Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Споры историков о том, кто такие казаки — народ или сословие — не утихают и сегодня

Свое мнение об этом высказал в «Голосе правды» в 1993 году кубанский краевед, уроженец нашего района Александр Мозговой

В наше время относительно казачества су­ществует два противоположных мнения. Одни считают каза­ков сословием, другие — народом. Первая версия, на мой взгляд, несостоятельна.

Сообщения древних исто­риков и географов дают воз­можность установить, что ка­заки — это народность, обра­зовавшаяся в начале новой эры как результат генетиче­ских связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (или ка-сака), приазовских славян меотокайсаров и некоторой при­месью асов-аланов или танаитов (донцов).

Из глубины веков

От глубокой древности и до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной Скифией Азиатской. Переме­щения их предков в ранний кочевой период обозначены «торческими» курганными погребениями с одним ко­нем. В пятом веке, после нашествия гуннов, большин­ство из них оказались между Волгой и Уралом, куда вме­сте с ними перешли и «торческие» погребения. Распро­странились они в верхне­донскую лесостепь. Оседлая часть осталась на Кавказе, подчинялась гуннам, болга­рам, хазарам и асамаланам, в царстве которых Приазовье, Тамань, Дон и примыкающие к ним северокавказские ра­внины назывались Землей Кассак, — иначе говоря, колы­белью казачьего рода, отли­чительной чертой которого была воинственность.

В 827 году кассаки, удзы и торки, выполняя задание Хазарского кагана, выгнали из-за Волги печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть печенегов им покорилась и вместе с ними переселилась на Нижний Дон.

По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Около 860 года византийский император Михаил III поручил братьям-монахам Кириллу (в миру его называли Константин Фило­соф) и Мефодию составить славянскую азбуку и переве­сти на славянский язык бо­гослужебные книги. По би­ографическим данным, Кирилл тотчас же отправился в Хазарию и, проповедуя там христианство, изучил ме­стные славянские диалекты. Надо думать, что на Дону и на Северном Кавказе он искал и нашел первоисточник древ­ней речи славян, узнал много слов, пригодившихся ему по­том при переводах. Очевид­но, в результате проповеди этого византийского послан­ника среди населения Приа­зовья окончательно востор­жествовала Новая вера. По его ходатайству хакан разре­шил восстановить в Земле Кассак на Тамани епископ­скую кафедру.

Славянский след

В 965 году Земля Кас­сак была завоевана вели­ким Киевским князем Свя­тославом. В 988 году она была передана в управление его внуку Мстиславу Владимиро­вичу, который после смерти отца отошел от Киева и, со своими кассаками и хазарами, занял подонские и донецкие степи до Чернигова. В крова­вом бою Мстислав разбил под Лиственом выступившего против него киево-новгородского князя Ярослава и стал государем державы, полу­чившей название по главному городу Тьмутаракани.

До 1060 года Тьмутаракань объединяла в своих границах все племена кассаков и про­стиралась от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок этой казачьей монар­хии начался с приходом в черноморские степи полов­цев. Юг державы, Земля Кассак, вместе со столицей Тьмутараканью, еще полтора века после этого оставался независимым государством.

Казаки, продолжая бо­роться против половцев, ушли на Дон и Днепр. С при­ходом в 1223 году монголь­ских войск под предводи­тельством Субудей-багатура и Джебе-нойона подонские бродники бились вместе с ними против объединенного половецко-русского войска на реке Калке. Когда же установилась власть Золотой Орды в 1240 году, все казаки оказались в границах татар­ского ханства. Тут они пользо­вались некоторыми автоном­ными правами, имели во главе своей церкви еписко­пов Сарайских и Подонских и в большинстве сохранили свой славянский язык и хри­стианскую веру.

Когда в Орде началась междоусобица, казаки, живу­щие вдали от правящих цен­тров, страдали от своеволия ордынских шаек. Это побу­дило их принять участие в ос­вободительной войне под ру­ководством князя Дмитрия Московского. Однако раз­гром в 1380 году войск Мамая на Куликовом Поле не принес освобождения, для Руси и стал роковым для казаков. Татары принудили их очи­стить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север, вплоть до Камы.

Казачьи республики

Днепровские и перекоп­ские казаки отошли от Крыма после того, как ханы покори­лись власти султана, т.е. в конце XV века. В условиях постоянной турецко-татар­ской угрозы явилась необхо­димость служить великим княжествам Московскому и Литовскому.

Протестом против этой не­обходимости явилось обра­зование двух казачьих ре­спублик на Дону и на Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами независи­мости и главными центрами объединения казачьей народ­ности. Осваивая для москов­ских царей огромные про­странства, донские казаки положили начало ряду новых военных общин, стали имено­ваться казаками терскими, уральскими, сибирскими, за­байкальскими. Единые по происхождению, они оказа­лись разделены огромными пространствами, и жизнь их потекла по своим, особенным путям.

В конце XVIII века черно­морские казаки (бывшие за­порожцы) и часть донских казаков возвратились на исконную Землю Кассак в Приазовье. И в 1860 году образовали Кубанское ка­зачье Войско.

Наша история искажена иногда по неведению, а чаще по национальным соображе­ниям чуждых нам историков.

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Курило Матвей Иванов

    35 лет, жена его Агрипина 37 лет, дети их: Тихон…

    Черный Михаил Григорьев

    20 лет, жена его Наталия 21 год.

    Слюсарь Онисим Лаврентиев

    24 года, жена его Мария 23 года, дочь их Феодора…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Животовский

    сотник – 1835 г.

    Гаркуша П.

    1872 г.

    Бойко Анатолий Васильевич

    хорунжий – с 2004 по 2017 гг.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Буряк Мария Яковлевна

    проживала по ул. Красной, 75.

    Климова Мария Андреевна

    1909 г.р., проживала по ул. Шевченко.

    Родионова Елизавета Федоровна

    1908 г.р., проживала по ул. Калинина, 30.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк