На дореволюционной фотографии, среди сотен лиц казаков Первого Полтавского полка, потомки узнали родного человека, судьба которого в 30-е годы сложилась трагически. Это был протоиерей Николай Григорьевич Водопетов.
В этой истории целый ряд событий и совпадений можно назвать невероятными. Совершенно случайно Василий Иванович Коваленко, краевед из станицы Ивановской, давний друг и внештатный автор «Голоса правды», увидел у одного из ивановцев фотографию 1902 года и фактически спас ее от окончательной утраты. Уникальный снимок, на котором были запечатлены сразу более двухсот восьмидесяти (!) казаков 2-й сотни Первого Полтавского полка, служивших в Эривани, хранился не в самых лучших условиях.
Вместе с ненужными вещами его уже собирались выбросить на свалку. Хозяин даже не знал, откуда у него фотография и кто на ней изображен. Через год-два рассмотреть что-либо на фотографии уже было бы невозможно. Василий Иванович Коваленко, никогда не расстающийся с фотоаппаратом, переснял ее.
На обратной стороне фото читалась надпись:
Уникальный снимок был опубликован в «Голосе правды» 14 мая 2020 года. Тогда газета обратилась к жителям станицы Ивановской и района в надежде на то, что кто-нибудь узнает на фото своего предка и расскажет о нем. Честно признаться, надежды было мало: ведь прошло почти 120 лет, сменилось несколько поколений людей, живших в начале ХХ века. Но чудо все-таки случилось!
Узнали деда
На снимок обратил внимание житель Славянского района, краевед, член Русского географического общества, кандидат сельскохозяйственных наук Евгений Олефир. Он увидел его на сайте «Голоса правды» и продублировал в группе любителей истории и краеведения в WhatsApp.
И отклик пришел из Краснодара: отозвалась родственница семьи Водопетовых — Елена Федоренко, начальник отдела народного творчества краевого научно-методического центра культуры. Несколько месяцев назад, случайно увидев фото 2-й Полтавской сотни в одной из групп в Сети, она невольно обратила внимание на сидящего среди казаков священника в широкополой шляпе и в очках. А через некоторое время увидела его же на старой казачьей фотографии, будучи в Москве, в гостях у родственников, в их семейном альбоме.
Жив и здравствует внук Николая Григорьевича Водопетова — Александр Николаевич Водопетов. Он, полковник Военно-космических сил в отставке, кандидат технических наук, участник запуска первых космических кораблей с космодрома Байконур, давно стал собирать информацию о своем деде. Сохранил его фотографии и разыскал уникальные документы, благодаря которым мы и можем сегодня рассказать о мужественном, широко образованном и добром священнослужителе.
Из позапрошлого века
Николай Водопетов родился в 1873 году в Астрахани. Его отец, Григорий Иванович, был священником кладбищенской церкви, мать, Анфиса Алексеевна — домохозяйкой. В семье росли еще трое братьев — Василий, Сергей и Александр. Все они, в том числе и родители, умерли от голода в 1921-м.
Николай окончил в 1894 году духовную семинарию, женился на дочери священника из Ярославля Александре. Первым местом его служения стала Христовоздвиженская церковь в Астрахани, где он два года был и учителем церковно-приходской школы.
А потом судьба забросила его на Кубань. С 1899 по 1912 годы он был священником, законоучителем и заведующим церковно-приходской школой хутора Степного (ныне — станица) Приморско-Ахтарского района. Именно в это время побывал на Кавказе, в крепости Эривань — месте службы Первого Полтавского полка, где и была сделана в 1902 году вышеупомянутая фотография.
Затем отец Николай служил в Александро-Невской церкви станицы Медведовской. Учительствовал, заведовал церковно-приходской школой, затем — двухклассным училищем. С 1905 по 1912 гг. состоял также на должности духовного следователя 3-го округа Кубанской области. (Источник: Формулярный список о службе, ГАКК, ф.470, оп.2, д.2464, л.8-12).
В семье Николая Григорьевича и Александры Алексеевны Водопетовых было семеро детей: Николай, Борис, Нина, Елена, Валентина, Анатолий и Виталий. Имели дом с огородом и садом, где сами же и трудились. Глава семейства был очень грамотным, любил много читать и любовь к чтению привил всем своим детям. В доме была огромная библиотека с богатейшим отделом детской и юношеской литературы. До наших дней сохранилась лишь небольшая ее часть.
За верное служение вере и Отечеству протоиерей Николай Водопетов был награжден набедренником, диановой скуфьей (так в Формуляре о службе — ред.) и двумя царскими медалями. По воспоминаниям Александра Николаевича Водопетова, и дед его, и отец обладали сильными голосами, любили петь, чему и детей своих научили.
Вихри враждебные…
И если бы не революция 1917 года, судьбы Николая Водопетова и его детей могли сложиться совсем по-иному…
В станице Варениковской и селе Молдаванском нынешнего Крымского района протоиерей Николай (Водопетов) после октябрьского переворота служил настоятелем церквей. Он резко выступал против кампании по борьбе с религией и преследования верующих, искоренения церковных обрядов, разрушения храмов. Именно это и навлекло на него гнев властей.
В январе 1933 года священника арестовали. После того, как он отказался публично отречься от веры и своих взглядов, 2 мая 1933 года его расстреляли в Новороссийске. Приговор вынесла «тройка» ОГПУ Северо-Кавказского края и Дагестанской ССР. Место захоронения Николая Григорьевича неизвестно. Реабилитирован он был только в 1989 году.
Из воспоминаний Александра Водопетова, внука о. Николая
«Я лично слышал, как старожилы станицы Варениковской отзывались о деде, как об очень хорошем человеке и священнике, которого отличали человеколюбие, трудолюбие и готовность всегда прийти на помощь ближнему.
Уже после расстрела деда мой отец работал в школе учителем, но находился под пристальным вниманием соответствующих органов как «сын попа». Он не решился сделать официальный запрос о судьбе репрессированного отца даже после известного ХХ съезда КПСС.
За родителями следили, подслушивали их разговоры во время ночных засад под окнами дома. По этой причине отец, заочно окончив физико-математический факультет, стал преподавателем математики — науки, «дальше всех отстоящей от политики».
Почти все дети моего деда Николая Григорьевича (за исключением младшего — рабочего) стали учителями либо инженерами. Были ли они верующими? Если бы они дожили до нашего времени и поговорили со мной, можно было бы точно ответить на этот вопрос, но думаю, что — да. Полагаю, что мой отец, не будь революции 1917 года, был бы священником».
Подпишитесь на рассылку
23 года, жена его Матрена 24 года.
22 года, жена его Анна 22 года, брат его Исаакий…
42 года, жена его Ольга 43 года, дети их: Павел…
урядник – с 1892 по 1895 гг.
вахмистр – с 2017 г. по настоящее время.
урядник – 1895 1896 – гг.
1915 г.р., проживала по ул. Спокойной, 57.
1915 г.р., проживала по ул. Кубанской, 198.
1908 г.р., проживала по ул. Жлобы.
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…
место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…