Служу Отечеству! Солдат из станицы Новомышастовской обеспечивал на БАМе надежность…
Служу Отечеству! Солдат из станицы Новомышастовской обеспечивал на БАМе надежность мостов.
Сергей Базалук
Николай Очкасов из Новомышастовской служил в железнодорожных войсках на БАМе — бурил скважины для мостов в вечной мерзлоте. Спустя 45 лет новость о строительстве нового разъезда на магистрали заставила его вернуться в прошлое и рассказатьо нем.
Супруги Очкасовы чистили карпиков, по случаю пойманных в канале за станицей Новомышастовской. Работал приемник, играла музыка. Потом пошла новостная пятиминутка, и тут рыбаку стало не жарехи. Волна «Маяка» сообщала новость: на перегоне БАМа Маревая-Змейка завершено строительство нового разъезда, что позволит теперь принимать длинносоставные поезда.
— Что застыл? – напустилась на мужа Наталья Анатольевна. – Как рыбалить так молодец, а как чистить…
— Тише! Про БАМ говорят, — отозвался Николай Антонович Очкасов. — В Маревой я присягу принимал…
Под вздохи дремучей тайги
…Было это летним днем далекого уже 1980 года. На импровизированном плацу (бульдозером выровняли делянку) новобранцы давали клятву на верность Родине. Как в Амурской области пойдет служба ни для кого не было секретом: на то и железнодорожные войска, чтобы участвовать в стройке века. Голову пекло жаркое для Дальнего Востока солнце, зычный голос командира части улетал куда-то в горы и возвращался вздохами дремучей тайги. То, что она дремучая, узнали тут же. Уже через несколько дней Николай Очкасов и другие солдаты, имевшие корочки водителя, должны были совершить автомобильный многокилометровый марш-бросок. Это было испытание: кто как себя покажет. Все как в песне: «…крепче за баранку держись, шофер».
Новомышастовец справился с экзаменом, и вот уже он, как настоящий бамовец, работает на буровой машине в команде связистов. Прежде чем в необжитую даль уйти рельсам, туда уходили геологи, топографы, геодезисты, связисты, в общем, первопроходцы.
Жить по совести
Чем был ценен солдат из Новомышастовской, станет очевидным очень скоро. Очкасов стоял за справедливость, поддержать товарища для него было делом обычным. Рослый, косая сажень в плечах, Николай мог взять в ладонь трехлитровый баллон за донышко и разлить березовый сок по армейским кружкам. При нем никто, даже старослужащий, не строил из себя «деда». Там, где был кубанский казак, был порядок.
Точно так же и с работой. Здесь — только честно. Это от отца. Антон Савельевич прошел по жизни все круги ада: репрессии, войну, плен. Это не озлобило его, не поставило, как говорят в народе, на нервы. Антон Савельевич терпеливо учил сына жить по совести: если дал слово — держи, если взялся грядку полоть — чтоб ни травинки.
Не удивительно, что скоро новомышастовцу доверили буровую на колесах, которая должна была выполнять важную задачу.
По воле человека
Люди, имеющие общее представление о Байкало-Амурской магистрали, скажут, что на ее протяженности в 4,3 тысячи километров построили мосты через такие серьезные реки, как Ангара, Олекма, Гилюй, Селемджа, Бысса, Бурея, Амгунь, Амур. А на самом деле, рек и речушек встало на пути множество, и через каждую нужно было перебросить мост. Пусть небольшой, но необходимый, без которого сход воды в низовья был бы невозможен. А чтобы мосты работали в условиях вечной мерзлоты, следовало придумать технологию устойчивости опор, когда зимой может быть до минус 60 градусов, а летом — до плюс 40.
— Мне случилось узнать на БАМе всю силушку нашей советской науки, — вспоминает Николай Антонович. — Преодолели все: и горы, пробив туннели, и реки, построив мосты. Вот даже с вечной мерзлотой нашли общий язык.
Чтобы сваи летней жарой не пришли в движение, в почве поддерживали необходимый температурный режим. Для этого в непосредственной близости с бетонными опорами Очкасов с солдатами бурили скважины, куда заделывались трубы, и в них закачивался керосин. Циркулируя, горючая смесь жидких углеводородов имела свойство зимой накапливать холод, а летом удерживать его, тем самым обеспечивая устойчивость всей конструкции моста. Конечно, парень из кубанской станицы был ошеломлен успешным вмешательством человека в существо земной коры, а тем более, что это как раз его установка принимала участие в удивительном процессе.
Медаль блестящая
Видя, как лихо справляется группа Очкасова с задачами, комбат добавил дров в костер азарта: пообещал новомышастовцу добиться досрочного увольнения из рядов вооруженных сил СССР, как только он «просверлит» 320 скважин. К моменту, когда бурильщики вышли на заданное количество, комбата перевели в столицу БАМа Тынду. Пришедший ему на замену, только плечами пожал: «За чужие шутки я не в ответе!..»
Кто-то другой может начал бы бузить, рвать на груди гимнастерку, но только не Очкасов. Напротив: он погрозился, что к концу службы удвоит прежний результат. Пусть стыдно будет тому, кто ушел в Тынду на повышение.
В ответ на этот жест доброй воли командир части, извещенный об обещаниях солдату, нашел необходимым наградить Николая грамотой и отправить в Новомышастовскую благодарственное письмо. Вот как без лишних мудрствований была сформулирована главная мысль командира Н. Смицкого: «Вы вправе гордиться своим сыном. А мы, со своей стороны, искренне благодарны Вам за воспитание такого хорошего сына».
Прочитав письмо, Антон Савельевич Очкасов смахнул слезу: «Моя школа!..»
Мама, Анастасия Лаврентьевна, потянула одеяло на себя: «И моя лозина!..»
Позиции родителей уровнялись, когда солдат пришел со службы с медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Потом были еще две юбилейные, но это уже спасибо Родины вдогонку. Дорога ложка к обеду: медаль за трудовой подвиг по-особому горит на пиджаке.
…А еще для бамовца Николая Антоновича Очколаса большой ценностью является дембельский альбом. Нет-нет, да и откроет его в том месте, где целую страницу занимает рукописная карта участка магистрали, который он строил. Путь от станции Маревая и поселка Дипкун до Зейска и разъезда Ижак только на карте может показаться коротюсеньким. А по факту, это два года жизни солдата железнодорожных войск.
P.S. О новости, прозвучавшей на волне «Маяк» — это не журналистский приемчик. В самом деле: 8 апреля 2025 года радиокорреспонденты рассказали, что на перегоне Маревая-Змейка появился новый железнодорожный разъезд. Он позволит нарастить интенсивность перемещения грузов по БАМу, а значит, усилит сопротивляемость российской экономики санкциям Запада. Вот так простой парень из станицы Новомышастовской на рубеже 1980-1982 гг. вложил свой кирпичик в крепость нашего Отечества.
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
21 год, жена его Параскева 20 лет.
41 год, жена его Мария 40 лет, дети их: Иван…
урядник – 1874 г.
вахмистр – с 2017 г. по настоящее время.
вахмистр – с 1898 по 1902 гг.
1908 г.р., проживала по ул. Строительной.
1912 г.р., проживала по ул. Красноармейской, 65.
1921 г.р.. проживала по ул. Кубанской, 21.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…