К юбилею станицы публикуем архивные материалы об её истории
В этом году Марьянской исполняется 200 лет. О том, как она развивалась, на страницах газеты «Голос правды» в 1995 году рассказывал местный краевед Илья Левченко.
Трудами Суворова
Во второй половине восемнадцатого века, во время русско-турецкой войны, Россия завоевала правобережье Кубани. Для защиты этих завоеваний был создан Кубанский корпус, в который входили пешие и кавалерийские части русского войска, а также полки донских казаков.
В январе 1778 года командиром Кубанского корпуса был назначен Александр Васильевич Суворов. Он построил новую укрепленную линию от Тамани до устья Кубани. Затем продолжил ее уже по самой Кубани до Павловской крепости, которая находилась на Азово-Моздокской линии.
В тот год зима стояла мягкая, бесснежная, и три тысячи солдат, отряженные Суворовым на работы, в течение нескольких недель возвели целый ряд укреплений. Главных крепостей по Кубани было четыре: Александровская, Марьинская, Копыл и Новотроицкая.
Прошли годы. И вот для укрепления своей южной границы царское правительство во главе с Екатериной Второй решило бывших запорожских казаков переселить из-за Буга на Кубань. В 1792 году первые партии переселенцев прибыли на кубанскую землю.
Летом же следующего года кошевой атаман войска Черноморского Захарий Чепига от устья Лабы по правому берегу Кубани расставил посты для несения пограничной службы. Пост в Марьинской крепости был назван Марьянским. А в 1823 году по приказу героя Отечественной войны генерала А.П. Ермолова около поста Марьянского была основана одноименная станица.
Строили на века
Первой общественной постройкой в станице Марьянской была часовня. Это чтобы жители не забывали о Боге и добросовестно несли царскую службу. А спустя тринадцать лет после основания станицы здесь была построена деревянная церковь во имя Святого Чудотворца Николая. До наших дней эта церковь не сохранилась. В 1933 году, как и многие другие по стране, она была разрушена. Стояла та единственная в Марьянской церковь на том самом месте, где сейчас находится здание средней школы № 8. А площадь перед храмом Божьим (сейчас парк у Дома культуры) называлась церковной площадью.
В 1912 году учителя и учащиеся общеобразовательной школы посадили на этой площади молодые деревца и кустарники. В день древонасаждения атаман станицы угостил всех ребят конфетами. Такова история происхождения станичного парка культуры и отдыха.
Ныне действующая в Марьянской церковь была оборудована в одном из частных домов.
В то далекое время в станице были и другие общественные постройки: станичное правление, питейный дом, три лавки, три кузницы, хлебный магазин, несколько мельниц, один оружейный арсенал. Все постройки в основном были деревянные.
Первую начальную школу открыли в станице только в 1866 году. Из 428 детей школьного возраста в ней учился всего 21 мальчик. А единственным учителем был шестнадцатилетний Артем Семенович Коханюк. Местный же священник, по всей вероятности, был против открытия в станице школы, так как отказался преподавать в ней Закон Божий.
По статистическим данным на первое января 1862 года в станице было 415 дворов: 370 в самой станице, остальные — в 45 хуторах. В отношении хуторов здесь следует пояснить, что хуторами тогда считались и отдельно стоящие от станицы дворы. Один двор — это уже хутор.
По уровню материального состояния хутора значительно разнились между собой. Так, самым богатым в то время был хутор Кондрата Емельянова Демяника. Располагался двор-хутор на правом рукаве вершины балки Косатой. Здесь стоял двухкомнатный турлучный дом с отдельной кухней и кладовой. Тут же стояли два сарая, конюшня, ветряная рубленая мельница. Хозяин хутора имел 95 голов крупного рогатого скота, 73 лошади, 560 овец, 25 пней пчелосемей.
А вот самым бедным был хутор Демьяна Захарьева Онойко: однокомнатный турлучный дом, сарай, 3 головы крупного рогатого скота, 8 овец. Вот и все хозяйство хуторянина.
Земледельцы и воины
В станице и хуторах в то время проживало 2612 человек: 1239 мужчин и 1373 женщины. Все — казачьего сословия. Интересна такая деталь: генералов в станице не значилось. А вот штаб-офицер проживал. Один. Зато обер-офицеров было четверо. Это войсковой старшина Миргородский, есаулы Коханюк и Дроник, хорунжий Демяник. Иногородних же купцов, мещан и других лиц на проживании не было.
В те годы грамотных людей в ст. Марьянской, кроме священника, офицеров и писаря, почти не было. Вот какую характеристику жителям станицы дал тогда станичный священник: «…Не совсем имеют основательные в исповедуемом православии понятия по ограниченному их умственному образованию. Однако вольнодумцев и раскольников между ними не находится…». И далее: «Нравственность же их, согласно духу Православной Церкви, безукоризненна. Что же касается их обычаев, то они по духу малороссов, не предосудительны».
Чем же занимались предки нынешних жителей нашей станицы? За счет чего они жили?
А занимались они в первую очередь, конечно же, земледелием. Однако, как явствует из архивных документов, виноградников и фруктовых деревьев в станице было очень и очень мало. Из этого вытекает следующая запись: «Средний годовой доход, получаемый от садов, слишком мал… Именно от 6 до 10 рублей серебром».
Зато немалое значение придавалось разведению в станице и хуторах бакш (бахчи). Арбузы и дыни выращивались на 35-40 десятинах площади. Доход только от этих культур составлял от 60 до 80 рублей. И тоже серебром. В целом же за год станичный войсковой капитал составлял около 1250 рублей.
Как бы там ни было, а жизнь в приграничной станице Марьянской была трудной и опасной. Казак, неся воинскую службу, должен был охранять границу, ходить в военные походы, защищать свою родную станицу от нападений черкесов, которые случались довольно-таки часто.
12 сентября 1831 года в середине дня при ненастной погоде закубанцы, скрытно подъехав камышами, внезапно напали на Марьянский курень тремя конными отрядами. Они бросились на захват пасшегося неподалеку скота: коров и овец, а также находившихся при них людей.
По тревоге были подняты конная и пехотная команды Марьянского поста общей численностью более 120 человек. Во главе с есаулом Кривцовым им удалось обратить в бегство закубанцев и отбить часть скота. Было взято в плен четыре черкеса с лошадьми и оружием. Отступая, черкесы захватили в плен восемь мальчиков 11-13 лет и двух женщин.
Открыть архив файловПри подготовке статьи автором использованы материалы Государственного архива Краснодарского края, в читальном зале которого он регулярно работал по четвергам более тридцати лет.
Подпишитесь на рассылку
42 года, жена его Мария 41 год, дети их: Константин…
53 года, жена его Анна 48 лет, дети их: Алексей…
52 года, жена его Мария 47 лет, дети их: Антон…
урядник – 1916 г.
вахмистр – 1916 г.
проживала по ул. Огородней, 60.
проживала по ул. Пионерской, 23.
1915 г.р., проживала по ул. Кубанской, 198.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…