Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Печальный конец: как станичники стали очевидцами разрушения церкви Архангела Гавриила в Староджерелиевской

Уникальные воспоминания о станице XX века — в письме Ивана Олефиренко

Здание церковно-приходской школы в станице Староджерелиевской. 1900 год.

Письмо со своими воспоминаниями в августе далекого 1993 года в редакцию «Голоса правды» прислал Иван Олефиренко, уронежец станицы Староджерелиевской. На тот момент он жил в Ростовской области, ему было 85 лет. Публикуем его без изменений:

«МЕНЯ иногда спрашивают: сколько вам лет? Или совсем неделикатно: почему ты так долго живешь? И я решил написать запоздалое, но два­жды полезное, на мой взгляд, письмо. Во-первых, отве­тить на эти вопросы и, во-вто­рых, возможно таким обра­зом найти следы своего до­рогого бывшего учителя Петра Евграфьевича Куцика.

Как родной отец

Родился я 2 января 1906 года, в школу пошел 1 се­нтября 1912-го. Сначала пя­тиклассное училище, потом — высшеначальное. Среди учительского персонала был и Петр Евграфьевич, человек с благородными моральными качествами, который перио­дически проводил в нашем классе и непредусмотренные учебной программой беседы на вольные темы, чтобы пе­редать нам, ученикам, свой большой, богатый и по­лезный опыт из своей жи­тейской практики.

Мы, ученики, задавали ему всевозможные вопросы, он отвечал на них, разъяснял, советовал. Настаивал, чтобы мы занимались физкультурой, не боялись холодной воды, дышали только через нос, не глотали горький табач­ный дым, остерегались алкогольной отравы… В дальнейшем, по мере взросления, строили свою жизнь так, чтобы всегда быть спокойным и веселым, чтобы сердце работало все­гда нормально, не ускоряло свой ход, например, от зло­сти, и не изнашивалось пре­ждевременно.

В соответствующих бесе­дах был разговор и о главном, семейном счастье, которое тесно связано с долголетием. Всем известно, что при вступ­лении в первый закон­ный брак молодые люди бывают безгранично счастливы, им не надо искать се­мейное счастье, оно само к ним пришло. Теперь им только остается удержать это дорогое брачное счастье до глубокой старости.

На вопрос, почему это семейное счастье постепенно теряет свое первоначальное качество, Петр Евграфьевич отвечал уклончиво: по вине молодых и по вине закона природы.

Несколько слов о самом учителе. Он принадлежал к категории людей, которые заботятся не только о себе, но был с характером и умел отстаивать свои позиции. Так, в одной из бесед он нелестно отозвался о местном атамане и его окружении за то, что в станице не было больницы, питьевой воды, тротуаров. Когда-то давно он предлагал им из имеющейся суммы в 200 тысяч рублей половину направить на строительство новой церкви, а на вторую половину построить больницу, артскважину, тротуары. Но один в поле не воин, деньги направили только на строи­тельство новой церкви.

По недосмотру строителей

На зависть другим стани­цам в нашей была построена, по об­разцу Екатеринодарского со­бора, высоченная кирпичная церковь Архангела Гавриила, с колокольней, главный коло­кол которой весил 326 пудов.

Всем известно, что прежде церкви строили на многие века, мало кому удава­лось видеть начало и конец существования храма. Но на­шей станице «повезло»: она увидела не только то, как строилась церковь, но и пе­чальный ее конец, вошед­ший в историю.

Когда в стенах новой цер­кви по неизвестной причине появились глубокие трещины, ее опечатали. Все знали, что дни ее сочтены. И вот, 25 марта 1915 года, на Благовещение, во время богослуже­ния в старой церкви (в пяти шагах от новой), от сильного грохота дрогнула земля. Большая часть стены упала на северную паперть ста­рой церкви, превратив ее в дрова. Там, где была новая церковь, поднялось большое серое облако пыли и ме­дленно уплыло. Уплыли с ним и 200 тысяч рублей.

Эскиз колокольни.

А что же происходило в старой церкви? Нес­колько тысяч молящихся ринулись к церковной двери и заклинили ее, что ужасно обострило обстановку. Под­нялась паника. И тогда задние ряды, спотыкаясь и падая, пошли по плечам и головам передних. С большим трудом атаман и десятские освобо­дили дверь и под их строгим наблюдением из церкви во двор, подальше от коло­кольни, хлынул людской по­ток. Колокольня устояла и, та­ким образом, спасла не только себя, но и звонаря Лолу. (Саморазрушение колокольни произошло в 1918 году – ред.).

И все-таки не обошлось и без каверзной шутки древ­него бога Панна: одна из старух проскочила из церкви в люд­ском потоке верхом на шее у какого-то бородача. А ря­дом с нею бежал извес­тный всем шутник Олифан Жупанько, который не мог устоять против единствен­ного в таком роде искушения. Он, невзирая на обстановку, прокричал:

— Ой, та дайте ей че­кмень с погонами, шашку и кинжал! И направьте в кава­лерию на германский фронт!

Мне кажется, что все уже узнали станицу, в кото­рой произошло описанное мною. Это моя вторая родная мать, я вырос в ней без матери — станица Староджерелиевская.

Кукарека и я…

В 1991 году я решил ра­зыскать следы моего доро­гого учителя Петра Евграфьевича, чтобы узнать, где и как доживал он свой век. Для начала написал о нем директору сре­дней школы №11 А.И.Решитько. Получил ответ, что следопыты школы порабо­тали крепко, но нашли только одного свидетеля того вре­мени, пенсионера Кукареку, который только хорошо пом­нит отца Дмитрия. Я понял: помогло ему запомнить священника… ухо. Отец Дмит­рий преподавал тогда в школе уроки Закона Божьего. Виноватого ученика он брал за ухо и так бе­збожно крутил, что оно на некоторое время теряло свою форму и окраску.

Я описываю события 1911-1920 годов. Что было дальше — не знаю. В это время преподавали в школе отец Дмитрий, Егор Гри­горьевич Иващенко, учи­тельницы Надежда Митрофановна, Ксения Гавриловна, Гусева (имя ее утеряно). Был еще учитель Крикун, кото­рый проживал в станице Пол­тавской. Уроки пения препо­давал Чикалов, армейскую грамоту — местный вахмистр Луценко.

Итак, Петр Евграфьевич потерялся без вести. Но не на германском фронте, а в мно­готысячной станице. А из учеников, судя по всему, ос­талось только двое: пенсио­нер Кукарека и я. Но так ли это?

Писать мне теперь трудно, одна здоровая рука, да и та трясется, когда пишу, сильно потрепала война. Судьба заб­росила меня далеко от ро­дных мест. А для меня те­перь, наверное, прощай нав­сегда, родная Кубань!».

Источник:

Газета «Голос правды», №88 от 4.08.1993 года.
Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Горобей Никита Григорьев

    52 года, жена его Надежда 42 года, дети их: Николай…

    Степура Вукол Григорьев

    62 года, жена его Ирина 60 лет, дети их: Фадей…

    Бондаренко Лука Тимофеев

    23 года, жена его Матрена 24 года.

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Пикало Дмитрий

    1821 г.

    Кочерга Козьма

    отставной хорунжий — 1840-1841 гг.

    Новак Кондр.

    урядник – с 1882 по 1885 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Сукманова Агриппина Яковлевна

    проживала по ул. Огородней, 53.

    Толкач Ксения Егоровна

    1919 г.р., проживала по ул. Мира, 14.

    Комарова Мелания Матвеевна

    1913 г.р., проживала по ул. Строительной, 4.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Галицын Иван Дмитриевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк