Сайт об истории и людях
Красноармейского района

В зоне высокого мужества

Служу Отечеству! Солдат из станицы Новомышастовской обеспечивал на БАМе надежность…

06.07.2025

Служу Отечеству! Солдат из станицы Новомышастовской обеспечивал на БАМе надежность мостов.

Сергей Базалук

Николай Очкасов из Новомышастовской служил в железнодорожных войсках на БАМе — бурил скважины для мостов в вечной мерзлоте. Спустя 45 лет новость о строительстве нового разъезда на магистрали заставила его вернуться в прошлое и рассказатьо нем.

Супруги Очкасовы чистили карпиков, по случаю пойманных в канале за станицей Новомышастовской. Работал приемник, играла музыка. Потом пошла новостная пятиминутка, и тут рыбаку стало не жарехи. Волна «Маяка» сообщала новость: на перегоне БАМа Маревая-Змейка завершено строительство нового разъезда, что позволит теперь принимать длинносоставные поезда.

— Что застыл? – напустилась на мужа Наталья Анатольевна. – Как рыбалить так молодец, а как чистить…

— Тише! Про БАМ говорят, — отозвался Николай Антонович Очкасов. — В Маревой я присягу принимал…

Под вздохи дремучей тайги

…Было это летним днем далекого уже 1980 года. На импровизированном плацу (бульдозером выровняли делянку) новобранцы давали клятву на верность Родине. Как в Амурской области пойдет служба ни для кого не было секретом: на то и железнодорожные войска, чтобы участвовать в стройке века. Голову пекло жаркое для Дальнего Востока солнце, зычный голос командира части улетал куда-то в горы и возвращался вздохами дремучей тайги. То, что она дремучая, узнали тут же. Уже через несколько дней Николай Очкасов и другие солдаты, имевшие корочки водителя, должны были совершить автомобильный многокилометровый марш-бросок. Это было испытание: кто как себя покажет. Все как в песне: «…крепче за баранку держись, шофер».

Новомышастовец справился с экзаменом, и вот уже он, как настоящий бамовец, работает на буровой машине в команде связистов. Прежде чем в необжитую даль уйти рельсам, туда уходили геологи, топографы, геодезисты, связисты, в общем, первопроходцы.

Жить по совести

Чем был ценен солдат из Новомышастовской, станет очевидным очень скоро. Очкасов стоял за справедливость, поддержать товарища для него было делом обычным. Рослый, косая сажень в плечах, Николай мог взять в ладонь трехлитровый баллон за донышко и разлить березовый сок по армейским кружкам. При нем никто, даже старослужащий, не строил из себя «деда». Там, где был кубанский казак, был порядок.

Точно так же и с работой. Здесь — только честно. Это от отца. Антон Савельевич прошел по жизни все круги ада: репрессии, войну, плен. Это не озлобило его, не поставило, как говорят в народе, на нервы. Антон Савельевич терпеливо учил сына жить по совести: если дал слово — держи, если взялся грядку полоть — чтоб ни травинки.

Не удивительно, что скоро новомышастовцу доверили буровую на колесах, которая должна была выполнять важную задачу.

По воле человека

Люди, имеющие общее представление о Байкало-Амурской магистрали, скажут, что на ее протяженности в 4,3 тысячи километров построили мосты через такие серьезные реки, как Ангара, Олекма, Гилюй, Селемджа, Бысса, Бурея, Амгунь, Амур. А на самом деле, рек и речушек встало на пути множество, и через каждую нужно было перебросить мост. Пусть небольшой, но необходимый, без которого сход воды в низовья был бы невозможен. А чтобы мосты работали в условиях вечной мерзлоты, следовало придумать технологию устойчивости опор, когда зимой может быть до минус 60 градусов, а летом — до плюс 40.

— Мне случилось узнать на БАМе всю силушку нашей советской науки, — вспоминает Николай Антонович. — Преодолели все: и горы, пробив туннели, и реки, построив мосты. Вот даже с вечной мерзлотой нашли общий язык.

Чтобы сваи летней жарой не пришли в движение, в почве поддерживали необходимый температурный режим. Для этого в непосредственной близости с бетонными опорами Очкасов с солдатами бурили скважины, куда заделывались трубы, и в них закачивался керосин. Циркулируя, горючая смесь жидких углеводородов имела свойство зимой накапливать холод, а летом удерживать его, тем самым обеспечивая устойчивость всей конструкции моста. Конечно, парень из кубанской станицы был ошеломлен успешным вмешательством человека в существо земной коры, а тем более, что это как раз его установка принимала участие в удивительном процессе.

Медаль блестящая

Видя, как лихо справляется группа Очкасова с задачами, комбат добавил дров в костер азарта: пообещал новомышастовцу добиться досрочного увольнения из рядов вооруженных сил СССР, как только он «просверлит» 320 скважин. К моменту, когда бурильщики вышли на заданное количество, комбата перевели в столицу БАМа Тынду. Пришедший ему на замену, только плечами пожал: «За чужие шутки я не в ответе!..»

Кто-то другой может начал бы бузить, рвать на груди гимнастерку, но только не Очкасов. Напротив: он погрозился, что к концу службы удвоит прежний результат. Пусть стыдно будет тому, кто ушел в Тынду на повышение.

В ответ на этот жест доброй воли командир части, извещенный об обещаниях солдату, нашел необходимым наградить Николая грамотой и  отправить в Новомышастовскую благодарственное письмо. Вот как без лишних мудрствований была сформулирована главная мысль командира Н. Смицкого: «Вы вправе гордиться своим сыном. А мы, со своей стороны, искренне благодарны Вам за воспитание такого хорошего сына».

Прочитав письмо, Антон Савельевич Очкасов смахнул слезу: «Моя школа!..»

Мама, Анастасия Лаврентьевна, потянула одеяло на себя: «И моя лозина!..»

Позиции родителей уровнялись, когда солдат пришел со службы с медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Потом были еще две юбилейные, но это уже спасибо Родины вдогонку. Дорога ложка к обеду: медаль за трудовой подвиг по-особому горит на пиджаке.

…А еще для бамовца Николая Антоновича Очколаса большой ценностью является дембельский альбом. Нет-нет, да и откроет его в том месте, где целую страницу занимает рукописная карта участка магистрали, который он строил. Путь от станции Маревая и поселка Дипкун до Зейска и  разъезда Ижак только на карте может показаться коротюсеньким. А по факту, это два года жизни солдата железнодорожных войск.

P.S. О новости, прозвучавшей на волне «Маяк» — это не журналистский приемчик. В самом деле: 8 апреля 2025 года радиокорреспонденты рассказали, что на перегоне Маревая-Змейка появился новый железнодорожный разъезд. Он позволит нарастить интенсивность перемещения грузов по БАМу, а значит, усилит сопротивляемость российской экономики санкциям Запада. Вот так простой парень из станицы Новомышастовской на рубеже 1980-1982 гг. вложил свой кирпичик в крепость нашего Отечества.

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Махно Прохор Гордеев 36 лет, жена его Евдокия 36 лет, мать его Ефросиния 72 года.
    Еременко Федор Митрофанов

    21 год, жена его Параскева 20 лет.

    Король Пантелеймон Никонов

    41 год, жена его Мария 40 лет, дети их: Иван…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Новак

    урядник – 1874 г.

    Сушко Игорь Анатольевич

    вахмистр – с 2017 г. по настоящее время.

    Магала Василий

    вахмистр – с 1898 по 1902 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Медведева Евдокия Трофимовна

    1908 г.р., проживала по ул. Строительной.

    Харченко Елена Игнатьевна

    1912 г.р., проживала по ул. Красноармейской, 65.

    Погиба Нина Григорьевна

    1921 г.р.. проживала по ул. Кубанской, 21.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк