Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Огромную роль в развитии кубанского рисосеяния сыграл Дмитрий Жлоба

Легендарный комдив Гражданской войны развернул работу по строительству первых оросительных систем

Об организаторском таланте хозяйственника Дмитрия Жлобы рассказал в своей книге «Родом из СССР» краевед Алексей Ларкин.

В июне 1931 года в газете «Известия» вышла статья «Кубанский рис» собкорра Владимира Ставского. До этого он несколько раз приезжал на стройку, объезжал ее вместе с Дмитрием Жлобой, который практи­чески не вылезал из-за руля своего зеленого форда.

Этой статье предшествовали сразу несколько событий. 5 марта над Кубанью прошла буря со снегом и дождем, и Жлоба застрял на хуторе Зеленском. Пришлось заночевать в первой попавшейся хате, хозяин которой оказался «краснотаманцем» и любезно пригласил Жлобу на ужин, а затем стал развле­кать всякими интересными случаями из жизни. С восторгом и смехом он рассказывал  о том, как гуляли на свадьбе и отца командира «ведмедем» нарядили, одев его в шубу шерстью вверх, сажей намазали: «Ну, як той медведь точно. Вин и сам регоче, скаженный, ха-ха. Потом привязали старого до тачанци, вин як рявкне, кони злякались и понэслы…»

Жлоба слушал, хмуря уступами бровей над круглыми своими зрачка­ми, опуская толстый грубый нос, вспоминал, как он не просто в прошлом году выдержал борьбу за рис. Зернотрест — главный хозяин «Плавстроя» — и слушать о рисе не хотел… пока Рисотрест не влили в Зернотрест. Зато в этом году и Зернотрест, и Наркомзем Союза засыпают «Плавстрой» за­казами: сколько сможете, столько и засейте риса. В будущем году — хоть десятки тысяч.

Этакая перемена курса произошла только весной этого года. В марте, выставив встречные 1500 га рисосовхоза, вместо первоначального задания Зернотреста в 400 га, Жлоба развернул работу по строительству оросительной системы.

…Прервав мысли, Жлоба заговорил о своей работе. Хозяин слушал с каким-то недоверием. Утром, надрывая мотор, Жлоба уехал в пургу, в не­пролазную грязь. Рассказы Жлобы пошли по хутору, по соседним хуторам. Старики недоверчиво слушали и ехидно ухмылялись.

Хуторяне выглядывали из хат. Западные ветры со свистом заламыва­ли ветви деревьев. Дикий, непочатой еще целиной, лежал в отдалении Чер­кесский лиман, рыжея кое-где пронзительно желтыми махалками камыша. Хуторяне вспоминали рассказы Жлобы и вновь усмехались…

Курс — на масштабы

9 мая экскаватор — лопата Главстроя — дошел до хутора Зеленского. По уличке во дворах бился ровный гул его дизеля.

Мощный ковш лопаты вгрызался в содрогающуюся землю и, вздымаясь высоко, словно живая рука, относил ее в сторону и ссыпал в развернутое днище, чтобы опять вернуться с прихлопнутым дном, опять зачерпнуть три четверти кубометра целинной земли и опять отбросить.

Первый экскаватор. Фото из архива «Плавстроя»

На экскаваторе, около руля, досматривал машинист, да впереди руками и ногами управлял всем механизмом рабочий. Поодаль в глубоком раздумье стояли старики-хуторяне.

— Чудо какое! Чи она думает, ция машина? — шептал один и не мог от­вести взора от ковша.

А канал уходил от хутора, рассекал Черкесский лиман и в шести-семи километрах упирался в шандоры головного шлюзового сооруже­ния на берегу стремительной мутной Кубани.

От магистрального канала по Черкесскому высохшему лиману, по при­легающей низине разбегались, прорезали землю каналы, водооросители и водосбросы — целая сеть. Полторы тысячи гектаров илистой плодородней­шей земли были прорезаны каналами и скованы валами и валиками, кото­рые будут держать воду, когда ее пустят для орошения.

Там и сям копошились артели землекопов и грабарей, разделывая кана­лы и валики. Там и сям работали, строя шлюзы, акведуки и шлюзики, группы плотников.

Колонны тракторов, рыча, разворачивали вековую целину. Грейдер-элеваторы и скрепера — сложные, «образованные» машины — строили дороги, насыпали валы, разравнивали землю, делая ее ровной, как стол.

Там, где два месяца назад в камыши садились дикие утки и гуси, за­канчивалась постройка оросительной сети для рисового совхоза Зернотреста и готовилась под посев земля.

Пошла вода

И 16-17 мая вода из Кубани была пущена в шлюзы головного сооруже­ния. Этому предшествовало снятие перемычки между Кубанью и каналом, на откосах которого для лицезрения собралось большое количество строи­телей рисовых систем. После короткого митинга перемычка была убрана, и мутный поток бешено ринулся по магистрали, по оросителям в чеки — пло­щадки земли одного уровня, огражденные для задержания воды валиками. Сразу же начался и сев риса.

Снятие перемычки с канала к головным сооружениям. Фото из архива «Плавстроя»

Поразительное зрелище в то время представлял рисосовхоз. 160 киломе­тров каналов-оросителей и водосбросов, 800 километров валиков, задержи­вающих воду на чеках… Все это сделано за два с лишним месяца.

Стройка шла в непогоду. Были перебои в снабжении хлебом. Не хватало спецодежды. А порой не хватало и денег. Почти все техническое руковод­ство — молодежь… В чем же секрет успеха? «Плавстрой», рис, Жлоба и крас­ные партизаны — этого не разорвешь…

К нему в «Плавстрой» потянулись старые соратники — бойцы и коман­диры. Своеобразный народ, иные с сильным духом былой партизанщины, и для этих «Плавстрой» оказался великолепной школой социалистической стройки, дорогой к широкой общественной работе, к партии — из состояния ворчливых обид и пересудов…

Старые соратники составили надежный костяк всего строительства. В 1929/30 году через организованные при «Плавстрое» курсы были пропу­щены старые бойцы, молодежь — комсомольцы. «Плавстрой» получил своей выучки десятников, экскаваторщиков, механиков. Сейчас курсы — уже вто­рые — работали в Старонижестеблиевской станице.

«Плавстрой» кует себе технические кадры. В жестоких схватках с плавнями куются кадры общественников, коммунистов. Их были едини­цы в 1929 году, а в 1930 году «Плавстрой» выделил в самую горячую пору коллективизации Кубани и ликвидации кулачества как класса не один деся­ток работников в помощь станицам. И сейчас коммунистов на «Плавстрое» были уже сотни.

То тут, то там

Но еще не хватало руководителей — и зеленый форд Жлобы мелькает по строительству. И там, где Жлоба, массовик всем своим нутром, веселее спо­рится дело, звучат шутки, летит брань на бузотеров, на нытиков, которые, греха нечего таить, есть и на «Плавстрое». А форд Жлобы уже на другом участке. Тут плохо с пахотой. Огромные грудья земли — крепки и блестят, как железо. Невозможная земля! Насупив брови, сморщив вислый, как у коршуна, нос, Жлоба, старый донбасский слесарь и шахтер, пытливо осматри­вал плуги, землю, дали. И по его проекту строится огромный, утыканный железными зубьями каток, мелко крошащий грудья.

Дмитрий Жлоба (второй слева) среди своих соратников в поле. Фото из архива «Плавстроя»

А также планировщик по воде, и делается все это в условиях катастрофического отсутствия металла. Жлоба, как член крайкома ВКП(б), ставит вопросы перед бюро КК ВКП(б). 21 июля 1932 года в Стальснаб уходит решение бюро за подписью Шеболдаева о выделении 10 тонн металла. «Системы Жлобы», — смеялись плавстроевцы.

А Жлоба уже дальше: у завязшего в канаве в грязи грузовика. Шофер бессилен. Жлоба сам садится за руль и выводит машину, дружески поизде­вавшись над неудачником. И мчится к экскаватору, требует у рабочих чаще собирать производственное совещание и звать обязательно его, мимоходом восхищаясь работой экскаваторов: «Ай, умная машина!»

Старики с хутора Зеленского, которые недоверчиво слушали рассказы Жлобы о рисовом совхозе, увидев разворот работ, могучий гул машин, толь­ко руками разводили в недоумении. Но на них свалилось еще большее чудо, чем экскаваторы. 24 мая, покружившись с могучим ревом над хуторами, на Черкесский лиман села стальная птица…

При подготовке статьи автором использованы источники:

Материалы Славянского историко-краеведческого музея, фонд 6, оп.17, д.3.
Центр документации новейшей истории Краснодарского края, ф.1863, оп.1., д.72, л.162-163, д.88, л.85, ф.1391, д.24-25.
Газета «Молот» от 29 августа и 3 ноября 1934 г.
Газета «Правда» от 14 ноября 1934 г. и 14 ноября 1937 г.
Газета «Сталинец» Ивановского РК ВКП(б) от 1 мая 1937 г.
Газета «Красное знамя» от 8 июля 1937 г.
Газета «Большевик» от 7 декабря 1940 г.
Газета «Стахановец» от 12 мая 1937 г.
Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Люшня Логвин Афанасиев

    53 года, жена его Анна 48 лет, дети их: Алексей…

    Слюсарь Лаврентий Иванов

    56 лет, жена его Иулиана 56 лет, дети их: Павел…

    Таранец Григорий Никифоров

    19 лет.

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Сухий Степан Гаврилович

    урядник – 1916 г.

    Горбатко Андрей

    урядник – 1833 г.

    Новак Кондратий Гр.

    урядник – 1873 г.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Дидух …

    1910 г.р., проживала по ул.Таманской.

    Чучкалова Леокария Порфирьевна

    1920 г.р., проживала по ул. Мира, 16/2.

    Толкач Ксения Егоровна

    1919 г.р., проживала по ул. Мира, 14.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк