Первопоселенцы обосновались в 1823 году на почтовом тракте из Екатеринодара в Тамань
Не на пустом месте
История заселения станицы Новомышастовской имеет свои особенности. По сравнению с другими куренями, новомышастовцы попали в лучшие условия хотя бы потому, что в окрестностях нынешней станицы ранее недолгое время располагался курень Мышастовский (сейчас это станица Старомышастовская), а затем — почтовая станция. Здесь же заготавливалось и складировалось для армейских нужд большое количество сена.
Генерал Власов предложил для переселенцев из Полтавской и Черниговской губерний организовать в старых куренях, основанных в конце XVIII века, лагеря. Одним из них определили станицу Ивонивскую (Ивановскую). В ней расположились будущие жители селения, строившегося рядом с Мышастовской почтой. Живя на постое, можно было, что называется, на коротком плече ездить туда для возведения и обустройства своей хаты. Ивонивцы, в свою очередь, построили переселенцам из заготовленного за Кубанью леса 62 дома. Перебравшаяся в них часть казаков обеспечивала охрану и помощь в стройке своим соседям (ГАКК, ф.249, оп.1, д.934).
В неведомые края
Людские потери при переезде из Полтавской и Черниговской губерний на Кубань были весьма велики. Из отправлявшихся в Черноморию умерли еще на родине 89 переселенцев, а в пути — четыре. Еще девять человек были отданы в рекруты. Потери продолжались и по приезде на Кубань — 349 человек (17 процентов) из перебравшихся на Черноморию. При этом детская смертность составляла 40 процентов.
О длительном периоде ожидания заселения на постоянное место говорит следующий факт. Пока велось строительство жилья для вновь прибывших, а сами они еще находились в семьях казаков северных частей края, у них родились 139 детей. Это при том, что возраст более половины из 597 взрослых женщин был за пределами детородного. К примеру, в семье Сидора Еременко родились два ребенка — мальчик и девочка. У Федора Подсаднего — две девочки. В семье Ивана Спиваки сыну, родившемуся в Черномории, к моменту заселения было уже три года. Значит, он прибыл в наш край с первыми партиями.
Не менее интересной судьба была и у старожилых казаков. Так, семья прапрапрадеда моей жены, восьмидесятилетнего Елисея Кононца из Платнировского куреня, состояла из восьми человек. Сам он по старости и дряхлости был не способен даже к куренной службе. Его жене Параскавее было 44 года, жившему с ним старшему сыну Савве, прапрадеду жены — 25 лет, а его жене Евдокии — 18. Кроме Саввы еще было две сестры и два брата, младшему из которых — всего один год. Вот тебе и негодный к службе! (Государственный архив Краснодарского края, ф.250, оп.2, д.473 (ч.1).
Как говорится, каждая семья — своя история. А я, оставляя в станичном музее копии этих документов, верю, что с их помощью земляки прикоснутся к истории своих родственников хотя бы мысленно. Поверьте, это захватывающее состояние души. Я дошел до седьмого поколения по линии бабушки и до шестого по линии деда. И это — не предел!
Только цифры
1834 человека — 1055 мужчин и 779 женщин — стали первыми жителями станицы Новомышастовской 200 лет назад.
11648 человек проживают в Новомышастовском сельском поселении сегодня.
Они были первыми
Для тех, кто не любит копаться в бумагах, кратко расскажу о своих находках в Государственном архиве Краснодарского края.
Из старожилых казаков больше всего прибыло в Новомышастовскую из Платнировского куреня — 86 семей. В их числе казаки с фамилиями, дошедшими до наших дней: Бабенко, Кравченко, Коновал, Шаповал, Чернобай, Кучер, Сорока, Журба, Хоружий, Кулиш, Бобер, Гайдук, Щербина, Симоненко, Коневец, Панченко, Пустовойт.
Из Поповического куреня была 41 семья, среди которых — Колесник, Бурдаев, Гончаренко, Ткаченко, Канивец, Гребеник, Бугай, Тарасенко, Лубенец, Головко.
Из Кореновского куреня переселилось 11 семей — Блоха, Пономаренко, Ващенко, Денисенко, Соколов. И такое же число семей из Дядьковского — Науменко, Куцый, Кизим, Артеменко.
Из Мышастовской (Старомышастовской) — девять семей: Черный, Горбенко, Демченко, Бабенко, Пащенко, Роговой, Остроух, Шевченко, Гарькуша. Однако большая часть этих казаков вернулась обратно.
Из станицы Новоджерелиевской переехали 12 семей: Коваленко, Шиш, Коломиец, Ищенко, Приходько, Скороход, Беда, Горобец, Ефименко.
Еще восемь из Сергиевского, в том числе Заливадний, Чуприна, Барабаш, Проценко, Можный, Кононенко, Шкарупа, Кияшко.
Из Новотитаровского 17 семей. Среди них — Юрченко, Онищенко, Денисенко, Демченко, Войт, Дегтярь, Яблуновский, Деркач, Кузьменко, Ярыш, Корниенко, Гаценко. По две семьи было со Шкуринского (Марченко и Носенко) и Конеловского (Жук, Харченко). И по одной семье из Минского, Ирклиевского и Щербиновского куреней.
Итого — 479 мужчин и 407 женщин, состоявших в 158 семьях. Из них военнослужащих: конных — 76, пеших — 46, способных к военной службе — 51, к внутренней по войску — 49, по куреню — 39. Малолеток было 202 человека. Также поселено 238 семей из Полтавской губернии и 54 из Черниговской. (ГАКК, ф.249, оп.1, д.934, т.1, л.84).
Из Полтавской губернии сохранились до наших дней такие фамилии, как Лашко, Артюх, Подсадний, Гайдак, Артеменко, Очкас, Горобец, Спивак, Пархоменко, Троцан, Шульга, Декало, Трухан, Рябчук, Демиденко, Жорник, Иващенко, Пономаренко, Васецкий, Федюн, Хинько, Триль, Мищенко, Потешный, Коцюба, Верещака, Манько, Костыль, Ярыш, Задирака, Кулиш, Шевченко, Пузик, Пивень, Охрименко, Олейник, Мордик, Ермоленко, Андриенко.
Из Черниговской — Сизион, Сидоренко, Лось, Чепурной, Огиенко, Пелипенко, Савченко, Ермоленко, Мазепа, Макарец, Лаврик, Потешный. Всего прибыли 1834 человека, из которых мужского пола 1055 человек и женского — 779.
Открыть архив файловКстати
Традиция помощи строящему дом станичнику буквально с молоком матери впитывалась новомышастовцами. Я сам, женившись на местной казачке, с 1972 года почти половину воскресных дней проводил на рытье фундаментов, их заливке, изготовлении самана, в помазке стен и забивке глиной потолков строившихся домов своей многочисленной родни — Шарат, Пикало, Деридов, Чернобаев.
До сих пор помню лица их кумовьев, близких родственников и просто соседей, живших в радиусе километра. А еще — запах и вкус простой казацкой еды на завтрак, обед и перекус по окончании работы. Собирались до 100 человек, было много шуток и приколов. В этой связи невольно вспомнился мой отец, Владимир Дмитриевич, старый партийный работник, попавший однажды на такой субботник. Выпив сто грамм самогона, он скривился, промолвив: «И как его пьют беспартийные?». Сидевшие за столом грохнули от смеха.
Подпишитесь на рассылку
42 года, жена его Васса 40 лет.
49 лет, жена его Мелания 50 лет, дети их: Павел…
41 год, жена его Мария 40 лет, дети их: Иван…
хорунжий – 1861 г.
урядник – с 1890 по 1892 гг.
нестроевой ст. разряд — с 1907 по 1910 гг.
1903 г.р., проживала по ул. Пушкина, 56.
проживала по ул. Коммунистической, 143.
проживала по ул. Калинина, 41.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…