратился в самый популярный в то время орган печати журнал «Огонек». В Краснодар приехал журналист Сергей Власов.

«Что меня потрясло, — продолжал свой рассказ о. Флавиан, — сразу, как Власов приехал, пошел на прием к первому секретарю крайкома партии Полозкову. Чуть позже он рассказал мне подробности той беседы. Оказывается, Полозков хорошо меня знал, даже по фамилии, говорил, что я нарушил законодательство о культах. «Гражданина Осколкова нужно посадить, вплоть до тюрьмы». Власов был потрясен, в обществе уже явно ощущались тенденции к улучшению, свободе, а здесь такая махровость сохранялась».

Под строгим присмотром

Стройку каждую неделю посещали разные комиссии, требуя документы на все строительные материалы, конечно, их не было. Прихожане подняли все свои связи и справки нашлись. Стройку остановили, а после разрешения продолжать велели строить без куполов и колокольни.

К этому времени о. Флавиана перевели в другой приход, но он каждую ночь приезжал в станицу, следил за строительством и поддерживал своих осиротевших чад.

За батюшку

Воодушевленные продолжением строительства храма, церковный совет вместе с прихожанами стали бороться за возвращение отца Флавиана в свой приход. Опять по разным инстанциям полетели письма, с одним из которых я познакомлю вас.

Отец Флавиан с прихожанами.

Многоуважаемая Раиса Максимовна!

К вам обращаются прихожане православной церкви станицы Красноармейской Краснодарского края.

Позвольте выразить Вам чистосердечную благодарность за Ваше внимание к строительству нашего молитвенного здания, о разрешении строительства которого мы просили Вас в двух предыдущих письмах! Строительство разрешено и узаконено благодаря только Вашей помощи! Премного благодарим Вас! Спаси Вас Господь!

Но мы вынуждены побеспокоить Вас еще раз в связи с тем, что наша радость омрачена невосполнимой потерей, так как в марте месяце сего года нас лишили нашего духовного наставника отца Флавиана (Осколкова Владимира Николаевича), переведя его в другой приход, обвинив в инициативе строительства нашего молитвенного здания.

Насколько нам известно сейчас к отцу Флавиану нет претензий со стороны духовных и гражданских властей, поэтому все ходатайства о возвращении к нам глубокоуважаемого и чтимого настоятеля нисколько не противоречат ни духу времени, ни законам нашего Государства! Но на все просьбы наши о возвращении отца Флавиана уполномоченный по делам религии по Краснодарскому краю отвечает совершенно не обоснованным отказом.

Большинство из нас люди пожилые, отдавшие много сил и здоровья для процветания, благосостояния и независимости нашей любимой Родины, ветераны войны. Многие из нас одинокие и больные, и церковь для нас – второй дом. Отец Флавиан необходим нам для духовного окормления, как мудрый и духовный пастырь, у которого есть чему поучиться и есть что послушать. Так почему же нас лишают нашего настоятеля, которого мы глубоко чтим и уважаем!

Мы считаем такое отношение к нам не соответствует духу времени и усилиям М. С. Горбачева по преодолению черствого, бюрократического отношения к людям!

Многоуважаемая Раиса Максимовна! Мы знаем, что Вы добрый и отзывчивый человек и надеемся на Вашу помощь. Убедительно просим Вас помочь вернуть к нам нашего бывшего настоятеля, чтобы водворить в наших душах мир и покой, укрепить единство верующих и неверующих, церкви и Государства на благо нашей Родины!Мы усиленно молимся за Вас и Михаила Сергеевича, чтобы Господь благословил Ваши труды и продлил Вашу жизнь в полном здравии и благополучии на благо нашего дорогого Отечества и Мира во всем Мире!

К сожалению, эту битву Красноармейский молитвенный дом проиграл. Отца Флавиана в приход не вернули.

В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах (ныне священноархимандрит) Симеон (Никитин), под руководством которого строительство храма в 1991 году было завершено.

 26 октября, в праздник Иверской иконы Божией Матери, состоялось торжественное освящение храма архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором. А что же Давид Яковлев Букач? Из воспоминаний его внучки известно, что в 1928 году его выслали из станицы, но «умер он голодной смертью в 1933 году, не дойдя до своего дома полквартала, под чужим забором».

Думаю, что, смотря с небес на свое подворье, на котором красуется белоснежный храм, душа его пребывает в радости и спокойствии.

Приложения

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Гагин Иосиф Карпов

    33 года, жена его Онисия 31 год, дочери их: Ксения…

    Галыч Савва Федоров

    45 лет, жена его Варвара 47 лет, дети их: Филипп…

    Черный Михаил Григорьев

    20 лет, жена его Наталия 21 год.

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Гаркуша Петр Васильев

    есаул – 1874 г.

    Олеференко Прокофий — с 1818 по 1819 гг.
    Кочерга Козьма

    отставной хорунжий — 1840-1841 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Балагаева Елена Михайловна

    1908 г.р., проживала по ул. Коммунистической.

    Ширшикова Анастасия Федоровна

    1927 г.р., проживала по ул. Элеваторной, 58.

    Стеценко Анна Григорьевна

    1914 г.р., проживала по ул. Садовой, 21.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк