Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Спустя много лет о трудностях строительства нынешнего полтавского Рождество-Богородицкого храма рассказывал архимандрит Флавиан

В то время он был настоятелем прихода и с большой теплотой вспоминал полтавчан

Первая часть истории православного сообщества в станице Полтавской.

Вторая часть истории православного сообщества в станице Полтавской.

В 2020 году, к 45-летию священнической хиротонии настоятеля Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Имеретинской долине города Сочи архимандрита Флавиана (Осколкова), был снят фильм, в котором он поделился своими воспоминаниями о событиях в Красноармейской.

«Когда я в 1984 году попал в станицу Красноармейскую, то там был только небольшой молитвенный дом, но прекрасные люди. Я до сих пор с глубоким уважением и любовью вспоминаю их. У меня возник вопрос, маленький молитвенный дом, очень неудобный, а я как-то после академии, аспирантуры, имею высшее духовное образование, надо бы себя проявить: сделать жилье и для себя, для священника, и в тоже время сделать удобства для людей, для молитвы. Мы поговорили с районным архитектором о нашем желании сделать реконструкцию молитвенных зданий. Архитектор согласился. В то время обязанности как бы надзирания над приходами исполнял секретарь райисполкома, на этой должности в те годы была женщина очень-очень обаятельная и хорошо относящаяся к церкви, к нашему приходу, она тоже дала добро на реконструкцию. И вот мы с архитектором стали думать, как эту реконструкцию осуществить. Ну я, конечно, с позиции своих интересов предложил обложить существующее молитвенное здание огромной толстой стеной, высотой метров 10, сделать огромные купола и таким образом выйти из положения, как бы построить новый храм под видом реконструкции.

Для того, чтобы строительство дешевле было, мы попросили начальника милиции выделить нам заключенных из КПЗ (камерапредварительного заключения – Е.С.) для рытья траншей и засыпания в них бутового камня. И вот мне дали человек 5-6. Старшим у них был коренастый плотный человек невысокого роста. Я до сих пор вспоминаю со смехом один случай. Я давал указания ему, как засыпать бутовый камень в траншеи, он внимательно слушал меня, заглядывая мне прямо в рот, а после сказал: «Цель ясна, задачи намечены, вперед товарищи!»

Когда построились уже примерно до крыши, видимо весть дошла до партии, до края, и как раз был праздник, готовились к службе Ильи-пророка. Я находился наверху, стройку контролировал от начала до конца лично сам, все стыки, армированные пояса и т.п.

И вот, когда я был наверху, приехала целая комиссия во главе с уполномоченным по делам религии по Краснодарскому краю, представителями крайкома партии. Стали спрашивать меня: «Вы настоятель?» Да. «У вас есть разрешение на это строительство?»  Есть. «Слазьте к нам и показывайте документы». Я слез. «А какие у вас документы?» Только проекты и чертежи. «Это не разрешение. Кто вам разрешил?» У нас была специальная комиссия при архитектуре, которая устно разрешила нам реконструкцию. «Это строительство у вас. Мы арестовываем эту стройку, и более ничего не продолжать до выяснения».

Строительство храма отцом Флавианом в станице Красноармейской вылилось в большой скандал. Со своих должностей полетели многие районные чиновники: не усмотрели, а то и поддержали скандальное строительство. Дело принимало крутой оборот. Тогдашний первый секретарь крайисполкома обратился в комиссию по делам религии, с требованием лишить о. Флавиана священства.

Выход был один, ехать в Москву. Там батюшка обратился в самый популярный в то время орган печати журнал «Огонек». В Краснодар приехал журналист Сергей Власов.

«Что меня потрясло, — продолжал свой рассказ о. Флавиан, — сразу, как Власов приехал, пошел на прием к первому секретарю крайкома партии Полозкову. Чуть позже он рассказал мне подробности той беседы. Оказывается, Полозков хорошо меня знал, даже по фамилии, говорил, что я нарушил законодательство о культах. «Гражданина Осколкова нужно посадить, вплоть до тюрьмы». Власов был потрясен, в обществе уже явно ощущались тенденции к улучшению, свободе, а здесь такая махровость сохранялась».

Под строгим присмотром

Стройку каждую неделю посещали разные комиссии, требуя документы на все строительные материалы, конечно, их не было. Прихожане подняли все свои связи и справки нашлись. Стройку остановили, а после разрешения продолжать велели строить без куполов и колокольни.

К этому времени о. Флавиана перевели в другой приход, но он каждую ночь приезжал в станицу, следил за строительством и поддерживал своих осиротевших чад.

За батюшку

Воодушевленные продолжением строительства храма, церковный совет вместе с прихожанами стали бороться за возвращение отца Флавиана в свой приход. Опять по разным инстанциям полетели письма, с одним из которых я познакомлю вас.

Отец Флавиан с прихожанами.

Многоуважаемая Раиса Максимовна!

К вам обращаются прихожане православной церкви станицы Красноармейской Краснодарского края.

Позвольте выразить Вам чистосердечную благодарность за Ваше внимание к строительству нашего молитвенного здания, о разрешении строительства которого мы просили Вас в двух предыдущих письмах! Строительство разрешено и узаконено благодаря только Вашей помощи! Премного благодарим Вас! Спаси Вас Господь!

Но мы вынуждены побеспокоить Вас еще раз в связи с тем, что наша радость омрачена невосполнимой потерей, так как в марте месяце сего года нас лишили нашего духовного наставника отца Флавиана (Осколкова Владимира Николаевича), переведя его в другой приход, обвинив в инициативе строительства нашего молитвенного здания.

Насколько нам известно сейчас к отцу Флавиану нет претензий со стороны духовных и гражданских властей, поэтому все ходатайства о возвращении к нам глубокоуважаемого и чтимого настоятеля нисколько не противоречат ни духу времени, ни законам нашего Государства! Но на все просьбы наши о возвращении отца Флавиана уполномоченный по делам религии по Краснодарскому краю отвечает совершенно не обоснованным отказом.

Большинство из нас люди пожилые, отдавшие много сил и здоровья для процветания, благосостояния и независимости нашей любимой Родины, ветераны войны. Многие из нас одинокие и больные, и церковь для нас – второй дом. Отец Флавиан необходим нам для духовного окормления, как мудрый и духовный пастырь, у которого есть чему поучиться и есть что послушать. Так почему же нас лишают нашего настоятеля, которого мы глубоко чтим и уважаем!

Мы считаем такое отношение к нам не соответствует духу времени и усилиям М. С. Горбачева по преодолению черствого, бюрократического отношения к людям!

Многоуважаемая Раиса Максимовна! Мы знаем, что Вы добрый и отзывчивый человек и надеемся на Вашу помощь. Убедительно просим Вас помочь вернуть к нам нашего бывшего настоятеля, чтобы водворить в наших душах мир и покой, укрепить единство верующих и неверующих, церкви и Государства на благо нашей Родины!Мы усиленно молимся за Вас и Михаила Сергеевича, чтобы Господь благословил Ваши труды и продлил Вашу жизнь в полном здравии и благополучии на благо нашего дорогого Отечества и Мира во всем Мире!

К сожалению, эту битву Красноармейский молитвенный дом проиграл. Отца Флавиана в приход не вернули.

В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах (ныне священноархимандрит) Симеон (Никитин), под руководством которого строительство храма в 1991 году было завершено.

 26 октября, в праздник Иверской иконы Божией Матери, состоялось торжественное освящение храма архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором. А что же Давид Яковлев Букач? Из воспоминаний его внучки известно, что в 1928 году его выслали из станицы, но «умер он голодной смертью в 1933 году, не дойдя до своего дома полквартала, под чужим забором».

Думаю, что, смотря с небес на свое подворье, на котором красуется белоснежный храм, душа его пребывает в радости и спокойствии.

Приложения

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Зюзько Степан Козьмин

    47 лет, жена его Акилина 50 лет, дети их: Игнат…

    Радченко Иван Степанов

    24 года.

    Величко Даниил Петров

    35 лет, жена его Анна 36 лет, дети их: Ефросиния…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Таран Федор

    с 1803 по 1809 гг.

    Кравченко Корней

    с 1813 по 1815 гг.

    Новак Кондратий Гр.

    урядник – 1873 г.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Левченко Нина Васильевна

    1920 г.р., проживала по ул. Огородней, 2.

    Мигулина Анна Сергеевна

    1912 г.р., проживала по ул. Л.Толстого, 1/6.

    Бурлака Улита Терентьевна

    1909 г.р., проживала по ул. Совхозной, 19.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк