Хронологию событий в православном обществе восстановил сотрудник краевого архива Александр Бабич
Важнейшую роль в духовной жизни джерелиевцев играл храм, построенный казаками-переселенцами с самого начала заселения куреня. Об этом свидетельствует прошение казачьего общества станицы Джерелиевской, составленное в октябре 1796 г. и обращенное к Черноморскому войсковому Правительству, в котором говорится: «с самого начала заселения Всемилостивейше пожалованной войску Черноморскому земли, поселились мы, по назначению онаго Правительства, при Копиле, где с повеления духовного начальства, выстроили, во именование Архистратига Михаила, церковь…».
После переезда куреня на нынешнее место джерелиевцы просили атамана кошевого и кавалера Захария Алексеевича Чепеги перенести и церковь, находящуюся на старом месте: «Претерпеваем всекрайнейшую нужду… умираем без исповеди и причастия Св. Христовых тайн, а младенцы рождаются без крещения». Известно, что в 1796 году при Джерелиевском храме служил священник Мирон Барвенский [3].
На новом месте походная церковь во имя Архистратига Михаила упоминается в рапорте войскового протоиерея Романа Порохни войсковому атаману Т.Т. Котляревскому «О количестве церквей в Черноморском казачьем войске» от 3 января 1799 года, где сказано, что «при церкви Архистратига Михаила служит священник Мирон Барвенский, но как он устранен от священнослужения до решения производившегося над ним некоторого дела, то для священнослужения и преподания треб определен присланный от его Преосвященства для приискания места священник Максим Зубыцкий». В этой же церкви диаконом служил Димитрий Митлашевский, впоследствии рукоположенный в иереи.
В списке церквей, действовавших на территории Черноморского казачьего войска, составленном протоиереем Дмитрием Грузином в 1831 году, также упоминается молитвенный дом во имя Архистратига Михаила, расположенный в Староджерелиевском курене [4].
В ревизской сказке о священно и церковнослужителях станицы Староджерелиевской по состоянию на 16 февраля 1835 года значатся:
1. Вынников Иосиф Андреевич, священник, 55 лет, его сыновья Василий, произведенный в 1829 г. во диаконы и Иоанн, обучающийся в Екатеринодарском духовном училище, а также супруга Параскева Иоанновна, 50 лет;
2. Станицкий Яков Яковлевич, диакон (рукоположен в 1831 г.), из казаков, 27 лет и его супруга Евдокия Емельяновна, 20 лет;
3. Семеняка Иван, дьячок, 37 лет, исключенный в гражданское ведомство в 1816 г.
4. Серый Иван, диакон (рукоположен в 1822 г.), 20 лет;
5. Мамай Захарий Корнилиевич, дьячек, 21 года, из обер-офицерских детей и супруга его Надежда Дмитриевна, 18 лет;
6. Марцовый Никифор Федорович, дьячек, 30 лет, из казаков, его сын Савва, 1 года и супруга Матрона Игнатьевна, 25 лет;
7. Петрюков Никифор Алексеевич, пономарь 26 лет, из казаков, его сын Феодор, 1 года и супруга Мария Иосифовна, 25 лет;
8. Митлашевский Павел Дмитриевич, диакон (рукоположен в 1827 г.), 15 лет, сын священника Димитрия Митлашевского [5].
Из полугодовой ведомости о священноцерковнослужителях 2-го благочиннического округа, составленной благочинным священником Диомидом Попкой по состоянию на 1 июля 1843 года мы узнаем, что в Архангело-Михайловской церкви станицы Староджерелиевской области войска Черноморского в то время служили священники: Покотилов Василий, 39 лет от роду и Щедрин Иван, 38 лет; диакон Бенедиктов Павел, 32 лет; дьячки: Захарий Мамай, 30 лет и Гребенников Андрей, 25 лет; пономари: Лашко Герасим, 39 лет и Винников Иоанн, 19 лет.
В 1839 г. была построена (в 1840 г. освящена) деревянная церковь во имя Архангела Михаила (Михаило-Архангельская) с приделом во имя Свв. Космы и Дамиана. При церкви имелась причтовая земля размером 171 дес. В составе причта значились: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. При храме действовало 2 церковные школы: мужская и женская. Мужская была открыта в 1889 г. Известно, что в 1892 г. Закон Божий здесь преподавал законоучитель священник И. Рудка, а учителем служил диакон В. Гусевский. Школа помещалась в церковной сторожке (в 2-х комнатах). Женская школа была открыта позднее и располагалась в здании, подаренном Екатеринодарским благотворительным обществом [6].
По воспоминаниям старожилов, Староджерелиевская церковь располагалась на каменном фундаменте (высотой около 6 метров) и имела высокую колокольню (звонницу) – до 40 метров. Звон церковного колокола был настолько сильным и глубоким, что разносился далеко за пределы станицы, даже в ненастье, словно маяк, указывающий заблудившимся, в какую сторону надо идти [7].
В начале ХХ в. храм в станицы Староджерелиевской был действующим. Известно, что в 1909-1915 гг. здесь служили и преподавали в станичных учебных заведениях священники: Михаил Попов, Андрей Нарыжняк, Дмитрий Верижский и Дмитрий Оголенко [9].
В архиве сохранились некоторые сведения о священниках Дмитрии Верижском и Дмитрии Оголенко. Об отце Дмитрии Верижском известно, что он был выпускником Ставропольской духовной семинарии и с 1909 по 1917 гг. преподавал Закон Божий в Староджерелиевском станичном двухклассном училище.
Другой священник, Дмитрий Петрович Оголенко, служивший в те годы в станице Староджерелиевской, родился в 1887 г. в Ставрополе одноименной губернии и, также как и Верижский, окончил полный курс Ставропольской духовной семинарии. С 1909 г. он состоял законоучителем и учителем начальных школ в станицах Кубанской области. С 1912 г. преподавал Закон Божий в Староджерелиевском женском благотворительного общества одноклассном училище. С 30 сентября 1917 года преподавал общеобразовательные предметы в Рождественском высшем начальном училище, а с 1 января 1919 г. в Брюховецком смешанном четырехклассном реальном училище. «По вниманию к отлично-усердной и полезной службе, резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Иоанна, Епископа Кубанского и Екатеринодарского от 8 февраля 1917 г. за № 749» награжден набедренником. Его дальнейшая судьба в 1920-30-е годы неизвестна. Известно лишь то, что в 1930-е годы он находился в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края, вероятно за штатом. В 1937 г. о. Димитрий был арестован, приговорен к 8 годам лишения свободы и в феврале 1938 года — отправлен по этапу на поселение. 20 мая 1939 года о. Димитрия не стало… После него остались: жена, Мария Алексеевна, учительница, и трое детей: Александр, Леонид и Нина [10].
Здесь считаю своим долгом добавить, что я, Бабич Александр, один из авторов этой статьи, являюсь сыном Натальи Александровны Бабич, урожденной Оголенко, дочери Александра Оголенко и внучки священника Димитрия Петровича Оголенко. Наша семья свято чтит память о своих предках, в том числе о Дмитрие Петровиче и его сыне Александре, скромном учителе физики, прошедшем всю Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. с 26 июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в чине гвардии сержанта, и имеющем боевые награды: орден Красной звезды, орден Славы III-й степени, две медали «За отвагу», медаль «За оборону Сталинграда» и другие…
А теперь вернемся к повествованию.
В 1937 году Михаило-Архангельский храм в станице Староджерелиевской был сметен до основания. В его разрушении местные власти заставляли участвовать и жителей станицы, чтобы «наглядно» показать, как потомки православного казачества, которым революция «открыла глаза» на религию, борются с «опиумом для народа» [11]. Однако среди джерелиевцев нашлись люди, которые украдкой подбирали выброшенные из храма иконы и прятали их в своих домах и сараях.
На месте храма вскоре широко раскинулся парк с увеселительными местами для отдыха трудящихся, а на территории, входившей раньше в ограду храма, поставлен общественный туалет. В 1990-е годы, когда туалет решили почистить, в отхожем месте обнаружили церковные ризы…[13].
24 марта 1945 года, решением Краснодарского крайисполкома №16, по просьбе верующих, в станице Староджерелиевской была зарегистрирована религиозная община. Первоначально для проведения богослужений община арендовала частный дом. 17 марта 1947 г. вышло постановление Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР удовлетворить ходатайство верующих об открытии молитвенного дома в станице Староджерелиевской Красноармейского района Краснодарского края. Решение Совета было одобрено Советом Министров СССР от 23 марта 1947 г. № 2786 и общине верующих Михаило-Архангельского молитвенного дома было предоставлено помещение для совершения религиозных таинств и служб [14].
С 5 мая 1947 г. настоятелем молитвенного дома состоял священник Петр Рождественский.
Вот что о нем известно. Петр Федорович Рождественский родился 15.01.1882 г. в селе Екатериновском Ставропольской губернии. В 1906 г. окончил курс Ставропольской духовной семинарии. В 1907 г назначен диаконом в селе Новодмитриевском Ставропольской губернии. В 1909 г. рукоположен в иереи. С 1909 по 1914 гг. служил священником в хуторе Малеванном Кубанской области, с 1914 по 1917 гг. в с. Песчаноокопском Ставропольской губернии; с 1917 по 1923 в станице Новорождественской Кубанской области; с 1923 по 1927 гг. на Новых садах в Краснодаре; с 1928 г. в станице Варениковской; с 1943 по 1944 гг. на хуторе Александровском; с 1946 г. на хуторе Железном. В составе семьи: жена Анна Ивановна (1888 г. рождения), дочь Зоя Петровна [15].
В марте 1950 г. настоятелем молитвенного дома значится протоиерей Гулевич Иван Поликарпович, 1889 г. рождения, выпускник Каменец-Подольской духовной семинарии (1909). В 1909 г. служил на железнодорожной станции Жмеринка Юго-Западной железной дороги. В 1912 г. перемещен в селе Устье Ольгинского уезда (ныне Винницкой области Украины). В 1915 г. служил священником в действующей армии. С 1919 по 1925 гг. служил в с. Ольгинка Одесской области; с 1925 г. перешел на гражаднскую работу. В период временной оккупации (в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) служил священником на хуторе Насонтове Ростовской области [16].
6 апреля 1955 г. настоятелем назначается священник Листов Валентин Алексеевич, 1895 г. рождения [17]. 1 августа 1957 г. – священник Алексеенко Василий Поликарпович [18]. 24 февраля 1958 г. – священник Соколов Иван Петрович [19].
В первых числах марта 1963 года, в результате несчастного случая (пожара в собственном доме), погибает священник Соколов И.П. [20].
18 декабря 1963 г. на основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР (протокол № 12) община верующих в станице Староджерелиевской была снята с регистрации, а молитвенный дом закрыт [21].
В 1992 году милостию Божией и усилиями верующих Михаило-Архангельский храм в станице Староджерелиевской был восстановлен. Возрождали храм всем миром, в той самой сторожке, где в 1889 г. была открыта церковно-приходская школа отнятая у верующих вместе с церковью. Над зданием сторожки был устроен купол с крестом, а в самой сторожке воздвигнут алтарь. В этом же году в возрожденном храме стали проводиться Богослужения. Первыми священниками, которые начали здесь служить в 1990-е годы были о. Леонид и о. Василий.
В 2004 г. (в это время в храме служил священник о. Анатолий (Дзюба) произошло чудо: в церковь вернулась икона во имя Покрова Божией Матери, когда-то находившаяся в том, разрушенном храме, а ныне сохраненная и принесенная кем-то из верующих. Это событие глубоко растрогало сердца прихожан.
С 2011 года в храме служит иерей Георгий Лымарь.
В заключении хотелось бы сказать несколько слов о том, что авторы этой статьи не ставили перед собой цели дать полную и исчерпывающую информацию о храме в станице Староджерелиевской, несомненно, есть еще немало документов, которые ждут своих исследователей. При подготовке материала нами двигало желание пробудить у читателей интерес к родной земле, к вере наших предков, хранение которой теперь легло на наши плечи, ведь именно сегодня, как никогда, встает очень важный вопрос: окажемся ли мы достойны той миссии, которую Бог возложил на русский народ со времени его крещения в православную веру, окажемся ли мы достойны славного имени наших дедов и прадедов.
Открыть архив файловПри подготовке статьи использовались следующие источники:
1. Энциклопедический словарь по истории Кубани. Краснодар, 1997. С. 140-141.
2. Справочник по Ставропольской епархии (сост. священник Н.Т. Михайлов) Екатеринодар, 1910. С. 257-258.
3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 250. Оп. 1. Д. 28. Л. 125-125-об, 167.
4. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1169. Л. 4-4-об.,7; Д. 392. Л. 8-11; Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. № 7. С. 245, 255-269.
5. ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 982. Л. 61-63.
6. Государственный архив Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 1. Д. 171. Л. 18-20; Справочник по Ставропольской епархии (сост. священник Н.Т. Михайлов) Екатеринодар, 1910. С. 257-258.
7. Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция (КФЭЭ) 2005 г. Ст. Староджерелиевская Красноармейского района. А/к № 3053. Информатор Гладкий А.Ф., 1928 г. рожд., исследователь Рыбко С.Н.
8. Кавказские епархиальные ведомости. 1880. № 1. С. 33-35.
9. Кубанский календарь на 1909 год. Екатеринодар, 1909. С. 244; То же, на 1915 год. Екатеринодар, 1915. С. 203.
10. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 5311. Л. 1-10; Ф. 472. Оп. 1. Д. 22. Л. 159-162; Д. 40. Л. 173-176; Ставропольские епархиальные ведомости. 26 февраля 1917 г. № 9. С. 259-261. Данные Информационного центра ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
11. КФЭЭ. 2005 г. Ст. Староджерелиевская Красноармейского района. А/к № 3049. Информатор Безворитняя В.Ф., 1912 г. рожд., исследователь Рыбко С.Н.
12. Юрий Воробъевский. Елена Соболева. Пятый Ангел вострубил. М., 2005. С. 221-222; Непознанный мир веры. Издание Сретенского монастыря. М., 2005. С. 164-166; 188.
13. КФЭЭ. 2005 г. Ст. Староджерелиевская Красноармейского района. А/к № 3053. Информатор Гладкий А.Ф., 1928 г. рожд., исследователь Рыбко С.Н.
14. Там же. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 429. Л. 10, 12, 13.
15. Там же. Л. 24-24 об.
16. Там же. Л. 43-44.
17. Там же. Л. 48-49.
18. Там же. Л. 54.
19. Там же. Л. 55.
20. Там же. Л. 71.
21. Там же.
Подпишитесь на рассылку
35 лет, жена его Анна 36 лет, дети их: Ефросиния…
38 лет, жена его Анастасия 56 лет, дети их: Стефан…
27 лет, жена его Агафья 24 года, дети их: Иван…
есаул – с 1880 по 1882 гг.
урядник – 1833 г.
урядник – с 1890 по 1892 гг.
1919 г.р., проживала по ул. Шевченко, 45.
1917 г.р., проживала по ул. Кубанской.
проживала по ул. Спокойной, 21.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…