Новые факты из истории старонижестеблиевской больницы и ее докторов сообщил сын бывшего главного врача
Главный врач Георгий Губенко оперировал Поддубного, гостил у Маршала Победы. А еще — провел в больнице воду, установил первый рентген-аппарат и использовал музыкальную терапию.
Статья старонижестеблиевского краеведа Владимира Иванова «Лечебница на все времена», опубликованная в «Голосе правды» от 5 августа 2022 года, вызвала большой отклик наших читателей.
И вот, спустя ровно год, в редакцию пришел Почетный гражданин станицы Старонижестеблиевской Анатолий Гаговский. Он принес письмо от своего одноклассника Виктора Губенко, сына хирурга Георгия Трифоновича Губенко — бывшего главного врача станичной участковой больницы.
Анатолий Прокофьевич отправил газетную публикацию Виктору Георгиевичу, проживающему сейчас в Краснодаре. Последний добавил известные ему факты и к истории больницы, и к биографии отца. Какие-то из них еще никому в нашем районе неизвестны, а некоторые уже давно забыты. Тем ценнее штрихи к портрету уникального человека, оставившего добрый след на земле.
И хирург, и плотник
Как рассказал Виктор Георгиевич Губенко, его отец — Георгий Трифонович Губенко родился в станице Новоминской Каневского района. До начала Великой Отечественной окончил рабфак и Кубанский медицинский институт. В годы войны был фронтовым хирургом, демобилизовался в конце 1945 года в звании капитана медицинской службы.
В старонижестеблиевскую участковую больницу он попал по приглашению первого секретаря Ивановского РК КПСС Филиппа Петровича Кондратенко. А этому предшествовала вот такая история.
После Победы Георгий Трифонович работал в краевой больнице. Как раз тогда, примерно в 1948-м, в Краснодаре был известный русский богатырь Иван Максимович Поддубный. Как-то на перекрестке улиц Красной и Гоголя он чем-то отвлекся, упал и сломал ногу, со смещением кости.
Его привезли в краевую больницу, но дежурному хирургу соединить перелом в нужном положении не удалось из-за могучих мышц богатыря. Не получилось это и у пришедших утром других хирургов. Решили отправлять пострадавшего в Москву. Однако сделать это было не так-то просто: в то время санавиация располагала только самолетами У-2.
Тогда хирург Губенко предложил коллегам использовать рычажную конструкцию. Он, как мог, набросал ее на бумаге и вызвался сам изготовить. Дали добро. Дома, в сарае, с помощью простейшего плотницкого инструмента Георгий Трифонович изготовил свой «аппарат».
Принес в больницу и на глазах коллег сделал все как надо. Затем наложил гипс… Поддубного определили в отличную двухместную палату, а лечащим врачом назначили Губенко. На комплименты сослуживцев он шутливо отвечал, что хирург должен быть не только медиком, но и плотником, а лучше — столяром.
Через день-два в больницу поступил первый секретарь Ивановского райкома партии Филипп Кондратенко (центр Ивановского района в те годы был в станице Старонижестеблиевской). Т. к. случилось это в смену Губенко, то попал в ту же элитную палату, к Ивану Поддубному. Соответственно, и хирург у них был один и тот же.
Почти с нуля
Пришел день выписки Кондратенко. Выйдя из больницы, он, уже как первый секретарь райкома, предложил Георгию Трифоновичу работу хирурга и главного врача в Старонижестеблиевской. А намеченный к строительству корпус для райкома обещал передать под больницу. Кроме того, сделал официальную заявку в крайздравотдел.
Проблем было много. Георгий Трифонович целый год жил в своем кабинете. Поэтому и не мог забрать к себе семью. Наконец, получил коммунхозовское изношенное жилье в две комнатушки, со щелями в стенах и полах.
Жена Губенко — Елизавета Васильевна — приехала в станицу с сыном. До войны она окончила мединститут в Ростове-на-Дону. Занималась хирургией, в том числе — оперативной гинекологией. Когда началась война, ее пригласили в Краснодарский горком партии. Предложили (хотя она была беспартийной), в случае оккупации города, остаться в нем для оказания помощи подпольщикам, партизанам и населению под прикрытием участкового гинеколога. Она дала согласие.
В районе краснодарского кожзавода была открыта женская консультация, которой руководила Елизавета Васильевна. В оккупированном городе днем она лечила женщин, а ночью оперировала в подземельях, на месте взорванного храма Александра Невского (там сейчас фонтан в сквере имени Жукова). В Старонижестеблиевской она возглавила работу гинекологического отделения и роддома.
В одной связке
Хирургией супруги Губенко занимались только вместе, контролируя действия и решения друг друга. Исключение составляли экстренные операции, когда кто-то из них был или на выезде, или изрядно приболел. Но и в этом случае всегда присутствовала надежная, грамотная, внимательная операционная сестра с символичным именем Надежда. А обязательной участницей любой операции была хирургическая санитарка Таечка Казарина. Только с этими двумя помощницами работали хирурги Губенко.
Работа у них была круглосуточной, а понятие «рабочее время» оставалось условным. Телефонной связи с жильем не было. Дежурная санитарка бежала их вызывать в любое время, если привозили больного.
Погодные условия и выходные дни также не имели значения. А заниматься домашним благоустройством было некогда и не на что.
В Стеблиевке соорудили водонапорную башню, но, чтобы провести воду в больницу, нужны трубы из стали. Их не было. Однако толстостенные резиновые Георгий Трифонович где-то все-таки раздобыл, и больница получила прекрасную артезианскую воду.
Главврач, одним из первых в районе, добился установки в своей больнице рентгеновского аппарата. Рентгентехником стал Виктор Семенович Бокарев — человек грамотный, аккуратный и ответственный. А поскольку врача-рентгенолога не было, то Губенко сам освоил эту специализацию и долгое время по вечерам принимал больных.
«Военному хирургу — ура!»
Незадолго до Победы Георгий Трифонович Губенко оперировал генерала Берзарина — будущего советского коменданта Берлина. Об этом Виктор (сын Губенко) знает со слов однополчанина отца, хирурга из Белоруссии Котлярова. Он после войны остался в армии и где-то в 1967 году приезжал в Стеблиевскую в гости.
Генерал Берзарин в боях был тяжело ранен, и отправить его в Москву приказал маршал Георгий Константинович Жуков. Но Губенко, Котляров и еще кто-то из хирургов посчитали, что раненого могут не довезти. И тогда Жуков дал команду Губенко: оперировать генерала на месте. Операция, по словам Котлярова, была тяжелой, но прошла успешно, после чего Берзарина отправили в столицу.
Как вспоминает Виктор Георгиевич, примерно в 1952-1954 годах Маршал Победы пригласил Георгия Трифоновича в Ленинград. А тот взял с собой и сына, чтобы показать город. Они, после встречи и беседы с маршалом, пошли по набережной Невки. Навстречу, по мостовой, двигались три колонны военных, человек по сто в каждой.
А впереди — полковник. Увидев идущих отца и сына, он вдруг скомандовал: «Стой! Равнение направо!» (т.е. в их сторону). Перескочил через низкую литую оградку, подбежал к Георгию Трифоновичу, схватил за руку, обнял и стал благодарить за свою спасенную жизнь. Потом, как бы придя в себя, вытянулся, отдал честь, вернувшись к строю, скомандовал: «Военно-полевому хирургу — ура!». Колонны трижды прокричали «ура» и двинулись дальше.
…Этого человека и обстоятельств его операции Губенко не помнил: в его жизни таких было очень много…
Открыть архив файловУчетная карточка офицера
Губенко Георгий Трифонович,
16.02.1911-05.01.1969.
Воинское звание: капитан медицинской службы.
Место рождения: станица Новоминская Краснодарского края.
Дата призыва: 18.08.1940 г.
Место службы: 174-й, 323-й стрелковые полки 81-й мотострелковой дивизии.
Дата демобилизации: 01.11.1945 г.
К моменту начала войны служил военврачом мотострелкового полка, в составе которого и участвовал позже в военных действиях. В битве под Оршей, в связи с отступлением, получил приказ уничтожить технику. После выполнения задания, вместе со старшиной, не успев укрыться в лесу, был взят в плен и заключен в концлагерь. Там оказывал медицинскую помощь военнопленным. Первый групповой побег завершился неудачей, большая часть бежавших была растерзана собаками. Второй его побег с антифашистом из охраны лагеря удался. Продолжил службу в армии по специальности, демобилизован в звании капитана медицинской службы.
Источник: Объединенная база данных «Дорога памяти» Министерства обороны РФ, учетно-послужная картотека офицерского состава. ЦАМО, УПК, ш. 51, я. 9.
Подпишитесь на рассылку
39 лет, жена его Параскева 30 лет,
48 лет, жена его Дария 43 года, дети их: Василий…
вдова, 51 год.
есаул – с 1880 по 1882 гг.
с 1803 по 1809 гг.
урядник – с 1858 по 1861 гг.
1913 г.р., проживала по ул. Красной. 189.
1918 г.р., проживала по ул. Набережной, 14.
проживала по ул. Спокойной.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…