Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Огромную роль в развитии кубанского рисосеяния сыграл Дмитрий Жлоба

Легендарный комдив Гражданской войны развернул работу по строительству первых оросительных систем

Об организаторском таланте хозяйственника Дмитрия Жлобы рассказал в своей книге «Родом из СССР» краевед Алексей Ларкин.

В июне 1931 года в газете «Известия» вышла статья «Кубанский рис» собкорра Владимира Ставского. До этого он несколько раз приезжал на стройку, объезжал ее вместе с Дмитрием Жлобой, который практи­чески не вылезал из-за руля своего зеленого форда.

Этой статье предшествовали сразу несколько событий. 5 марта над Кубанью прошла буря со снегом и дождем, и Жлоба застрял на хуторе Зеленском. Пришлось заночевать в первой попавшейся хате, хозяин которой оказался «краснотаманцем» и любезно пригласил Жлобу на ужин, а затем стал развле­кать всякими интересными случаями из жизни. С восторгом и смехом он рассказывал  о том, как гуляли на свадьбе и отца командира «ведмедем» нарядили, одев его в шубу шерстью вверх, сажей намазали: «Ну, як той медведь точно. Вин и сам регоче, скаженный, ха-ха. Потом привязали старого до тачанци, вин як рявкне, кони злякались и понэслы…»

Жлоба слушал, хмуря уступами бровей над круглыми своими зрачка­ми, опуская толстый грубый нос, вспоминал, как он не просто в прошлом году выдержал борьбу за рис. Зернотрест — главный хозяин «Плавстроя» — и слушать о рисе не хотел… пока Рисотрест не влили в Зернотрест. Зато в этом году и Зернотрест, и Наркомзем Союза засыпают «Плавстрой» за­казами: сколько сможете, столько и засейте риса. В будущем году — хоть десятки тысяч.

Этакая перемена курса произошла только весной этого года. В марте, выставив встречные 1500 га рисосовхоза, вместо первоначального задания Зернотреста в 400 га, Жлоба развернул работу по строительству оросительной системы.

…Прервав мысли, Жлоба заговорил о своей работе. Хозяин слушал с каким-то недоверием. Утром, надрывая мотор, Жлоба уехал в пургу, в не­пролазную грязь. Рассказы Жлобы пошли по хутору, по соседним хуторам. Старики недоверчиво слушали и ехидно ухмылялись.

Хуторяне выглядывали из хат. Западные ветры со свистом заламыва­ли ветви деревьев. Дикий, непочатой еще целиной, лежал в отдалении Чер­кесский лиман, рыжея кое-где пронзительно желтыми махалками камыша. Хуторяне вспоминали рассказы Жлобы и вновь усмехались…

Курс — на масштабы

9 мая экскаватор — лопата Главстроя — дошел до хутора Зеленского. По уличке во дворах бился ровный гул его дизеля.

Мощный ковш лопаты вгрызался в содрогающуюся землю и, вздымаясь высоко, словно живая рука, относил ее в сторону и ссыпал в развернутое днище, чтобы опять вернуться с прихлопнутым дном, опять зачерпнуть три четверти кубометра целинной земли и опять отбросить.

Первый экскаватор. Фото из архива «Плавстроя»

На экскаваторе, около руля, досматривал машинист, да впереди руками и ногами управлял всем механизмом рабочий. Поодаль в глубоком раздумье стояли старики-хуторяне.

— Чудо какое! Чи она думает, ция машина? — шептал один и не мог от­вести взора от ковша.

А канал уходил от хутора, рассекал Черкесский лиман и в шести-семи километрах упирался в шандоры головного шлюзового сооруже­ния на берегу стремительной мутной Кубани.

От магистрального канала по Черкесскому высохшему лиману, по при­легающей низине разбегались, прорезали землю каналы, водооросители и водосбросы — целая сеть. Полторы тысячи гектаров илистой плодородней­шей земли были прорезаны каналами и скованы валами и валиками, кото­рые будут держать воду, когда ее пустят для орошения.

Там и сям копошились артели землекопов и грабарей, разделывая кана­лы и валики. Там и сям работали, строя шлюзы, акведуки и шлюзики, группы плотников.

Колонны тракторов, рыча, разворачивали вековую целину. Грейдер-элеваторы и скрепера — сложные, «образованные» машины — строили дороги, насыпали валы, разравнивали землю, делая ее ровной, как стол.

Там, где два месяца назад в камыши садились дикие утки и гуси, за­канчивалась постройка оросительной сети для рисового совхоза Зернотреста и готовилась под посев земля.

Пошла вода

И 16-17 мая вода из Кубани была пущена в шлюзы головного сооруже­ния. Этому предшествовало снятие перемычки между Кубанью и каналом, на откосах которого для лицезрения собралось большое количество строи­телей рисовых систем. После короткого митинга перемычка была убрана, и мутный поток бешено ринулся по магистрали, по оросителям в чеки — пло­щадки земли одного уровня, огражденные для задержания воды валиками. Сразу же начался и сев риса.

Снятие перемычки с канала к головным сооружениям. Фото из архива «Плавстроя»

Поразительное зрелище в то время представлял рисосовхоз. 160 киломе­тров каналов-оросителей и водосбросов, 800 километров валиков, задержи­вающих воду на чеках… Все это сделано за два с лишним месяца.

Стройка шла в непогоду. Были перебои в снабжении хлебом. Не хватало спецодежды. А порой не хватало и денег. Почти все техническое руковод­ство — молодежь… В чем же секрет успеха? «Плавстрой», рис, Жлоба и крас­ные партизаны — этого не разорвешь…

К нему в «Плавстрой» потянулись старые соратники — бойцы и коман­диры. Своеобразный народ, иные с сильным духом былой партизанщины, и для этих «Плавстрой» оказался великолепной школой социалистической стройки, дорогой к широкой общественной работе, к партии — из состояния ворчливых обид и пересудов…

Старые соратники составили надежный костяк всего строительства. В 1929/30 году через организованные при «Плавстрое» курсы были пропу­щены старые бойцы, молодежь — комсомольцы. «Плавстрой» получил своей выучки десятников, экскаваторщиков, механиков. Сейчас курсы — уже вто­рые — работали в Старонижестеблиевской станице.

«Плавстрой» кует себе технические кадры. В жестоких схватках с плавнями куются кадры общественников, коммунистов. Их были едини­цы в 1929 году, а в 1930 году «Плавстрой» выделил в самую горячую пору коллективизации Кубани и ликвидации кулачества как класса не один деся­ток работников в помощь станицам. И сейчас коммунистов на «Плавстрое» были уже сотни.

То тут, то там

Но еще не хватало руководителей — и зеленый форд Жлобы мелькает по строительству. И там, где Жлоба, массовик всем своим нутром, веселее спо­рится дело, звучат шутки, летит брань на бузотеров, на нытиков, которые, греха нечего таить, есть и на «Плавстрое». А форд Жлобы уже на другом участке. Тут плохо с пахотой. Огромные грудья земли — крепки и блестят, как железо. Невозможная земля! Насупив брови, сморщив вислый, как у коршуна, нос, Жлоба, старый донбасский слесарь и шахтер, пытливо осматри­вал плуги, землю, дали. И по его проекту строится огромный, утыканный железными зубьями каток, мелко крошащий грудья.

Дмитрий Жлоба (второй слева) среди своих соратников в поле. Фото из архива «Плавстроя»

А также планировщик по воде, и делается все это в условиях катастрофического отсутствия металла. Жлоба, как член крайкома ВКП(б), ставит вопросы перед бюро КК ВКП(б). 21 июля 1932 года в Стальснаб уходит решение бюро за подписью Шеболдаева о выделении 10 тонн металла. «Системы Жлобы», — смеялись плавстроевцы.

А Жлоба уже дальше: у завязшего в канаве в грязи грузовика. Шофер бессилен. Жлоба сам садится за руль и выводит машину, дружески поизде­вавшись над неудачником. И мчится к экскаватору, требует у рабочих чаще собирать производственное совещание и звать обязательно его, мимоходом восхищаясь работой экскаваторов: «Ай, умная машина!»

Старики с хутора Зеленского, которые недоверчиво слушали рассказы Жлобы о рисовом совхозе, увидев разворот работ, могучий гул машин, толь­ко руками разводили в недоумении. Но на них свалилось еще большее чудо, чем экскаваторы. 24 мая, покружившись с могучим ревом над хуторами, на Черкесский лиман села стальная птица…

При подготовке статьи автором использованы источники:

Материалы Славянского историко-краеведческого музея, фонд 6, оп.17, д.3.
Центр документации новейшей истории Краснодарского края, ф.1863, оп.1., д.72, л.162-163, д.88, л.85, ф.1391, д.24-25.
Газета «Молот» от 29 августа и 3 ноября 1934 г.
Газета «Правда» от 14 ноября 1934 г. и 14 ноября 1937 г.
Газета «Сталинец» Ивановского РК ВКП(б) от 1 мая 1937 г.
Газета «Красное знамя» от 8 июля 1937 г.
Газета «Большевик» от 7 декабря 1940 г.
Газета «Стахановец» от 12 мая 1937 г.
Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Верещака Даниил Антонов

    68 лет, жена его Ксения 63 года, дочь их анна,…

    Таранец Григорий Никифоров

    19 лет.

    Слюсарь Семен Лаврентьев

    29 лет, жена его Ирина 26 лет, дочь их Марфа…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Чуб Влас

    1812 г.

    Буряк

    1885 г.

    Олефиренко Петр Семенович

    вахмистр – 1916 г.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Санько Ольга Васильевна

    1906 г.р., проживала по ул. Интернациональной.

    Старченко Анна Митрофановна

    1915 г.р., проживала по ул. Спокойной, 57.

    Образова Пелагея Федоровна

    1916 г.р., проживала по ул. Таманской, 126.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк