Поводом для краеведа Евгения Блохи рассказать об этом стала статья, опубликованная сорок лет назад в газете «Голос правды»
Недавно я прочитал две статьи: «Сквозь лихолетье» и «Внук атамана», напечатанные в конце 1980-х годов в газетах «Прогресс» и «Голос правды».
Одна из статей начинается так:
«В станице Новомышастовской остались целыми и невредимыми несколько добротно сложенных, дореволюционной постройки белых кирпичных зданий. Над ними и время, кажется, не властно: ни одной трещины, кирпич не разрушен, крыши только обрели ржавый цвет. На одном из зданий, над парадным крыльцом, до недавнего времени красовались кованый узор из железа и дата — 1889 год. А несколько лет назад, во время ремонта, была снята незадачливыми строителями трафаретка с надписью «Журба Иван Максимович» — имя станичного атамана дореволюционной поры. Его внук Александр Андреевич Журба сегодня на пенсии. Жизнь распорядилась судьбой так, что на его глазах прошла почти вся послереволюционная история Новомышастовской. Возможно, в его воспоминаниях отсутствует точность в датах; не всегда объективно суждение о том времени, однако его повествование заслуживает нашего внимания, чтобы мы лучше знали историю…».
Месяц назад я познакомился с праправнуком Журбы Ивана Максимовича — Александром Сергеевичем. Старые газетные статьи и новое знакомство с потомками атамана станицы натолкнули меня на мысль рассказать о семье Журба.
В землю обетованную
На Кубань семья Журба переселилась больше двухсот лет назад. В связи с малочисленностью населения, в 1809-1811 гг. правительством России было принято решение: «Признать нужным и заселить Черноморское войско переселением в их землю малороссийских казаков Полтавской и Черниговской губернии». Переселение производилось с добровольного на то каждого согласия. Среди добровольцев была семья Журбы Максима Федоровича из Полтавской губернии Переяславского повета. Они в 1809 году поселились в Платнировском курене. В 1823 году из Платнировского куреня были определены к переселению на всегдашнее жительство в селение, вновь устраиваемое при Мышастовской почте, сорок три семьи. В их числе был сын Максима Федоровича — Журба Филипп Максимович. В посемейном списке, составленном в 1824 году, указано, что на новое место прибыли: Журба Филипп Максимович 60 лет и его дети: Васса 18 лет, Ольга 10 лет, Максим 13 лет, Степан 20 лет, казак 7 конного полка, Фома 25 лет, казак 4 конного полка и его жена Анна 18 лет.
За одиннадцать лет на новом месте были в семье свои потери. Все это указано в ревизской сказке куреня Новомышастовского, составленной в 1835 году: Журба Филипп Максимович умер в 1825 году, его дети: Ольга 22 года, Степан — умер в 1829 году, Фома 37 лет, его жена Марья 30 лет, их дети: Агрипина 6 лет и Иван 6 лет, Максим 25 лет, жена его Евгения 26 лет, дочь их Марья 1 год.
Шли годы, казаки и казачки семьи Журба женились и выходили замуж, рождались новые члены семьи, кто-то умирал. Мужчины отбывали воинскую повинность на кордонах и участвовали в походах за Кубань. В свободное от воинской службы время, обрабатывали землю. К 1862 году, как показывает посемейный список, составленный в этом году, семья Журба жила в двух отдельных дворах: 1) Журба Максим Филиппович, его жена Марфа, их дети: Настасья, Иван, Кузьма, Емельян, Онуфрий, его жена Феодора, их дочь Евдокия. 2) Журба Иван Фомич, жена его Килина, дети их: Надежда, Анна, Тарас 1866 г.р., зять их Король Ипполит, жена его Агрипина, дети их: Екатерина, Евфросиния, Аксентий и мать Ивана Фомича вдова Марья.
После 1862 года жизнь шла своим чередом. Растет число браков и, как следствие, количество детей. Набирает силу семейное дерево семьи Журба. Обо всех в одной статье не расскажешь, так как после 1862 года еще много детей родилось, многие умерли, кто-то вышел замуж или женился и породнился с такими станичными фамилиями как: Бедный, Белик, Белохорт, Ващенко, Вервикишка, Гарькуша, Герасименко, Гиринок, Декало, Демиденко, Колодько, Лесной, Лоза, Маринич, Назаренко, Охрименко, Пикало, Пономаренко, Пузик, Сало, Сидоренко, Сизион, Солоха, Сорока, Терещенко, Титко, Трюхан, Хинько, Хоружий, Федюн.
Будущий атаман
Подробнее хочется написать о Журбе Иване Максимовиче. В 1850 году у казака Журбы Максима Филипповича и его жены Марфы родился сын Иван. Время пролетело и вот уже пора Ивану Максимовичу жениться и собираться на действительную службу. В жёны сватают казачью девицу Декало Домникию Николаевну, предки которой переселились в Новомышастовскую из Полтавской губернии Переяславского повета в 1822 году. 23 января 1871 года у них родилась дочь Ксения, а 14 января 1873 года сын Пётр. На службу казак Иван Журба отправляется со спокойной душой, ведь он знает, что дома его ждёт любимая жена, дочь и сын. А служба предстояла нелегкая в 1 Полтавском полку на Кавказе. Не посрамил молодой казак своих предков, получил звание урядника. И вот уже скоро домой, но не суждено было обнять жену и детей, так как в 1877 году началась Турецкая война. Геройски сражался Иван Максимович, о чем свидетельствуют приказы по Кубанскому Казачьему Войску. Пожалованы награды за отличия, оказанные в разновременных делах против турок: Георгиевские кресты 4 степени № 38785 и 3 степени № 2725 при взятии Аладжинских высот, при Ардагане и при штурме Карса, 1877 год; 2 степени № 888 в делах против Турок в 1878 году.
Это — скупые строки архивных документов. А в действительности за два года пришлось пережить очень многое: голод, холод, потерю друзей. 12 апреля 1877 года Полтавский полк перешёл границу с Турцией и участвовал во всех боях с турками…. Первый удар Ахалцихский отряд, куда входил Полтавский полк, нанес по Ардагану. Эта крепость была укреплена английскими инженерами. 2 мая 1877 года князь Эристов, хорунжий Фисенко и 10 казаков 1-го Полтавского полка отправились на разведку…. Турки заметили их и открыли огонь, тем самым обнаружили расположение своих траншей и орудийных батарей. Задача была выполнена, казаки стали отходить, но турки выслали из Ардагана полуэскадрон конницы. На помощь товарищам ринулась сотня под командованием хорунжего Корсуна, разведчики были спасены…. За отличие под Ардаганом командир корпуса выдал казакам по 8 рублей.
19 сентября 1877 года Полтавский полк принял участие в атаке турецких позиций на Ягнах. Полтавцы лихо бросились в атаку и, буквально осыпанные турецкими пулями, ворвались в лагерь неприятеля. Турки оказывали упорное сопротивление. С большими потерями русские войска выбили неприятеля с Алджинских высот. Путь на Карс, за стенами которого укрылись отступившие турецкие войска, был открыт. Крепость Карс военные авторитеты считали неприступной. Но скрытность операции, быстрота и внезапность атаки в ночь на 6 ноября 1877 года позволили овладеть этой крепостью. Турецкий гарнизон пошёл на прорыв, но наткнулся на казачью конницу.
Есаул Нарижняк М.С. писал в своих записках: «Надо было видеть с каким остервенением наши казаки, набросились на противника и беспощадно рубили всё подвернувшееся под руку».
За доблестный ратный труд в этой войне многие казаки 1 Полтавского полка были награждены, в их числе был и вахмистр Журба Иван Максимович.
А вот, что вспоминал внук Ивана Максимовича — Журба Александр Андреевич: «Кое-что дед рассказывал мне. Он был георгиевский кавалер. Защищая рубежи России, казаки воевали с турками. Дед рассказывал, что первую награду он получил за прорыв турецкой обороны. Возглавляемая им сотня перерубила на рассвете турок, правда, и от сотни осталось всего восемнадцать человек. Дед был в Петербурге на приеме у царя, который и вручил почетную награду».
Закончилась война, Журба Иван Максимович вернулся домой. Вся семья встречала своего героя, а особенно горд был старик отец Максим Филиппович, что воспитал такого орла. А гордиться было чем, ведь до 1914 года, за всю 57-летнюю историю четырёхстепенного Знака Отличия Военного ордена Святого Георгия, его 2-й, 3-й и 4-й степенями было награждено около 7 тысяч человек. В их числе известны имена только трёх уроженцев станицы Новомышастовской: сотник Запорожченко Никандр Семенович, урядник Грушевский Игнат Григорьевич и наш герой — вахмистр Журба Иван Максимович.
Георгиевские кавалеры в своей станице имели большое уважение среди всех жителей. Даже старики, встретив их, низко кланялись и говорили: «Спасибо тебе сынок, что не посрамил казаков, и спасибо твоему батьке, что вырастил такого героя». Ведь получить Георгиевский крест, не участвовав в боях, было невозможно. Вручали его только за личный подвиг. В реляции на награждение командир подробно описывал подвиг со слов очевидцев. А иногда казаки сами, голосованием, определяли, кто достоин высокой награды.
Большая семья
Началась мирная жизнь, у Ивана Максимовича и Домникии Николаевны рождаются дети: Ульяна 20 декабря 1879 года, Анна 27 ноября 1881 года, Мария 1884 года, Платон 1885 года, Ольга 17 июля 1887 года, Стефан 17августа 1890 года, Алексей 15 марта 1892 года, Андрей 4 июля 1893 года, Елизавета 7 сентября 1894, Евгения 23 декабря 1896 года. И ещё трое детей умерли в младенчестве Евтахий, Гавриил, Дмитрий. Причем к моменту рождения самого младшего ребенка Евтахия 6 апреля 1900 года, старшие дети уже женятся и выходят замуж: Ульяна Ивановна вышла замуж в 1890 году за казака Белик Косьму Ильина, Петр Иванович женился в 1890 году на мещанке Лихота Ульяне Ивановне, Ульяна Ивановна вышла замуж в 1897 году за казака Маринич Дмитрия Александровича, Анна Ивановна вышла замуж в1899 году за казака Герасименко Поликарпа Захаровича. В начале 1889 года новомышастовцы выбрали атаманом станицы Журбу Ивана Максимовича. Три года он занимал эту должность. Архивные документы сохранили подпись атамана.
Из воспоминаний внука — Журба Александра Андреевича: «Вспоминая свое атаманство в станице, дед рассказывал, что в его распоряжении были казначей и писарь. Для наведения порядка в станице ежедневно дежурили 7-8 молодых казаков. Слово атамана было законом для всех и каждого. Любой станичник, кто бы он ни был, обязан был поддерживать порядок не только в своем дворе, но и на прилегающей территории. Делалось это без напоминания. Нерадивым казакам доставалось наказание, а какое, дед не рассказывал. Это уже отец после вспоминал, что у деда была плетка, которая ходила по спинам тех, чье подворье зарастало бурьянами, или, допустим, лиска (камышовый забор) перекошенным стоял. Атаман — это чин, а не звание, если и жили в станице люди выше по званию, все равно они подчинялись атаману».
В сентябре 1891 года Иван Максимович был отстранен от должности атамана. Согласно приказу по ККВ № 326 от 30.09.1891, причина снятие с должности в том, что не заботился об удовлетворении самых насущных училищных нужд.
Вторая часть истории о семье Журба.
Обращаюсь к жителям станицы Новомышастовской: сохраните историю о своих предках — уроженцах станицы Новомышастовской для своих потомков. Время летит стремительно, много архивных документов и семейных воспоминаний уже утеряно. Чем больше пройдет времени, тем труднее будет восстановить историю своей семьи. Пишите, обязательно всем помогу и отвечу на все вопросы.
Если в ваших семьях сохранились дореволюционные фотографии, присылайте копии, буду очень благодарен.
Моя электронная почта evgeniivbe@mail.ru, мессенджер:+7-960-49-50-524.
Открыть архив файловПри написании статьи использованы архивные документы ГАКК:
Ф.250 оп.2 д.473;
Ф.250 оп.2 д.931;
Ф.252 оп.2 д.1385;
Ф.418 ОП.1 Д.231;
Ф.418, оп.1, д.144, л.99, 101;
Ф.454, оп.2, д.2289, л.33об;
Ф.454, оп.2, д.2289, л.33об.
Приказы по Кубанскому казачьему Войску.
Сайт «Память народа».
Статьи из газет «Прогресс» и «Голос правды» — воспоминания Журба Александра Андреевича.
Сайт «Кубанская генеалогия».
Подпишитесь на рассылку
24 года, жена его Анна 25 лет.
40 лет, жена его Онисия 32 года, дети их: Сергей…
45 лет, жена его Варвара 47 лет, дети их: Филипп…
казак – с 1842 по 1844 гг.
войсковой старшина — c 1902 по 1905 гг.
урядник – 1873 г.
1909 г.р., проживала по ул. Л.Толстого.
1913 г.р., проживала по ул. Советской, 73.
1920 г.р., проживала по ул. Степной, 2.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…