Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Восстановление православной общины в станице Полтавской в советское время столкнулось с множеством препятствий

Как верующие станичники их преодолевали, рассказывает наш краевед Елена Сабур

Молитвенный двор в станице Красноармейской (Полтавской) до реконструкции.

Первая часть истории православного сообщества в станице Полтавской.

В 1984 году настоятелем Рождество-Богородицкого молитвенного дома был назначен отец Флавиан (Осколков), 1949 года рождения. Молодой, амбициозный, с высшим духовным образованием: в 1971 году окончил Московскую духовную семинарию, через четыре года Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1 марта 1974 года митрополитом Никодимом пострижен в монашество с наречением имени Флавиан. С 1975 года – иеромонах. В 1978 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии и с этого же года начал нести пастырское служение в приходах Краснодарского края.

Под его руководством общество Красноармейской православной церкви подает заявку на обследование технического состояния церкви по ул. Красной, 171 (скорее всего, произошла еще одна перенумерация).

В результате детального осмотра конструкций здания комиссия 21 ноября 1984 года установила:

1. «Наружные стены здания выполнены частично из кирпича и самана на глиняном растворе.
2. В западном приделе здания фундамент отсутствует.
3. Под кирпичными участками стен фундаменты кирпичные глубиной заложения 50 см.
4. Стены и клинчатые перемычки основного здания имеют многочисленные трещины, ослабляющие несущую способность стен.
5. Чердачное перекрытие деревянное, обмазанное глиной, имеет деформационный прогиб более доступного. Пришло в ветхость и подлежит замене. В связи с удалением несущей внутренней перегородки при перепланировке бывшего жилого дома под церковь, была ослаблена несущая способность перекрытия.
6. Кровля металлическая из черного железа в результате длительного отсутствия ремонта участками проржавела и частично пришла в негодность.

На основании вышеизложенного комиссия пришла к следующему заключению: в связи с длительной эксплуатацией здания (здание построено в 1910-1915 г.г.) и перепланировкой помещений, произошло ослабление несущей способности стен, фундаментов и перекрытий, а также, в результате заниженности санитарных норм полезной площади и объема служебного помещения и отсутствия вентиляции помещений, здание ремонту не подлежит.
Для нормального проведения служб Красноармейской православной церкви необходимо произвести полную реконструкцию существующего здания».
21.11.1984 года

Из кабинета в кабинет

После получения этого акта было написано церковным советом Прошение Уполномоченному по делам религии при совете Министров СССР по Краснодарскому краю т. Позднееву Ивану Николаевичу.

«Церковный совет просит вашего разрешения произвести реконструкцию молитвенного дома в целях сохранения здания и приведения его в соответствие с техническими правилами и правилами санитарных норм. Для чего необходимо: для укрепления стен основного здания произвести обкладку их кирпичом, произвести замену саманных стен пристройки на капитальные кирпичные. Подвести под здание капитальный фундамент.

Для нормального проведения служб, соответствующих санитарным нормам, просим Вас разрешить поднять высоту стен на 1 м с устройством куполообразного потолка, крыши и купольного барабана в целях установки верхних вытяжных, вентиляционных устройств в последнем.

Просим так же разрешить постройку на территории земельного участка, закрепленного за нашим молитвенным домом, подсобного здания – для просфорни и сторожки под общей крышей.

При получении Вашего разрешения на проведение вышеуказанных работ, молитвенным домом будут заказаны: проект и смета в проекто-сметном бюро Красноармейского ОКСа и согласованы с отделом архитектуры Красноармейского райисполкома.

Настоятель иеромонах Флавиан (Осколков).

Председатель церковного совета (Борзова).

На этот запрос церковного совета пришла следующая резолюция: «Ремонт, реконструкции молитвенных домов производятся с разрешения горисполкома. Согласие уполномоченного Совета по делам религии на это не требуется».

Далее были заказаны проекты, согласованные с отделом архитектуры, и строительство началось в 1985 году.

Из высоких инстанций

А в августе 1986 года грянул гром. Приехала комиссия, и стройку остановили. Проследим за этими событиями по коллективному письму церковного совета и прихожан Рождество-Богородицкого православного молитвенного дома станицы Красноармейской в Совет по делам религии при совете министров СССР:

«Наш православный молитвенный дом с послевоенных лет не ремонтировался и пришел в ветхое состояние. Да и площадь его очень мала. Во время праздничных богослужений очень тесно, потолок низкий и нечем дышать. Во время одного из летних богослужений упал и умер прямо в церкви наш постоянный прихожанин Петрук Иван Сергеевич. Мы написали заявление на расширение нашего молитвенного дома на имя уполномоченного по делам религии Позднеева Ивана Николаевича. Он ответил резолюцией «на усмотрение райисполкома».

Райисполкомом по нашей просьбе была создана специальная комиссия по обследованию молитвенного здания, и ею был составлен акт о необходимости полной реконструкции молитвенного дома. С этим актом церковный совет вновь обращается в исполком, которым было устно поручено дело о стройке передать на усмотрение отдела архитектуры при райисполкоме.

При консультации архитектуры была заказана и изготовлена проектная документация, которая в конечном итоге утверждена главным архитектором района Зотиным Андреев Федоровичем.

После утверждения проектов архитектурой мы приступили к стройке по данному проекту, не отступая от него. Документальная подготовка к стройке заняла у нас целый год.

О том, что нужно письменное разрешение на строительство от райисполкома мы не знали, так как думали, что отдел архитектуры должен сам согласовывать наш проект с райкомом и исполкомом. Наше мнение было таково, что решение отдела архитектуры по нашему вопросу есть решение самого исполкома. Никаких других разъяснений по этому вопросу в райисполкоме мы не получили.

Не секрет, что все ремонты и стройки молитвенных зданий в глазах краевого и районного начальства дело необыкновенное, все стараются спихнуть ответственность на другого, отсюда возникла по нашему вопросу волокита и бюрократизм. Всю ответственность о строительстве спихнули на архитектуру, и никто вовремя не подсказал, что строительство нельзя начинать, пока не будет решения исполкома.

новостроящееся молитвенное здание вокруг старого молитвенного дома, вид со входа. 27 октября 1986 года.

Сейчас, когда наш молитвенный дом построен почти до крыши, наше строительство остановлено уполномоченным по делам религии по Краснодарскому краю. Он сказал, что конфискует все, что уже построено, нам дадут другое помещение, а старосту Борзову Евдокию Ивановну и настоятеля Игумена Флавиана выгонят.

Но справедливо ли это?

Допустим, если строился бы клуб, и выяснилось, что не вся документация доделана, разве стали бы конфисковывать здание? Документация была бы докончена и строительство снова продолжилось. А, если строится церковь, то почему не так? Потому, что это церковное здание? Разве есть какой-нибудь вред окружающим от строящегося прекрасного, пусть молитвенного здания, которое будет задевать своей красотой сердца верующих и неверующих, как это мы видим, когда приезжаем в Московский кремль.

Тем более, строительство держится на энтузиазме людей, которые по крохам собирают средства с пенсий. Это радость для старого верующего человека, у которого одно утешение: церковь. Зачем искусственно устраивать трагедию для людей, так как многие из нас после неправильного принятого решения могут от сильных волнений и переживаний умереть. Необходимо считаться с людьми. Мы завоевали потом и кровью нашу лучшую жизнь, многие инвалиды войны. Мы советские люди и верим, что наши гуманные законы не обидят нас. Они направлены на благо людей и для их пользы. Закон защищает верующих и неверующих.

Если государство разрешает реконструкции и строительства молитвенных зданий, то, в чем же дело? Почему такой шум и недоброжелательство со стороны уполномоченного, как к преступникам? Не лучше ли при данной ситуации помочь нам, готовящимся своей стройкой к встрече великой даты: тысячелетия крещения Руси?

Помогите нам узаконить все, что необходимо для дальнейшего строительства и дайте разрешение пока готовится формально дополняющая документация, на продолжение стройки.

У нас осталось совсем немного: одни фронтоны и крыша. По плану мы должны закончить нынче к зиме все наружные работы. Поэтому очень просим не изощряться в поисках препятствий нашей стройке и не затягивать дорогого летнего времени. Настоящая ситуация не является непоправимой. Недостаточность документации в силу вышеописанных причин и по малограмотности церковного совета не дает повода к прекращению строительства или конфискации построенного. Все в ваших возможностях, помогите нам, и мы будем продолжать нашу стройку.

новостроящееся молитвенное здание вокруг старого молитвенного дома, вид сбоку. 27 октября 1986 года.

Мы понимаем, что это строительство – престиж нашего государства на международной арене, так как доказывает буржуазным недоброжелателям о свободе совести в нашем государстве и подготовке к празднику тысячелетия крещения Руси. Мы понимаем, что здание церкви – это принадлежащее государству здание, поэтому ущерба для государства не будет, если мы построим красивое молитвенное здание, настоящее произведение искусства, которое будет достоянием народа. Помогите нам в этом! Если с нашей стороны есть какие-то нарушения, они поправимы.

Все можно узаконить сейчас, доделать недоделанное.

И за что выгонять старосту? За ее малограмотность, но многие из нас малограмотны. На ее плечи легла вся забота большой стройки, которую на нее возложили мы, простые грамотные и не грамотные люди, как на человека честного, добросовестного, хорошего, отзывчивого, верующего человека (фронтовика). Ее ошибки – наши ошибки. Мы не хотим, чтобы она была снята с регистрации, о чем ей официально пообещал наш уполномоченный, когда она была на приеме у него в кабинете 6-го августа. Защитите нас от вопиющей несправедливости! Мы не видим в ней никакой вины.

А за что переводить от нас и наказывать нашего настоятеля отца Флавиана Осколкова? За то, что этот человек добросовестно исполняет свои пасторские обязанности и проявляет интерес к строительству той церкви, куда его направило духовное начальство? Разве можно наказывать честность и справедливость? Преданность своему делу? Разве это идет в разрез интересам государства? Он воспитывает в нас глубокое уважение к нашим советским законам! Мы не хотим допустить даже мысли, чтобы отец Флавиан был по настоянию уполномоченного переведен от нас!

Наша стройка началась при старосте Борзовой Евдокии Ивановне и отце Флавиане и пусть порадуются вместе со всеми нами при ее окончании, когда новое молитвенное здание с вашего разрешения будет построено. Если все-таки уполномоченный снимет регистрацию или переведет отца Флавиана, мы, все нижеподписавшиеся, расценим это как расправу над невиновным и будем ходатайствовать в более высокие инстанции.

Еще раз убедительно просим дать нам возможность достроить начатое и с радостью войти в наше новое молитвенное здание.

Председатель исполнительного совета: Борзова

Председатель ревизионной комиссии Боборо, далее прилагаем подписи прихожан нашего молитвенного дома, всего 203 подписи. 11 августа 1986 года».

На самый «верх»

Не получая ответов на письма, разосланные в разные инстанции, церковный совет и прихожане решили обратиться к первому лицу государства.

Коллективное обращение к Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву от 3 ноября 1986 года.

В начале обращения была изложена история события, описанная в предыдущем письме, и следовало такое продолжение:

«11 августа мы сразу же обратились с коллективным письмом по делам религии при совете министров СССР, а также к местному депутату Верховного Совета СССР тов. Молочкову В. И. Обращались в Красноармейский райком партии и райисполком, в крайком партии, и, наконец, когда случилось несчастье с теплоходом в Новороссийске, передали коллективное письмо члену Политбюро ЦК КПСС Алиеву Г.А. в городе Новороссийске лично в руки.

Но ни от кого ответа вот уже четвертый месяц мы не получили. Зато 22 октября сего года состоялось заседание Краевого исполнительного комитета, на котором было решено все, что мы имеем в настоящее время – наполовину выстроенное здание церкви и подсобное помещение – конфисковать и дать другое помещение для богослужений (это решение в райисполкоме мы узнали устно).

Подсобное помещение, вид сбоку. 27 октября 1986 года.

Михаил Сергеевич! Как же так все строящееся и построенное конфисковать, не дать достроить?! Не дать совершать молитвы в новом более просторном здании, уже почти готовом?

Не вредительство ли это, и не политическая ли слепота соответствующих краевых руководителей, во главе с Первым Секретарем Краснодарского крайкома партии тов. Полозковым И. К.?

Все строительства молитвенных зданий во всем Краснодарском крае прекращены. В станице Тбилисской исполком письменно разрешил реконструировать молитвенное здание, так за это разрешение председателя Тбилисского райисполкома товарища Поспелова А.А. уволили с работы, а нашему председателю Красноармейского райисполкома тов. Фоменко Б. Г. дали строгий выговор. Но что было бы с тов. Фоменко, если бы Красноармейский райисполком письменно разрешил реконструкцию?

После таких выговоров, увольнений и различного рода запугиваний, как будут относится к церковной жизни районные власти?

Обычно начинается беззаконие с того, что убирают настоятеля и старосту за то, что они добросовестно трудятся для прихожан, реконструируют и расширяют молитвенные здания.

В настоящее время в образцовых хозяйствах свинарники, скотные дворы, птичники гораздо лучше выглядят, чем наш старый молитвенный дом, в котором могут поместиться не более 50 человек, а у нас по праздникам бывает 300 человек и более

Председатель Крайисполкома тов. Щербак В.Н. заявил нам: «А что бы вам не отдать ново построенное здание под спортзал или детский сад?»

Но, говорящие так, могут сами собрать со своих зарплат и построить детский сад или спортзал, тем более, зарплаты их больше, чем наши пенсии.

Наше строительство мы приурочили к празднованию 1000-летичя Крещения Руси. Не дать достроить, конфисковать – это же издевательство над всеми нами, тем более строительство молитвенного здания идет вокруг прежнего, в котором мы служим и по сей день.

Все мы патриоты своего Отечества: воевали за Родину, на войне за лучшую жизнь погибли наши мужья, сыновья, наши семьи, многие стали инвалидами. И теперь так относится к людям, которые завоевали эту лучшую жизнь?!

На строительство собирали по крохам с наших небольших пенсий, отрывая от себя последнее, чтобы сделать свою церковь торжественной, красивой, как символ счастливой жизни, которую мы все так ждем. Наш приход регулярно отчисляет в Фонд Мира обильные взносы, и это несмотря на большое строительство. Мы знаем: Родине нужно – поможем! Нашей церковью и нами по отдельности послано на помощь чернобыльцам столько, сколь имели возможности.

Новое красивое молитвенное здание – это радость для старого верующего человека, у которого одно утешение – Церковь! Зачем искусственно устраивается трагедия для всех нас прихожан?! Разве мало у каждого из нас личного горя? Разве мало несправедливости во всем мире?

Запрещение продолжения строительства молитвенного здания вызывает возмущение в кругах людей, совершенно не верующих! Проходя мимо недостроенного церковного здания, прохожие интересуются: когда же, наконец, разрешат достроить? Выражают недоброжелательство к таким беззаконным действиям, что власти борются против религии варварским методом. Вместо того, чтобы обращать достаточное внимание на бандитизм, распущенность молодежи, усиливающуюся наркоманию – борются с беззащитными старухами. Это же позор! До чего докатились!

Жестокое решение о прекращении строительства и конфискации всего построенного вызывает в людях ненависть и вражду к органам власти и коммунистам, разрушает патриотические чувства в людях, так как они усматривают двуличную политику по отношению к верующим и их дискриминацию.

Все мы любим свое Отечество с его гуманными законами, всегда молимся о власти и воинстве, боремся с сектантами, называющими данную власть «властью антихриста», говорим о справедливости научного коммунизма и о том, что для верующих и не верующих наша справедливая Советская Власть дает равные права и одинаково заботится как о верующих, так и о не верующих и защищает права каждого.

В период улучшения быта и жизненных потребностей советских людей мы просим Вас, МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ, разрешить достроить наше молитвенное здание по имеющемуся у нас проекту и узаконить уже построенное подсобное помещение, так как за 69 лет Советской власти мывполне имеем право построить молитвенное здание, отвечающее нашим духовным потребностям и нуждам.

Прилагаем 4-е фотографии: старое молитвенное здание, вид со входа, новостроящееся молитвенное здание вокруг старого молитвенного дома, вид со входа и с боку, подсобное помещение, вид сбоку.

Подписи: председатель исполнительного органа Борзова Е.И.
Члены церковного совета: Коземирова Н. и Юхно Е.П.
Прилагаем подписи прихожан 233 человека.

Какое из этих множества обращений, писем сыграло решающую роль – неизвестно, но в марте 1987 было получено разрешение на продолжение строительства, и стройка продолжилась.

Третья часть истории православного сообщества в станице Полтавской.

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Слюсарь Лаврентий Иванов

    56 лет, жена его Иулиана 56 лет, дети их: Павел…

    Мороз

    сыновья: Гавриил 22 года, Стефан 17 лет, Иван 15 лет,…

    Борисенко Мокий Антонов

    45 лет, жена его Мария 36 лет, дети их: Улита…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Горбатко Андрей

    урядник – 1833 г.

    Демьянченко Алексей

    отставной хорунжий – 1871 г.

    Гаркуша Петр Васильев

    есаул – 1874 г.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Погиба Нина Григорьевна

    1921 г.р.. проживала по ул. Кубанской, 21.

    Приходько Ирина Еремеевна

    1913 г.р., проживала по ул. Красной. 189.

    Короткая Мария Степановна

    проживала по ул. Жлобы, 102/10.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк