Краеведу Елене Сабур удалось найти документы, подтверждающие его работу в самом начале XIX века
Какой год можно считать началом основания медицинской службы в станице Полтавской? Я нашла следующие варианты ответа на этот вопрос.
«Первые лазареты в Черномории были открыты в 1825 году в Полтавской и Темрюке. Полтавский войсковой лазарет находился в ветхом, турлучном строении, состоящем из покоя для аптеки и 2 комнат с 50 кроватями. Темрюкский лазарет помещался в частном доме с 2 комнатами и был рассчитан на 25 человек. На два лазарета был 1 врач и 1 фельдшер» (Салчинкина Ангелина Ростиславовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина «Проблемы медицинского обеспечения отдельного кавказского корпуса и казачества в годы Кавказской войны 1817-1864 гг.») .
«К 1825 году открылись лазареты в станице Полтавской (при нем работали два медика: лекарь и фельдшер) и в Темрюке», — вторит в своей статье «Организация медицинской помощи» В. Филипенко, г. Армавир.
Об открытии Полтавского войскового лазарета в 1830 году можно прочитать на сайте музея истории станицы Полтавской и в книге Николая Ивеншина «Самостоянье».
«В 1833 году было открыто два лазарета: Полтавский и Темрюкский, которые обслуживались одним врачом», — написано в статье, напечатанной на сайте ГАККа «373 фонд «Войсковая врачебная управа Черноморского казачьего войска (1835 – 1860 годы)».
Разноголосица в дате открытия полтавского лазарета и в количестве работающих в нем медиков связана с почти полным отсутствием архивных документов по этим вопросам. Авторы выше выложенных вариантов ссылаются на работы Ф.И. Щербины, И.Д. Попко, Е.Д. Фелицина и на журнал министерства внутренних дел России за 1836 год №4. Ниже мы познакомимся с некоторыми этими работами.
Я же по крупицам собрала архивные документы, которые позволили мне отодвинуть дату открытия полтавского лазарета на более ранний срок. Думаю, что и эта дата не будет окончательной. Но сначала…
Основные вехи становления здравоохранения в Черномории с 1792 по 1842 годы
«Первые поселенцы нынешней Черномории, выходцы Запорожской Сечи, взлелеянные там бурями и непогодами, закаленные солнечным зноем под открытым небом, привыкшие к суровой жизни и простой пище, укрепившие тело свое разгульною жизнью и бурлачеством, не знакомы были с питомцами Эскулапа. Приключавшиеся им болезни благодетельная натура излечивала без всякого пособия, часто побеждая и болезнь настоящую и причиняемую разными, не соответственными оной, принятыми самоврачующим себя, средствами. По крайней мере неизвестно, чтоб кто-либо из врачей того времени пришел с ними на Кубань. Впрочем, по словам старожилов, бывали у них временно вольные лекари; но кто именно и по какому случаю не известно. Из дел, хранящихся в войсковом архиве, видно только, что в 1796 году, по случаю проникшей в Черноморию из Анапы чрез Бугас чумы, были командированы сюда для прекращения заразы врачи из Таврической и Херсонской губерний; но они после возвратились опять к своим местам» (Журнал министерства внутренних дел № 4 за 1836 год.)
Условия жизни бывших запорожцев, а ныне черноморских казаков, были достаточно сложными. Заболеваемость и смертность находились на очень высоком уровне. Этому способствовали жара, влажный климат и новые болезни, к которым не было иммунитета. Население пользовалось или своими домашними испытанными средствами — травами, настойками, отварами, или же обращалось к знахарям.
«Общественная медицина и врачебная помощь, — писал историк Ф.А. Щербина, — были слабо развиты в то время, и организация медицинской помощи сводилось исключительно к предупредительным мерам против занесения в край чумы, холеры и эпидемических заболеваний.
На всю Черноморию был один только врач (Иван Барвинский — Е. Сабур). Когда в крае появилась чума, то войско должно было обратится за помощью в другие места».
Даже в столице Черномории, Екатеринодаре, не имелось ни больниц, ни аптек, ни других лечебных учреждений для обслуживания населения. Число нуждающихся в медицинской помощи стремительно росло, смертность становилась угрожающей.
31 июля 1800 года Войсковая канцелярия Черноморского казачьего войска приняла решение о безотлагательной постройке госпиталя в г. Екатеринодаре. В последующих документах слово «госпиталь» исчезло, и речь шла о лазарете (Лазарет — военное медицинское учреждение, непосредственно входящее в состав воинских частей, предназначенное для оказания медицинской помощи и стационарного лечения больных и раненных военнослужащих, которые не нуждаются в продолжительном лечении и в сложных диагностических и специализированных лечебных мероприятиях.
Лазареты создаются при отдельных гарнизонах, в воинских частях и на кораблях. Специализированную медицинскую помощь и лечение военнослужащие получают в военных госпиталях).
В марте-апреле 1801 года по высочайшему повелению Медицинской коллегии в г. Екатеринодар были назначены два медика для устройства войскового лазарета. Это были старший лекарь Петр Антоновский из Черноморского флота, с окладом 300 рублей в год, и младший лекарь Николай Ольховский из 3-го егерского полка, с окладом 200 рублей в год. Распоряжением войсковой канцелярии Черноморского казачьего войска был определен следующий штат лазарета: медик в чине обер-офицера, 6 фельдшеров, 3 цирюльника и 10 госпитальных служителей из казаков. Медикаменты и инструментарий закупались за счет войска. Тогда же было принято решение завести в Черноморском войске аптеку. На выделенные средства — 3000 рублей — были закуплены инструменты и лекарства в Херсонской аптеке, которые прибыли в Екатеринодар в ноябре 1803 года. Аптеку принял штаб-лекарь Белецкий с помощниками Н. Ольховским и Кирхнером.
На основании высочайше утвержденного императором Александром I от 31 марта 1816 года «Положения для военных госпиталей и полковых лазаретов» и приложенных к нему штатов, лазарет был преобразован в Екатеринодарский войсковой госпиталь на 100 постоянных и 50 запасных мест. По штату было положено: главный войсковой медик 1, ординатор 1, фельдшеров 6, цирюльников 3, комиссар 1, писарь 1, для госпитальной прислуги: урядник 1 и казаков 25 (Андреев А.О. «От войскового лазарета до войсковой и областной больницы 1802-1924 гг.»).
Вернемся к нашему Полтавскому лазарету. Для этого сядем в «машину времени» и перенесемся в Черноморию в 1800 год.
1800 год
«Чтобы облегчить казаков по кордонной службе и лучше обеспечить войсками границу, в апреле 1800 года по Высочайшему повелению были направлены в Черноморию два егерских полка, которые были расположены частями на всем протяжении Черноморской пограничной линии, начиная от Тамани и до Усть-Лабы, преимущественно по казачьим куреням. На черноморцев, которых должны были защищать эти полки, возложены были, однако, тяжкие по тому времени натуральные повинности: подводная, постойная и особенно тяжелая — по снабжению егерей топливом. Черноморцы не успели еще устроить как следует для себя жилищ, а с них потребовали помещений для двух полков. Казаки находили несправедливыми эти повинности и жаловались на их тяжесть. Казачье начальство поэтому неоднократно просило перевести из Черномории егерей в другие места, как ничего не сделавших для защиты края, обещая со своей стороны справляться с черкесами при помощи одних собственных казачьих сил», — писал Ф.И. Щербина.
1804 год
В этом году один из Егерских полков, а именно, 14-й, был отправлен в поход. Это послужило причиной передачи имущества полка от его командира назначенному ответственному от Черноморского войска. В ГАККе сохранилось дело: «О принятых от 14 Егерского полка строениях, припасах разных в селениях: Полтавском, на Копыле, в Курках и Бугазе, при выступлении его в поход в 1804 году». В данной статье меня интересуют те строения, которые находились в курене Полтавском.
«Опись полковому гобшпиталю в селении Полтавском от войска Черноморского и сараю при оном находящимся построенным потом. 2 мая 1804 года» (ГАКК Ф. 249 Оп. 1 Д. 469).
«Гобшпиталь покрыт камышом. Первая связь (под одной крышей — Е. Сабур) от селения: в ней покоев — 3.
К селению кухня, в ней покоев — 2, сени с дощатой дверью без крючков и петель, в обоих покоях и сенях рам оконных вмазанных бумагою — 6.
К степи сарай, построенный потом, покрытый камышом. Стены оплетены хворостом, а внутри обмазаны глиною, в нем две дощатые двери без крючков и петель, нар, плетенных хворостом, — 18.
В оном же сарае сложено разных деревянных вещей: кроватей — 25, столов малых сосновых в каждом с боков по два ящика — 5, ящиков плевательных — 26, нужных на колесах — 2 (передвижной туалет, состоящий из деревянного ящика и медного судна — Е. Сабур), парашей с крышками -2, ванн банных рассыпанных — 2, казанов — 5, ушатов — 2, лоханей — 1, шайка с ручкою — 1, кружек — 15, бадей разсыпанных — 2, столов больших — 2».
«Полковой двор кругом плетнем огорожен с двумя воротами крепкими. Во дворе сарай, плетневый со всех сторон, на семи длинных сохах, покрытый камышом, построенный полком, в коем лежит лес. Конюшен, покрытых камышом, — 2, сарай новопостроенный для обоза с трех сторон огороженный плетнем, покрыт камышом на двух сохах и стропилах.
Плотницкая, построенная полком. 2 кузни, полком построены, между ними станок для ковки лошадей на 4-х столбах. Баня, построенная полком, сенцы на двух сохах, заплетенные хворостом, покрытые камышом. В средине из камней и кирпичей каменка, потолок дощатый, с тремя снизу лавками и полки от двери до потолка вымощены досками.
Двор близ офицерских квартир. В нем цейхгауз, построенный от войска с разрушившимся сараем, под которым сложен уголь.
Конюшня какова заплетена кругом плетнями, в ней стойлов – 3, ясли — 1. Кладовые по концам оной конюшни глиною снаружи и внутри обмазаны.
Сарай для скотины, оплетен кругом хворостом и покрыт камышом. 2 мая 1804 года».
Обратим внимание, что гобшпиталь, кухня, один сарай и цейхгауз построены за счет войска Черноморского, которому и принадлежали, по-современному можно сказать так, что эти строения и имущество в них находящееся, являлись краевой собственностью, в отличии от строений, построенных полком, и относящихся к федеральной собственности.
Были также списки и с другими вещами, оставленными егерским полком, как-то: фуры провиантские, канцелярские и для плащей роты, колеса, спицы, оси передние и задние, дуги для артельных повозок, вилы, дроги, оглобли и т. д. Учитывали все до последнего гвоздика. Строительных рынков и магазинов тогда еще не было, а ярмарки, на которых, наверное, можно было что-то купить, были не каждый день, да и средств на покупки особых не было.
Что же из этого описания следует? А то, что полковой госпиталь в селении Полтавском был построен и открыт, скорее всего, одновременно (а может даже и раньше) с Екатеринодарским лазаретом и работали в нем, я думаю, медики от 14-го Егерского полка. Помните, в Екатеринодарском лазарете младший лекарь был из 3-го Егерского полка.
Вероятно, после ухода 14-го егерского полка в поход полковой госпиталь в селении Полтавском был закрыт из-за отсутствия медицинского персонала. Следующее упоминание о полтавском уже лазарете встретилось мне в…, но сначала о том, в каком году еще не было свидетельств о его существование.
Открыть архив файловПодпишитесь на рассылку
вдова, 51 год.
37 лет, жена его Ксения 34 года, дети их: Степан…
с 1822 по 1827 гг.
урядник – с 1844 по 1854 гг.
урядник – с 1864 по 1867 гг.
1912 г.р., проживала по ул. Коммунистической, 27.
1909 г.р., проживала по ул. Совхозной, 19.
1906 г.р., проживала по ул. Дзержинского.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…