Свое мнение об этом высказал в «Голосе правды» в 1993 году кубанский краевед, уроженец нашего района Александр Мозговой
В наше время относительно казачества существует два противоположных мнения. Одни считают казаков сословием, другие — народом. Первая версия, на мой взгляд, несостоятельна.
Сообщения древних историков и географов дают возможность установить, что казаки — это народность, образовавшаяся в начале новой эры как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (или ка-сака), приазовских славян меотокайсаров и некоторой примесью асов-аланов или танаитов (донцов).
Из глубины веков
От глубокой древности и до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной Скифией Азиатской. Перемещения их предков в ранний кочевой период обозначены «торческими» курганными погребениями с одним конем. В пятом веке, после нашествия гуннов, большинство из них оказались между Волгой и Уралом, куда вместе с ними перешли и «торческие» погребения. Распространились они в верхнедонскую лесостепь. Оседлая часть осталась на Кавказе, подчинялась гуннам, болгарам, хазарам и асамаланам, в царстве которых Приазовье, Тамань, Дон и примыкающие к ним северокавказские равнины назывались Землей Кассак, — иначе говоря, колыбелью казачьего рода, отличительной чертой которого была воинственность.
В 827 году кассаки, удзы и торки, выполняя задание Хазарского кагана, выгнали из-за Волги печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть печенегов им покорилась и вместе с ними переселилась на Нижний Дон.
По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Около 860 года византийский император Михаил III поручил братьям-монахам Кириллу (в миру его называли Константин Философ) и Мефодию составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык богослужебные книги. По биографическим данным, Кирилл тотчас же отправился в Хазарию и, проповедуя там христианство, изучил местные славянские диалекты. Надо думать, что на Дону и на Северном Кавказе он искал и нашел первоисточник древней речи славян, узнал много слов, пригодившихся ему потом при переводах. Очевидно, в результате проповеди этого византийского посланника среди населения Приазовья окончательно восторжествовала Новая вера. По его ходатайству хакан разрешил восстановить в Земле Кассак на Тамани епископскую кафедру.
Славянский след
В 965 году Земля Кассак была завоевана великим Киевским князем Святославом. В 988 году она была передана в управление его внуку Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отошел от Киева и, со своими кассаками и хазарами, занял подонские и донецкие степи до Чернигова. В кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом выступившего против него киево-новгородского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название по главному городу Тьмутаракани.
До 1060 года Тьмутаракань объединяла в своих границах все племена кассаков и простиралась от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок этой казачьей монархии начался с приходом в черноморские степи половцев. Юг державы, Земля Кассак, вместе со столицей Тьмутараканью, еще полтора века после этого оставался независимым государством.
Казаки, продолжая бороться против половцев, ушли на Дон и Днепр. С приходом в 1223 году монгольских войск под предводительством Субудей-багатура и Джебе-нойона подонские бродники бились вместе с ними против объединенного половецко-русского войска на реке Калке. Когда же установилась власть Золотой Орды в 1240 году, все казаки оказались в границах татарского ханства. Тут они пользовались некоторыми автономными правами, имели во главе своей церкви епископов Сарайских и Подонских и в большинстве сохранили свой славянский язык и христианскую веру.
Когда в Орде началась междоусобица, казаки, живущие вдали от правящих центров, страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в освободительной войне под руководством князя Дмитрия Московского. Однако разгром в 1380 году войск Мамая на Куликовом Поле не принес освобождения, для Руси и стал роковым для казаков. Татары принудили их очистить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север, вплоть до Камы.
Казачьи республики
Днепровские и перекопские казаки отошли от Крыма после того, как ханы покорились власти султана, т.е. в конце XV века. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы явилась необходимость служить великим княжествам Московскому и Литовскому.
Протестом против этой необходимости явилось образование двух казачьих республик на Дону и на Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами независимости и главными центрами объединения казачьей народности. Осваивая для московских царей огромные пространства, донские казаки положили начало ряду новых военных общин, стали именоваться казаками терскими, уральскими, сибирскими, забайкальскими. Единые по происхождению, они оказались разделены огромными пространствами, и жизнь их потекла по своим, особенным путям.
В конце XVIII века черноморские казаки (бывшие запорожцы) и часть донских казаков возвратились на исконную Землю Кассак в Приазовье. И в 1860 году образовали Кубанское казачье Войско.
Наша история искажена иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков.
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
35 лет, жена его Агрипина 37 лет, дети их: Тихон…
20 лет, жена его Наталия 21 год.
24 года, жена его Мария 23 года, дочь их Феодора…
сотник – 1835 г.
1872 г.
хорунжий – с 2004 по 2017 гг.
проживала по ул. Красной, 75.
1909 г.р., проживала по ул. Шевченко.
1908 г.р., проживала по ул. Калинина, 30.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…