Сайт об истории и людях
Красноармейского района

В 2023 году Марьянская отметит 200-летие, но ее история на несколько десятков лет старше

Мариинская крепость в честь великой княжны Марии была построена генералиссимусом Суворовым ещё в далеком 1778 году

С чего станица пошла

Для укрепления своей южной границы царское правительство во главе с Ека­териной II решило переселить запорожских казаков из-за Буга на Кубань. В 1792 году первые партии переселенцев прибыли на Кубанские земли. Летом следующего года кошевой атаман Захарий Чепега от устья Лабы по правому берегу Кубани рас­ставил посты для несения пограничной службы. Пост в Марьинской крепости был назван Марьинским.

В 1823 году, по приказу героя Отечественной войны 1812 года генерала А. П. Ермолова, около поста Марьинского было основано одноименное ку­ренное поселение. В 1822-1823 году в него было переселено из Полтавской губернии 113 семейств, из Черниговской 10 семейств. В 1823 году из куреня Рогивского было переселено 132 семьи, из остальных местных куреней — 53 семьи. Всего за 2 года в куренное поселение прибыло 970 мужчин и 684 женщины.

Первой общественной постройкой была часовня. 13 октября 1823 года часовня была освящена, этот день считается днем поселения станицы. Жизнь в Марьинском приграничном поселении была с первых дней трудной и опасной. Казаки несли воинскую службу на погранич­ных кордонах, участвовали в Турецкой войне 1828-1829 годов, в военном походе на границы царства Польского в 1830 году. В заграничных походах многие из них от­личились своей храбростью. Среди награжденных военными знаками отличия Ма­рьинские казаки Онуфрий Михайлович Серенко, Иван Семенович Чухирь, Елисей Игнатьевич Лысенко. Призываясь на военную службу, казак должен был сам приоб­ретать для себя обмундирование, холодное оружие, коня и сбрую.

В боях и схватках

Бесконечные набеги горцев, или как их называли, черкесов, постоянно отвле­кали казаков от ведения хозяйства. В «Истории Кубанского казачьего войска» из­вестного кубанского историка В. А. Щербины (издание 1913 года) на основании ар­хивных данных приводится хроника нападений черкесов на приграничные станицы и военные укрепления в период длительной Кавказской войны 1817-1864 годов. За­манчивыми для переправы с целью грабежа были Елизаветинские и Марьинские кордоны, как ближайшие к двум казачьим станицам. В хронике нападений Марьинская упоминается очень часто.

12 августа 1831 года черкесы перешли на Кубань в количестве от 400 до 500 человек, по одним сведениям, и от 1000 до 1500 человек — по  другим. Они переправились через Кубань днем, пользуясь туманом.

С вышки Марьинского поста часовой дал знать о нашествии горцев лишь тог­да, когда те, переправившись через Кубань, разделились на две партии. Одна партия успела захватить казачий табун лошадей и взять в плен 8 мальчиков и 3 женщины. Но в это время две команды казаков — одна из Марьинского поста во главе с есаулом Кривцовым, а другая дежурная команда с сотником Посполитаки, соединившись вместе, бросились наперерез горцам. Тревога в Марьинском курене и на Марьинской батарейке, выстрелы, барабанный бой и скакавшие казаки привели горцев в заме­шательство. Бросив табун лошадей, захваченный ими в Марьинской станице, они спешили уйти к Кубани. В тот момент к Кривцову присоединилась еще одна команда из куреня Елизаветинского с есаулом Черным во главе. Казаки схватились с чер­кесами у самой переправы через Кубань, отняли 3 раненых женщин и взяли в плен 4 черкеса, потопив в Кубани и убив до 50 человек.

В сентябре горцы продолжали учащенные набеги. При нападении на Марьин­ский курень 10 сентября черкесы захватили в плен 2 мальчиков. В 10 часов утра 22 сентября партия черкесов, переправившись через Кубань между Марьинским по­стом и Марьинской батарейкой, захватила в плен женщину, мальчика и пару валов. Этим дело и ограничилось. Горцы были отражены подоспевшими на место действия казаками.

Наконец, 1 декабря предводитель горцев Казбич, в последний раз в 1831 году по­слал несколько партий черкесов, чтобы они разновременно и в разных местах пере­правились через Кубань и тем отвлекли русские войска, а сам с 700 человек пехоты и 500 всадников перешел Кубань у Марьинской станицы. Часть черкесов бросилась на станицу, а часть направилась в степь и стала жечь казачье сено. В это время генерал Завадовский отрезал неприятеля от места переправы. Казаки так дружно и стойко действовали, что горцы не выдержали их натиска и в расстройстве стали искать спа­сения в бегстве. Бежал с ними и Казбич. На месте битвы черкесы оставили 15 тел и 40 лошадей. Всего, по сведениям лазутчиков, противники потеряли до 80 человек убитыми и до 200 человек ранеными. Казаков было убито 2, ранено бив плен взято 3.

В феврале 1832 года горцы, перейдя по льду Кубань, пытались взять и ограбить Марьинский курень, но были отражены с уроном до 50 человек убитыми и ранены­ми. По дороге к Марьинскому куреню они захватили в плен казака и мальчика, в перестрелке ранили 3 казаков.

В декабре 1832 года Казбич с 700 конными и 300 пешими горцами перешел Кубань между Елизаветинской и Марьинской станицами с намерением ограбить эти поселения. Однако полной неудачей окончились как набег горцев, так и намерение русских во­енных начальников вовлечь в засаду черкесов. Черкесы, ранив 2 казаков и потеряв 4 человек убитыми и 5 ранеными, быстро скрылись на левой стороне Кубани.

Недолгий роздых

Более спокойными для марьинских казаков оказались 1833-1834 годы. В сентя­бре 1834 года было еще 2 мелких случая стычек казаков с черкесами. Партия горцев, переправившись 11 сентября через Кубань близ Марьинского поста, залегла в камы­шах, выследив 6 пластунов, посланных с вечера в дозор. Черкесы внезапно напали на них из засады и забрали в плен.

В 1836 году враждебные действия горцев против казаков начались летом. Пе­ред рассветом 7 июня партия около 200 черкесов пыталась захватить скот в станице Марьинской, но казаки отбросили их от станицы и заставили переправиться на ле­вую сторону Кубани. Во время переправы казаки, обстреливая переправлявшихся горцев, сами подверглись обстрелу другой партией черкесов, расположившихся на противоположном берегу Кубани и стрелявших из ружей и фальконетов (артилле­рийских орудий). Взаимной перестрелкой и окончилось дело.

20 августа черкесы двумя частями двинулись на Марьинский курень по большой дороге. Первая часть была встречена казаками куреня и потерпела полную неудачу, а вторая успела захватить в плен есаула Ювженко, ехавшего на одноконной подво­де. Между тем, по тревоге к горцам бросились казачьи команды, завязалось с ними сражение. Казаки заставили их отступить к Кубани и отняли есаула Ювженко, по­лучившего 5 ран в борьбе с горцами. У горцев выбыло из строя 5 раненых и убитых.

В начале октября в район Марьинского поста ворвалась толпа до 500 конных чер­кесов, а черкесская пехота осталась на другой стороне Кубани в виде резерва. Одна часть горцев двинулась на Марьинский курень, а другая заняла проезжие дороги. Последняя захватила до 300 овец и часть скота, принадлежавшего жителям стани­цы. По сигналу тревоги начали появляться отовсюду казачьи команды. Соединив­шись вместе, они так стремительно бросились на черкесов, что сразу смяли их и за­ставили бежать к Кубани.

Вечером 14 октября от лазутчиков было получено известие, что Казбич с толпой горцев снова предполагает прорваться в Черноморию у Марьинского поста. Были пред­приняты предупредительные меры. В определенных местах заранее были расположе­ны казачьи команды. В 8 часов утра 15 октября до 700 шапсугов появились в Марьин­ском куте. Черкесы, не зная о принятых казаками предосторожностях, двигались по направлению к Марьинской.

Войсковой старшина Павленко, засевший с казаками в камышах, подпустил черкесов на выстрел и сразу осыпал их картечью из пушек и ру­жейными пулями. Черкесы сначала дрогнули и попятились назад, но потом, разде­лившись на две партии, с ожесточением набросились на казаков с двух сторон. В это время к месту боя прискакали казачьи команды из Марьинского и Елинского постов. Черкесы были окружены, смяты и в беспорядке бросились к Кубани.

1837 был отмечен мелкими грабежами со стороны горцев.

Покой им только снился

В рапорте войскового старшины Кухаренко от 1 февраля 1838 года подробно опи­саны обычные приемы набегов горцев и защиты края казаками. Услышав ночью пу­шечные выстрелы на Марьинском кордоне, Кухаренко немедленно послал из Великолагерного кордона 10 казаков с хорунжим Порохнею для подкрепления Елинского кордона, состоявшего только из 40 человек при одном орудии, а сам с 80 казаками и орудием направился вслед за посланными казаками. Заметив команду Кухаренко, горцы разделились на две части. Большая часть (из 400 человек) двинулась против Кухаренко с казаками, а меньшая (около 100 горцев)  бросилась за казаками Порохни. Кухаренко остановил отряд, спешил казаков и, установив орудие, открыл огонь. Горцы, увидев пушки у русских, не решились идти в атаку и начали издали обстре­ливать казаков. Услышав выстрелы, Порохня повернул казаков назад и скоро почти столкнулся с преследовавшими его горцами, в десять раз превышавшими силы каза­ков. Спешившись, казаки встали спинами к стогу сена, лицом к неприятелю и стали отстреливаться. В таком положении они отбивались четверть часа, пока не приска­кал на помощь со своим отрядом Кухаренко, успевший уже развеять пушечными выстрелами наступавших на него черкесов. Горцы, обложившие команду Порохни, пустились бежать по направлению к Кубани.

17 января 1841 года соединенные партии шапсугов, абадзехов, обыхов и натухай- цев переправились через Кубань и напали на Елинский пост и Марьинское селение. Но всюду на ближайших укреплениях была поднята тревога, и казачьи команды не­медленно поскакали к Марьинской станице и Елинскому посту. Горцы, заметив это, удалились за Кубань после небольшой перестрелки.

Военные действия на Черномории в 1842 году начались с января месяца. Вече­ром 17 января до 800 черкесов переправились через Кубань с намерением овладеть двумя батарейками в Марьинском куте. Находившиеся на батарейках команды, уси­ленные пушечным и оружейным огнем, не подпустили неприятеля к батарейкам. Горцы ушли обратно за Кубань.

Природа была против

С 28 января по декабрь 1845 года было необычайное повышение воды в Куба­ни. Со 2 декабря вода начала сходить, но 3-го числа снова пошел дождь и снег. Ма­рьинские батарейки сильно пострадали от воды. Громкая батарейка, находившаяся в Марьинском куте, в 25 саженей от Кубани и на 2 аршина выше обычного уровня воды, была затоплена и разрушена; ее чугунное шестифунтовое орудие обрушилось в реку. Так, казалось, сама природа наложила к концу 1845 года запрет на военные действия и столкновения русских с горцами.

12 мая 1848 года около 300 горцев, переправившись через Кубань между пике­том Отчаянным и батарейкой Ореховой, разделились на 3 части, из которых одна направилась к Марьинской станице. Начальник Марьинского поста есаул Савицкий по тревоге поскакал в поле с командой из 31 казака и стремительно напал на пер­вую черкесскую партию, собиравшуюся угнать стадо из Марьинской станицы. Сде­лав несколько выстрелов, казаки опрокинули их, отбив двух пленных пастухов и несколько голов скота. Была разбита и вторая партия неприятеля. Несмотря на уста­лость лошадей, отряд Савицкого бросился догонять третью партию горцев. Получив подкрепление, казачьи отряды окончательно разбили горцев, они едва успели уйти за Кубань, лишившись всей своей добычи. Таким образом, отряд есаула Савицкого разбил две партии горцев, превышавших его отряд по численности в четыре раза. В приказе от 1 июня 1848 года наказной атаман генерал Рашпиль выразил особую благодарность храбрым казакам Марьинского поста и их командиру Савицкому.

Неволя – хуже смерти

Судьба казаков и членов их семей, попавших в плен, была тяжелейшим испы­танием. Если их не смогли обменять на пленных черкесов или посредством выку­па, они становились товаром на невольничьем рынке. Женщин, здоровых мужчин, мальчиков и девочек черкесы охотно сбывали в Турцию, Аравию, Египет и другие страны. На такой товар были хорошие цены. Если же у черкеса не было возможно­сти сбыть пленника на сторону, то он обращал его в рабскую рабочую силу. Немало марьянцев сгинуло на чужбине в это неспокойное время.

В 1910 году правление станицы Марьянской дало сведения в канцелярию Кубан­ского войска о погибших и пропавших без вести в боях казаках:

«…Казак Аким Федорович Кочура, рождения 1835 года, состоял на службе в 1-м Полтавском конном полку и во время войны с турками 10 августа 1877 года, едучи из города Ардагана в местечко Дедур с нужными бумагами, без вести пропал.
Казак Федор Семенович Бойко, 1852 года рождения, состоял на службе в 1-м пластунском батальоне. В мае 1874 года при следовании в место расположения своей части, близ местечка Горячий Ключ, убит разбойниками.
Урядник Тимофей Михайлович Садковский, 1852 года рождения, состоял на службе в 1-м пластунском батальоне, ранен в войне с турками в 1876-1877 годах, умер от ран 5 февраля 1878 года. Имел 3 знака отличия военного ордена святого Ге­оргия IV степени.
Бомбардир Кирилл Иванович Мойсенко, 1874 года рождения, состоял в 1-й ку­банской казачьей батарее и во время войны с японцами простудился, заболел тифом и умер 14 июня 1905 года.
Урядник Федор Петрович Ярыш, 1879 года рождения, состоял в 1-м Екатеринодарском полку и в японскую войну убит 7 мая 1905 года при взятии японской деревни Дон-сяза.
Старший урядник Михаил Григорьевич Жолобок, 1879 года рождения, тяжелн ранен 3 июня 1905 года в бою у деревни Ляоянвопын.
Казак Яков Степанович Сапон, 1879 года рождения, контужен 8 июня 1905 года при усиленной разведке деревни Санвайза».

Летом 1914 года началась первая мировая война с Германией, на стороне которой выступила и Турция. 19 октября турецкие отряды вторглись в Батумскую область, а с 25 — в Иран. Многие казаки станицы Марьянской сражались на Кавказском фронте. Кавказская армия имела задачу вытеснить турок из района Батума и вести наступление в Персидском Азербайджане, имея целью поддержать русское влияние в Персии и не допустить вступления последней в войну. Необыкновенной отвагой и храбростью отличился в этих боях вахмистр Иван Яковлевич Гордиенко, ранее уча­ствовавший в русско-японской войне. Он стал полным кавалером орденов святого Георгия. В 1916 году был тяжело ранен и попал в плен. Из плена вернулся инвалидом.

По материалам книги Нины Алексеевой «Марьянская. История, события, люди», Краснодар, изд-во «ЭДВИ», 2011 г.

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Головко Тарас Семенов

    30 лет, жена его Елизавета 31 год, дети их: Алексей…

    Савицкий Григорий Кириллов

    45 лет, жена его Дария 45 лет, дети их: Савва…

    Топчий Савва Ермолаев

    42 года, жена его Фекла 40 лет, дети их: Иван…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Сушко Игорь Анатольевич

    вахмистр – с 2017 г. по настоящее время.

    Стороженко Иван Михайлович

    есаул – с 1880 по 1882 гг.

    Горбатко Андрей

    урядник – 1833 г.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Мигулина Анна Сергеевна

    1912 г.р., проживала по ул. Л.Толстого, 1/6.

    Образова Пелагея Федоровна

    1916 г.р., проживала по ул. Таманской, 126.

    Таранова Анна Ивановна

    1914 г.р., проживала по ул. Набережной, 45.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк