Сайт об истории и людях
Красноармейского района

В Трудобеликовском в годы ВОВ жили мальчишки, которые юнцами стали бойцами Красной Армии

Алексей Полях, Иван Шкереда и Юрий Бородин отправились на фронт в возрасте 13-14 лет

На снимке группа ветеранов ВОВ хутора Трудобеликовского. Первый слева – бывший учитель Николай Дерявко. Фото из архива музея хутора Трудобеликовского

Рассказ о юных героях был опубликован в номере «Голоса правды» от 4 марта 1997 года. Его автор — Николай Дерявко, учитель СОШ №39 хутора Трудобеликовского.

Не прощаясь

30 мая 1943 года исчезли из родительских домов 13-летний Алеша Полях и 14-летние Иван Шкереда и Юра Бородин. Пред­полагали даже, что они подо­рвались на минах или снарядах, которых гитлеровцы при отступ­лении побросали великое мно­жество. Однако следов гибели ребят нигде не было.

Через два месяца юнцы при­слали своим мамам письма, в которых сообщили, что они живы-здоровы и воюют с фа­шистами под станицей Крым­ской. Одна тревога родителей сменилась другой.

Что заставило, по сути дела детей, пойти на войну?

В довоенной школе детей учили не только счету и письму, но и чувству патриотизма. Учи­теля, вместе с учениками, посе­щали кинотеатр в ст. Славян­ской, смотрели там прекрасные фильмы. Каждый из этих филь­мов обсуждался в классе.

Дальше — больше. В школе, сельском клубе ребятами ста­вились спектакли по сценариям просмотренных фильмов. Ре­жиссировали эти спектакли Сер­гей Федорович Мякенький и учи­тель истории Семен Михайло­вич Черевань, жившие потом в Кущевском районе. Начало спек­таклям положил фильм «Чапаев». Последний спектакль постави­ли по кинокартине «Александр Невский».

Патриотическая работа в Трудобеликах оказывала боль­шое влияние на ребят. Многие выпускники поступали в воен­ные училища. Василий Вальков и Николай Есауленко стали Геро­ями Советского Союза.

Однако вернемся к нашим юным героям. К фронту они решили доехать на машинах, везущих пополнение. Машины эти часто останавливались на привал у моста через Протоку. Наработавшись на огородах, ребята подходили к месту в пол­день и просили командиров взять их с собой на фронт. Но им отказывали, видя, насколько измучены мальчишки работой.

А потому 30 мая Алеша, Ваня и Юра пришли к мосту утром, сразу же после ночного отдыха, имея в карманах лишь по куску хлеба.

Увидев машину, хлопцы уст­роили небольшой спектакль. Иван Шкереда «жарил» гопака, а двое других ребят стояли у обочины, соблюдая все требо­вания строевого устава, по стой­ке «смирно».

Когда машина поравнялась, ребята лихо отдали ей воин­скую честь. Старший лейтенант, сидев­ший в кабине рядом с водите­лем, сказал:

— Привет, кубанчата! Не же­лаете ли повоевать?

— Желаем! — крикнули юнцы.

— Ну тогда живо в кузов. Сер­жант, принимай пополнение!

Перед закатом солнца хлоп­цы были уже в штабе 339-й Ростовской стрелковой дивизии.

Наука побеждать

В первые два дня наших зем­ляков обмундировали, подкор­мили. Затем две недели обуча­ли владению винтовкой, авто­матом, ручным пулеметом. Обу­чали и профессиональным на­выкам связника, учили умению доставлять пакеты, применяясь к местности, боевой обстанов­ке,

Первое задание довелось выполнять Алеше Поляху. На­чальник штаба 1135-го полка майор Саух поручил ему доста­вить записку в третий батальон, где погиб телефонист. Алеша отправился в путь. Минут через 40 встретил пожилого санитара из этого батальона. Дальше они шли вместе. Ползли по неглу­бокой канаве, добравшись до оврага, пошли в полный рост.

 Раздались орудийные вы­стрелы, и Алеша решил осмот­реться вокруг. Подпрыгнул, ух­ватился за какой-то корень и ловко выбрался наверх. Наблю­дал некоторое время, но ничего существенного, на первый взгляд, в стороне противника не увидел. Только вот показалось ему, что стеклышко блеснуло на солнце.

Вместе с санитаром доложили комбату от этом. Тот послал разобраться на месте командира минометной батареи и его помощника. Словом, вы­яснилось, что Алеша обнаружил вражеских наблюдателей. Огнем минометной батареи они были уничтожены,

Через две недели Алешу на­градили медалью «За боевые заслуги». С тех пор сослуживцы стали звать его уважительно — Алексеем Николаевичем.

Ваня Шкереда также выпол­нил немало поручений. Но самое опасное задание ждало его в Крыму, около г. Керчи. Штаб дивизии находился у заводов Кирова и Войкова. Телефонная связь была нарушена огнем вра­жеской артиллерии с горы Митридат. Записку начальника шта­ба дивизии полковника Панте­леева необходимо было доста­вить начальнику Керченской при­стани, где еще продолжалась переправа частей через про­лив.

Разрушенную часть дороги Ваня преодолел по-пластунски. Передохнул, а потом, по уце­левшему участку дороги, бро­сился бежать. Гитлеровцы от­крыли по нему огонь. Юный боец падал, вскакивал, бежал зигзагами. Заметив впереди угол кирпичной стены, он ре­шил, во что бы то ни стало, до­стичь ее. Его схватили за полу шинели и втянули в подвал за мгновение до того, как в стену попал снаряд. В подвале были однополчане, укрывшиеся от снарядов. Они и помогли Ивану связаться с начальником при­стани. Приказ был выполнен в экстремальных условиях. Ивана Федоровича Шкереду награ­дили медалью «За отвагу».

До Берлина не дошли

После освобождения Крыма дивизию передислоцировали в Польшу. Как-то после пешего марша остановились у местеч­ка Майдан Бжежички. Леша По­лях почувствовал невыносимый смрад и взобрался на подобие кургана. Заглянув внутрь откры­того на вершине холма, он чуть не потерял сознание. Курган состоял… из штабелями сложен­ных трупов мужчин, женщин, детей. Алеша спустился с мо­гильника и сообщил об увиден­ном однополчанам. То был конц­лагерь Майданек, Уже через несколько часов в частях дивизии прошли митинги, ос­новной резолюцией которых было короткое: «Вперед, на Бер­лин!».

Но в Берлин ребята не попали, так как через пару суток был издан приказ о демобилизации всех юных бойцов. Их с почестя­ми отправили на Родину.

Трудобеликовские хлопцы расстались, прибыв весной 1945 года на хутор. Юра Бородин уехал жить в Геленджик. Мы с ним больше не виделись. А Полях Алексей Ни­колаевич и Шкереда Иван Фе­дорович остались в Трудобеликах. Оба работали водителями. К боевым наградам добавились целые папки грамот за ударный труд.

…Когда капитан Борис Каре­лин, сотрудник районного воен­комата, вручал медали Георгия Жуко­ва ветеранам войны в х. Трудобеликовском, среди награжден­ных были и те, кто стал солдата­ми еще в отроческом возрасте.

Николай Дерявко, ветеран войны и педагогического труда, х. Трудобеликовский, 1997 год.

Открыть архив файлов

Читайте далее

Статьи
Все статьи
Личности

Подпишитесь на рассылку


    Списки
    Cтаронижестеблиевцы, переселившиеся в станицу Ольгинскую в 1909 году
    Фоменко Андрей Анисимов

    38 лет, жена его Гликерия 39 лет, дети их: Иван…

    Гагин Иван

    10 лет, Григорий 8 лет, вдовая мать их Параскева 48…

    Костюк Кондрат Пантелеймонов

    32 года, жена его 31 год, дочь их Наталия 11…

    Открыть список
    Атаманы Джереливського куриня
    Штанько Харитон

    урядник – с 1867 по 1871 гг.

    Труба Аврам

    с 1809 по 1812 гг.

    Штанько полковой хорунжий – с 1827 по 1829 гг.
    Открыть список
    Вдовы фронтовиков станицы Полтавской
    Задорожняя Евдокия Захаровна

    1918 г.р., проживала по ул. Набережной, 165.

    Бурдина Наталия Матвеевна

    проживала по ул. Пионерской, 23.

    Серова Зинаида Кирилловна

    проживала по пер. Интернациональному.

    Открыть список
    Георгиевские кавалеры из Екатерининской (Краснодонецкой) Ростовской области
    Костин Василий Иванович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Никитин Иван Романович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Сальников Михаил Ефимович

    место рождения: Донского Войска обл., Екатерининская станица (современное название Краснодонецкая,…

    Открыть список
    Исследовать все наши списки
    Бессмертный полк