Сайт об истории и людях
Красноармейского района

Как черноморские казаки обживались в Старонижестеблиевской и Староджерелиевской

В начале XX века в обеих станицах проживало более 17 тысяч казаков, часть их них основала хутор Крупской

Фото из архива библиотеки станицы Староджерелиевской

Интересную характеристику быта черноморских казаков первых десятилетий их жизни на Кубани содержат «Краткая историческая справка о Кубанском казачьем войске», составленная в 1904 году войсковым архивариусом.

«Торговлей сами не занимались, а предоставляли пришлому элементу, ремеслом же занимались сами. Земледелие в Черноморье было не особенно развито и производилось только для себя; главным же занятием было скотоводство и рыболовство… Для казаков был широкий простор разводить тысячные отары овец, сотни рогатого скота и табуны сильных степных лошадей, которые славились на всю Россию. Домашний быт их был прост и нетребователен.       

При постоянном стремлении к воле и свободе, черноморцы никогда не уживались большими семьями, и сыновья жили у отца только до женитьбы, после чего обзаводились своим самостоятельным хозяйством, чтобы не быть в подчинении у родителей» (ГАКК, ф.396, оп.1, д.8689, л.8).

Фото из архива библиотеки станицы Староджерелиевской

Эта характеристика подтверждается описанием хуторов при Ангелинском ерике 60-х годов 19-го века. В среднем на одно хуторское хозяйство приходилось около 50 голов крупного рогатого скота,  30 овец, 10 лошадей. Кроме упомянутых в справке занятий можно добавить, что некоторые наши хутора славились своими садами (в среднем 30 деревьев на хозяйство). Конечно, средняя цифра скрывает неравенство хуторян: половине из них принадлежало 84% поголовья крупного рогатого скота, 82% поголовья овец, все поголовье лошадей, 95 % — садов.

Успешно развивалось зерновое хозяйство во 2-й половине 19 века, в связи с чем Староджерелиевское станичное обществе получило в 1895 году ссуду в 5000 рублей на строительство магазина (склада для хранения зерна — А.К.), с которой расплатилась в 1903 году (ГАКК, ф.449, д.657). Экономические успехи позволили в том же году открыть в Старонижестеблиевской лечебный приемный покой на шесть мест (ГАКК, ф.449, оп.8, д.15).

Революция 1905-1907 гг. поколебала внешнее спокойствие оплота правопорядка, каким традиционно считались сельские казачьи районы. Ростки недовольства пробивались, правда, медленно, и охватывали сначала города, потом крупные станицы и в отдельных проявлениях обнаружились и в нашей глубинке.

В декабре 1905 года революционные события происходят в непосредственной близости от нашего хутора: 6 декабря проходит массовый митинг в Темрюке, 28 декабря — забастовка почтовиков в Славянской, сопровождавшаяся беспорядками. Были арестованы на три месяца начальник Славянской почтово-телеграфной конторы Асаульченко, учитель церковноприходской школы Ефим Сильванский, учителя городского трехклассного училища Михаил Фролов и Иван Никитин, псаломщик церкви Святослав Передиев и казак ст. Полтавской Ефим Белик.

Опасаясь дальнейшего нарастания событий, накануне весеннего сева, атаман Темрюкского отдела, которому были подчинены административно и наши станицы, издает серию распоряжений, чтобы их предотвратить: 28 января — о штрафе в 3000 рублей и аресте на 3 месяца за самовольную рубку лесов и захват земель, 2 февраля приказывает сдать всем оружие, а 22 марта запрещает появляться на улице после 9 часов вечера (ГАКК, ф.454, оп.1, д.1047).          Одновременно по приказу наказного атамана генерал-лейтенанта Одинцова, льготные казаки призывались на внутреннюю службу «в предвидении могущих возникнуть в области аграрных беспорядков, а на почве их и насильственных действий над личностью и имуществом жителей» (ГАКК, ф.454, оп.1, д.282. лл.14-15).

Впрочем, если судить по документам, находящимся в архиве, революция 1905-1907 гг. заметного влияния на поведение жителей наших станиц не оказала. Имеется только одна жалоба станичного атамана Староджерелиевской вахмистра Буряка на иногороднего Ивана Летвинова за то, что он обругал портрет Николая II (ГАКК, ф.454, оп.1, д.1047).

О периоде между 1907-1917 годами в истории станиц Старонижестеблиевской и Староджерелиевской материалов в тех фондах, с которыми удалось частично ознакомиться, очень мало. Вместе с тем, стремительный рост численности жителей обеих станиц позволяет предположить, что это было время крупных успехов в экономическом развитии: по сравнению с концом XIX века население увеличилось в 2 раза и достигло, согласно «Кубанскому календарю на 1916 год», в станице Старонижестеблиевской — 12830 человек, из них 9761 человек — казаки, а 3069 — иногородние, в Староджерелиевской — 10692 человека, из них — 7300 — казаки и 3392 — иногородние.

Старонижестеблиевская, как указано в том же издании, стала центром проведения ежегодной Семеновской ярмарки, проходившей с 26 по 28 августа (Кубанский календарь за 1916 год, Екатеринодар, с.269). Косвенным свидетельством успехов хозяйственного развития в межреволюционный период может служить тот факт, что в 1923 году, после всех бурь революций и гражданской войны, в Старонижестеблиевской, например, оставалось три небольших маслозавода и две вальцевые мельницы, в Староджерелиевской — маслобойный завод и вальцовая мельница (ГАКК, ф. Р-143, д.351, 352).

Фото из архива библиотеки станицы Староджерелиевской

Конечно, стремительный рост населения не мог не обострить вопрос землеобеспечения станичных обществ. В 1910 году, как уже упоминалось, дополнительно жителям станицы Старонижестеблиевской были выделены земли в Приейской даче Ейского отдела. Станичное общество станицы Староджерелиевской   в феврале 1917 года попыталась расторгнуть арендный договор, возобновлявшийся в течение 40 лет, воспользовавшись тем, что многие арендаторы находились на фронтах первой мировой войны. Только коллективная жалоба, подписанная солдатками Лукией и Анной Скляровыми, Анной и Акулиной Коломийцевыми, а также Гордеем Панченко, Василием Коломийцевым, Михаилом  Солодким, Михаилом Тыщенко, и некоторыми другими начальнику Кубанской области и наказному атаману Кубанского казачьего войска, отложившими решение вопроса до окончания войны, предотвратило эту акцию (ГАКК, ф. Р-143, д. 351, 352).

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Цымбал Иов Никифоров

    52 года, жена его Мария 47 лет, дети их: Антон…

    Таран Василий Иванов

    21 год.

    Верещака Яков Данилов

    29 лет, жена его Марина 26 лет, дочь их Анна…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Даниленко

    есаул – с 1836 по 1839 гг.

    Штанько Харитон

    урядник – с 1867 по 1871 гг.

    Буряк

    1885 г.

    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Давыдова Зинаида Степановна

    1922 г.р., проживала по ул. Энгельса.

    Кудинова Анна Тихоновна

    проживала по ул. Шевченко.

    Зинченко Феодосия Михайловна

    проживала по ул. Московской, 158.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Токарев Стефан Афанасьевич

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк