Герой Советского Союза, ст. Полтавская
Василий Иванович Федоренко родился 31 декабря 1913 года в Харькове, в семье рабочего. В авиацию пришел по призыву комсомола. Сначала он был в аэроклубе мотористом, а в 1935 году первый раз в жизни поднял в небо самолет. Через некоторое время в числе лучших курсантов его направили в летную школу. В 1938 году он окончил Чугуевское военное авиационное училище, после чего служил летчиком-инструктором в Качинской, Читинской и Батайской военных авиационных школах пилотов. В сентябре 1942 года его направили в действующую армию. Василий Иванович прибыл на фронт в период кровопролитных боев за Кавказ осенью 1942 года.
230-я штурмовая авиационная дивизия с марта 1943 года дислоцировалась в ст. Старонижестеблиевской. 979-й истребительный авиационный полк, входивший в состав этой дивизии и выполнявший боевые задачи по прикрытию штурмовиков, располагался под станицей Красноармейской (Полтавской) в районе бывшей бригады №1 колхоза им. Кирова. В нем и воевал В.И. Федоренко.
В первых числах декабря 1942 года штурман 979-го истребительного авиаполка капитан В.И. Федоренко получил задание на вылет во главе группы из шести ЛаГГ-3 для прикрытия боевых действий наших штурмовиков. Подлетая к линии фронта в районе станицы Кадгорок, истребители встретили восемь «Ме-109». Фашистские асы, имея численное превосходство, были уверены, что им без особых усилий удастся расправиться с двумя советскими летчиками. Задача же нашей пары – отвлечь группу фашистских истребителей на себя, сковать их боем и дать возможность штурмовикам успешно «проутюжить» вражеские войска. Но вот капитан оказался на 100 метров выше зазевавшегося «мессера». Он тут же бросил свой истребитель в пикирование и с высоты устремился на врага. Мигом поймал его в перекрестье прицела и послал две короткие очереди из пушки и пулеметов. Вражеский самолет накренился влево, потом безнадежно опустил нос и пошел к земле. Василий Иванович в этом бою сбил один «Ме-109» и подбил второй.
После разгрома под Сталинградом немецкие войска попятились на запад. К весне 1943 года усилились бои за освобождение Кубани, шла жестокая битва на земле и в воздухе. Что ни день, то боевые вылеты. Задания различные: на прикрытие наземных войск, сопровождение боевых действий штурмовиков, «свободная охота». Часто в боях, невзирая на численное превосходство противника, победителем выходил Василий. Федоренко не был новичком в истребительной авиации. Начав службу в Красной армии с 1935 года, он имел хорошую теоретическую и практическую подготовку, отлично владел техникой пилотирования и снайперской стрельбой. А боевое крещение получил еще в 1939 году в боях с японскими захватчиками в районе реки Халхин-Гол. 17 ноября 1939 года был награжден медалью «За отвагу». Все свои победы в воздушных боях в годы Великой Отечественной войны Василий Иванович Федоренко одержал на истребителе ЛаГГ-3.
Василий Федоренко успешно летал и на разведку. Много раз он доставлял ценные сведения о передвижениях и концентрации вражеских войск. Будучи штурманом авиаполка, он добился отличной подготовки летного состава: не было случаев потери ориентировки при выполнении боевых заданий даже в сложных метеоусловиях.
К маю 1943 года штурман 979-го истребительного авиационного полка капитан В.И. Федоренко совершил 116 боевых вылетов, провел 51 воздушный бой, в которых сбил лично 10 самолетов противника и два в группе с товарищами. Указом президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан Федоренко Василий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№995). На его груди к этому времени уже сверкали ордена Красного Знамени и Красной Звезды.
До полного изгнания фашистских захватчиков с Кубанской земли оставалось уже немного дней, но не дожил до Победы отважный воздушный боец. 22 сентября 1943 года он произвел свой последний боевой вылет. При подходе к линии фронта наша шестерка была внезапно атакована группой истребителей врага, появившейся из-за туч со стороны солнца. Четыре «мессера» (один за другим), круто пикируя, помчались в атаку на ведущего — капитана Федоренко. Когда один «мессер» проскочил рядом, Федоренко расстрелял его. Но в то же время еще 2 немецких истребителя атаковали нашего летчика. Самолет командира содрогнулся, стал пикировать и скрылся за сопками…
Василия Ивановича похоронили в центральном парке станицы Красноармейской (Полтавской). Приказом министра обороны СССР капитан В.И. Федоренко навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи истребительного авиационного полка. Его именем названа одна из улиц Полтавской. В 1983 году на улице Федоренко была возведена Стела памяти Героя. По инициативе администрации Полтавского сельского поселения об отважном летчике был снят фильм «Подвиг, доживший до наших дней».
Подпишитесь на рассылку
45 лет, жена его Мария 36 лет, дети их: Улита…
вдова, 51 год.
21 год, жена его Акилина 22 года, сын их Яков…
урядник – с 1844 по 1854 гг.
вахмистр – с 2017 г. по настоящее время.
урядник – с 1876 по 1879 гг.
проживала по ул. Выгонной, 16.
1918 г.р., проживала по ул. Набережной, 14.
проживала по ул. Просвещения, 25.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…