В послевоенные годы фронтовой хирург Губенко собрал в сельской больнице коллектив единомышленников
В трудные 50-е годы медицина, можно сказать, выживала. Но те, кто работал в сельской больнице, на первое место ставили здоровье земляков, отдавая им все что могли
Рядом с главным
В Старонижестеблиевской участковой больнице было немало отличных профессионалов. Их собрал вместе главный врач Георгий Губенко. Его сын, 83-летний Виктор Георгиевич, до сих пор помнит многих, кто в 50-60-е годы лечил и спасал старонижестеблиевцев.
Врач Ольга Фулиди безошибочно определяла диагноз и назначала удивительно точное лечение. Молодой доктор Дмитрий Расходов, сын одного из основателей кубанского сельхозинститута, прибавив себе возраст, отправился на фронт, в десанте травмировал ногу, хромал, ходил с палочкой. Он приехал в станичную больницу к Губенко на стажировку, но хирургом, как мечталось, не стал. Зато Дмитрий обладал сильным гипнотическим воздействием, благодаря чему больные быстро приходили в норму. Ему прекрасно удавались сеансы психотерапии.
Чета докторов Губенко — Георгий Трифонович и Елизавета Васильевна -утверждали, что знают до последней жилочки и сосудика «устройство» человека. Но есть у него и душа, вот только где она и что из себя представляет — неизвестно. А «установить контакт» с ней можно только методами психотерапии, и это хорошо получалось у Расходова.
За северной окраиной станицы имелось озеро «Соленая подкова» с целебной водой и грязью, и Георгий Губенко мечтал открыть при больнице небольшую водолечебницу и даже начал практиковать. В этом его особенно активно поддержали терапевты Фулиди и Митряшкина. Разместить водолечебницу предполагали на территории больничного хоздвора.
Но, как вспоминает Виктор Губенко, в то время районные медвласти прислали для работы в участковой больнице некоего врача Калиберду. Он, преследуя одному ему известные цели, принялся мешать мероприятиям и планам Губенко. Дело дошло до того, что Георгий Трифонович отказался от должности главного врача. Но районное руководство не стало назначать Калиберду на эту должность, а уговорило стать главным врачом Елизавету Васильевну Губенко.
Вскоре К. отозвали из Стеблиевской. Тогда же, наконец, выделили ставку водителя и передали больнице старенький ЗИМ. Это была более серьезная машина, чем имевшийся ранее «Москвич-400»).
Через некоторое время Георгий Губенко вернулся на свою должность, но строительство водолечебницы «пробить» так и не смог.
Медики фронтовой закалки
Была в старонижестеблиевской участковой больнице целая когорта фронтовых врачей и медсестер. Именно на их опыт в первые послевоенные годы крепко опиралась местная медицина.
Врач-терапевт Надежда Митряшкина служила в армии с 1941 по 1946 годы. А с 1947-го по 1953-й была главным врачом больницы, награждена орденом Трудового Красного Знамени. Врач-окулист Павел Скребцов отмечен орденом Красной Звезды. Подполковник медицинской службы Петр Тапинов имел два ордена Красной Звезды и две медали «За боевые заслуги». Техник-рентгенолог Виктор Бокарев награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За победу над Японией». Водитель больницы Алексей Шишкин — орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Свой достойный вклад в Победу внесли Гавриил Басок, Александр Ефименко и Дмитрий Михайленко.
Вместе с докторами трудными дорогами войны прошли медицинские сестры: Вера Буркацкая, Екатерина Сокол, Харитина Бережная, Екатерина Кравченко, Надежда Лысенкова. Их подвиг никогда не будет забыт земляками.
«Москвич» и «кукурузник»
Сначала у больницы не было никакого транспорта, кроме двух лошадей и велосипеда. Затем выделили первую машину — видавший виды «Москвич-400» — для доставки от самолета санавиации крови, плазмы, медикаментов и материалов, необходимость в которых возникала в ходе операций. Использование лошадей требовало существенно большего времени.
«Москвич» дали неисправный. За его ремонт и подготовку к техосмотру Губенко взялся сам: в штате больницы водителя не предусматривалось. Главврачу абсолютно бескорыстно помогали завгар зернового элеватора Григорий Фоменко и станичник Рубайло — муж учительницы немецкого языка школы №15 Анны Рубайло. А вот управлять автомобилем, кроме самого Георгия Трифоновича, никто не умел.
Он обучил вождению своего несовершеннолетнего сына Виктора. Работники ГАИ, проверив навыки парня, выдали справку, что в особых случаях, при возникновении угрозы жизни и здоровью людей, он может ездить к месту посадки самолета и доставлять в больницу медикаменты, материалы и медработников.
Вертолетов в санавиации тогда не было. В Стеблиевку из Краснодара, при необходимости, летал биплан У-2 (в народе его называли «кукурузник»). Приземлялся он, по выбору пилота, на западной или восточной окраине станицы. Время полета из Краснодара — 30 минут, поэтому, когда делался заказ, санитарка (чаще всего это была операционная санитарка Тая Казарина) бежала на площадь у рынка, где ребята часто играли в футбол. Если там Виктора Губенко не находила, то посылала кого-то на его розыски.
Однако в любом случае, У-2 делал два круга над площадью, с захватом речки, где мог быть парень. Тот, увидев самолет, ехал к месту его посадки.
Самый вкусный борщ
Однажды из Краснодара прилетела какая-то начальница — посмотреть, как Губенко делает такие сложные операции, о которых добрая молва идет по всему краю. Как вспоминает Виктор Георгиевич, это была солидная дама, с трудом спустившаяся с крыла самолета с помощью пилота. Она была ошарашена, увидев перед собой водителя старенького «Москвича» — пацана в трусах, но с красным пионерским галстуком на шее. Однако пилот, солидно подавший пареньку руку и назвав по имени, шутливым тоном заявил, что это — самый надежный в Стеблиевке водитель, и ей повезло. Всю дорогу дама то и дело вскрикивала: «Осторожно!», однако доехали благополучно.
После операции гостья, забыв о поездке, была переполнена впечатлениями от мастерства Губенко. Выходя из больничного двора, остановилась и замолчала, услышав песню из сквера под аккомпанемент двух гитар. На лавочке, рядом с памятником Ленину и Сталину, пела стеблиевская школьница Светлана Шакало, а на гитарах играли два Вовчика — одноклассники Луняка и Зеленский. Доктор из Краснодара была восхищена прекрасным пением.
А около сельмага дорогу им на руках перешел парнишка, да так и пошел к водокачке. Это был школьник Коля Сиротенко. Он мог так передвигаться без передышки по 3-4 квартала.
Заведующий крайздравотделом потом рассказывал Георгию Трифоновичу, что эта дама, выйдя на работу, долго не могла успокоиться, вспоминая блестяще выполненную доктором Губенко операцию, вкусный стеблиевский борщ и местную артезианскую воду. А еще — как в станице хорошо поют и ходят на руках по несколько кварталов.
Кстати: ребята совсем не случайно пели в парке, фактически под окнами больницы. Туда их приглашал Георгий Трифонович. Он рассчитывал на дополнительный эффект музыки в восстановлении пациентов и был убежден, что мелочей в этом деле быть не может.
…Георгий Губенко, уникальный хирург, главный врач старонижестеблиевской больницы внезапно скончался на 58-м году жизни 5 января 1969 года. Несмотря на пыльную бурю, бушевавшую в те дни, проводить доктора в последний путь вышла вся станица. Для коллектива больницы это была невосполнимая потеря…
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
39 лет, жена его Параскева 30 лет,
23 года, жена его Матрена 24 года.
30 лет, жена его Анна 30 лет, дети их: Федор…
с 1816 по 1817 гг.
казак – с 1842 по 1844 гг.
с 1794 по 1799 гг.
1921 г.р., проживала по ул. Шевченко, 91.
1916 г.р., проживала по ул. Киевской.
1910 г.р., проживала по ул. Экскаваторной, 53.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…