Герой Советского Союза, ст. Полтавская
Василий Иванович Федоренко родился 31 декабря 1913 года в Харькове, в семье рабочего. В авиацию пришел по призыву комсомола. Сначала он был в аэроклубе мотористом, а в 1935 году первый раз в жизни поднял в небо самолет. Через некоторое время в числе лучших курсантов его направили в летную школу. В 1938 году он окончил Чугуевское военное авиационное училище, после чего служил летчиком-инструктором в Качинской, Читинской и Батайской военных авиационных школах пилотов. В сентябре 1942 года его направили в действующую армию. Василий Иванович прибыл на фронт в период кровопролитных боев за Кавказ осенью 1942 года.
230-я штурмовая авиационная дивизия с марта 1943 года дислоцировалась в ст. Старонижестеблиевской. 979-й истребительный авиационный полк, входивший в состав этой дивизии и выполнявший боевые задачи по прикрытию штурмовиков, располагался под станицей Красноармейской (Полтавской) в районе бывшей бригады №1 колхоза им. Кирова. В нем и воевал В.И. Федоренко.
В первых числах декабря 1942 года штурман 979-го истребительного авиаполка капитан В.И. Федоренко получил задание на вылет во главе группы из шести ЛаГГ-3 для прикрытия боевых действий наших штурмовиков. Подлетая к линии фронта в районе станицы Кадгорок, истребители встретили восемь «Ме-109». Фашистские асы, имея численное превосходство, были уверены, что им без особых усилий удастся расправиться с двумя советскими летчиками. Задача же нашей пары – отвлечь группу фашистских истребителей на себя, сковать их боем и дать возможность штурмовикам успешно «проутюжить» вражеские войска. Но вот капитан оказался на 100 метров выше зазевавшегося «мессера». Он тут же бросил свой истребитель в пикирование и с высоты устремился на врага. Мигом поймал его в перекрестье прицела и послал две короткие очереди из пушки и пулеметов. Вражеский самолет накренился влево, потом безнадежно опустил нос и пошел к земле. Василий Иванович в этом бою сбил один «Ме-109» и подбил второй.
После разгрома под Сталинградом немецкие войска попятились на запад. К весне 1943 года усилились бои за освобождение Кубани, шла жестокая битва на земле и в воздухе. Что ни день, то боевые вылеты. Задания различные: на прикрытие наземных войск, сопровождение боевых действий штурмовиков, «свободная охота». Часто в боях, невзирая на численное превосходство противника, победителем выходил Василий. Федоренко не был новичком в истребительной авиации. Начав службу в Красной армии с 1935 года, он имел хорошую теоретическую и практическую подготовку, отлично владел техникой пилотирования и снайперской стрельбой. А боевое крещение получил еще в 1939 году в боях с японскими захватчиками в районе реки Халхин-Гол. 17 ноября 1939 года был награжден медалью «За отвагу». Все свои победы в воздушных боях в годы Великой Отечественной войны Василий Иванович Федоренко одержал на истребителе ЛаГГ-3.
Василий Федоренко успешно летал и на разведку. Много раз он доставлял ценные сведения о передвижениях и концентрации вражеских войск. Будучи штурманом авиаполка, он добился отличной подготовки летного состава: не было случаев потери ориентировки при выполнении боевых заданий даже в сложных метеоусловиях.
К маю 1943 года штурман 979-го истребительного авиационного полка капитан В.И. Федоренко совершил 116 боевых вылетов, провел 51 воздушный бой, в которых сбил лично 10 самолетов противника и два в группе с товарищами. Указом президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан Федоренко Василий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№995). На его груди к этому времени уже сверкали ордена Красного Знамени и Красной Звезды.
До полного изгнания фашистских захватчиков с Кубанской земли оставалось уже немного дней, но не дожил до Победы отважный воздушный боец. 22 сентября 1943 года он произвел свой последний боевой вылет. При подходе к линии фронта наша шестерка была внезапно атакована группой истребителей врага, появившейся из-за туч со стороны солнца. Четыре «мессера» (один за другим), круто пикируя, помчались в атаку на ведущего — капитана Федоренко. Когда один «мессер» проскочил рядом, Федоренко расстрелял его. Но в то же время еще 2 немецких истребителя атаковали нашего летчика. Самолет командира содрогнулся, стал пикировать и скрылся за сопками…
Василия Ивановича похоронили в центральном парке станицы Красноармейской (Полтавской). Приказом министра обороны СССР капитан В.И. Федоренко навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи истребительного авиационного полка. Его именем названа одна из улиц Полтавской. В 1983 году на улице Федоренко была возведена Стела памяти Героя. По инициативе администрации Полтавского сельского поселения об отважном летчике был снят фильм «Подвиг, доживший до наших дней».
📸 Такие лица — часть нашей общей памяти. В Telegram-канале «Встанице» мы публикуем архивы, фото, воспоминания о людях, которые создавали историю района. Подписывайтесь: https://t.me/+rzyRY5NPJo43MDRi
Подпишитесь на рассылку
32 года, жена его 31 год, дочь их Наталия 11…
42 года, жена его Фекла 40 лет, дети их: Иван…
21 год, жена его Акилина 22 года, сын их Яков…
урядник – 1833 г.
1885 г.
1812 г.
1906 г.р., проживала по ул. Л.Толстого, 29.
1927 г.р., проживала по ул. Элеваторной, 58.
проживала по ул. Жлобы, 102/10.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…